Хэмилтон провалил ключевой этап года в «Ф-1»: промахнулся пальцем на 2 мм, слил Ферстаппену поворот колесо в колесо, застрял за «Маклареном»
Не уик-энд Льюиса.
Гран-при Италии виделся лучшим шансом «Мерседеса» и Льюиса Хэмилтона взять реванш за поражения в Бельгии и Нидерландах: из-за концепции болида W12 с длинной колесной базой и небольшим дорожным просветом семикратные чемпионы выигрывали у «Ред Булл» примерно 0,4 секунды с каждого круга по «Храму скорости» в Монце. №44 наслаждался меньшим лобовым сопротивлением и большей прижимной силой благодаря форме днища и уклону машины – «Мерседес» ехал быстрее на прямых, стабильнее тормозил и выглядел намного сбалансированнее RB16B. Потому именно этап в Ломбардии и называли ключевым в чемпионате: Хэмилтон приехал в Италию с отставанием в 3 очка от Ферстаппена, но обладал всеми шансами на победу в спринте (+3 балла) и в основной гонке (+26 баллов с учетом лучшего круга) – а значит, ожидался и перехват лидерства в общем зачете.
И даже в пятницу вечером казалось, будто успех Льюису уже обеспечен: он опередил Макса в квалификации, рядом с ним стартовал готовый уступить дорогу Валттери Боттас, а машина все еще ехала быстрее «Ред Булл».
Но №44 все испортил сам – с первого же момента в спринте: зевнул на старте и пропустил и Ферстаппена, и оба «Макларена», и даже Пьера Гасли на «Альфа Таури».
Посмотрим еще раз глазами Ландо Норриса – чистая заминка на первых метрах!
Небольшое «торможение» Льюиса – в цифрах: Боттас разогнался до 200 км/ч на секунду быстрее, остальные выиграли полсекунды.
Что же случилось? Личная промашка Хэмилтона – исчезающе маленькая, но огромная для «Формулы-1».
«Машина тронулась, шины зацепились за асфальт… Но я чуть сильнее нужного нажал на сцепление – на какие-то 2 миллиметра, – объяснил ошибку семикратный чемпион «Формулы-1». – Из-за этого возникла пробуксовка. Вот и вся история».
«Льюис «проспал» старт, а потом слишком долго держал сцепление, – подтвердил шеф «Мерседлеса» Тото Вольфф. – Это очень необычно для него».
Чемпион оказался за «Маклареном» Ландо Норриса – и ничего не смог поделать против болида из середины пелотона все 15 кругов спринта.
Просто «Храм скорости» – особая трасса, где все по возможности превращают машины в ракеты для прямых. И «Мерседес» внезапно обнаружил нехватку мощности для атаки команды с таким же мотором.
«Когда «Мерседес» едет в стабильной ситуации, то очень значительно перезаряжает энергию, – объяснил шеф «Ред Булл» Кристиан Хорнер в эфире Sky Sports. – Но здесь [в «Монце»] мы видели эффект, который называется «клиппинг»: в конце прямых начинает мигать задний фонарь [сигнал начала перезарядки аккумулятора], и скорость просто убивается. Когда Льюис подъезжал на полсекунды [к Норрису] – обычно достаточный для атаки отрыв – он внезапно терял импульс на разгоне».
Альтернативных способов (или хотя бы «Хаммертайма» – пары сверхбыстрых кругов после череды восстановительных медленных) Льюис не нашел и закончил спринт пятым – подвинувшись на четвертое стартовое место после отлета Боттаса в хвост решетки. Ужасный результат с точки зрения перспектив чемпионата и в особенности возможностей машины – для итогового заезда требовалось нечто экстраординарное.
И «Мерседес» придумал хитрый ход: поставил Льюису – единственному в топ-10 – самый жесткий состав шин на старт. Расчет очевидно заключался в расширении возможного окна атак на «Макларен» (чтобы покрышки продержались дольше) – или на 5-6 кругов в «чистом воздухе» после первой волны пит-стопов, если №44 сохранит резину лучше конкурентов.
План, казалось, сработал с первых же метров: Хэмилтон исправился и обыграл Норриса уже после первой же шиканы...
Но затем опрометчиво пошел в атаку по внешней на Ферстаппена – и Макс вполне законно захлопнул калитку и оттеснил соперника на поребрик.
Перед самым поворотом №33 все еще впереди – и потому диктует траекторию…
Льюис пользуется правом все равно рискнуть…
Но напугать лидера «Ред Булл» не вышло – он спокойно забирает единственную траекторию через шикану…
И Хэмилтон опять оказывается за Норрисом!
В целом не очень понятно, на что надеялся №44: ведь в 2019-м ровно в том же повороте ровно так же от него отбился Шарль Леклер. Тем не менее, Льюис все равно попробовал – видимо, история его ничему не учит.
В итоге лидер «Мерседеса» вновь застрял за «Маклареном» – теперь еще на 20 кругов: лишь на середине дистанции нашел способ объехать Ландо.
Но в преследованиях слишком износил даже самые жесткие покрышки – план «проехать несколько очень быстрых кругов в чистом воздухе» накрылся. Пришлось тут же ехать в боксы – примерно в одно время с начавшими на «медиуме» соперниками.
А на выезде с пит-лейн Льюис внезапно оказался впереди Ферстаппена – но исключительно из-за фэйла механиков «Ред Булл»: лучшая в мире бригада обслужила Макса за 11 секунд вместо обычных двух.
Вероятно, №44 решил вернуть должок сопернику за первый круг и тоже прикрыть калитку в первом и втором поворотах – вот только его довольно законная оборона закончилась не слишком удачно: болид №33 подскочил на поребрике, ударился в колесо «Мерседеса», подлетел еще выше и припарковался практически на голове у Льюиса.
«Сегодня он просто не захотел уступать, – заявил Хэмилтон после финиша. – Когда он заходил во второй поворот, он знал, что случится, он знал, что ему придется прыгать через поребрик, но все равно сделал это».
«Он срезал после белой линии, и мне пришлось уезжать на зеленую часть, чтобы не столкнуться, – объяснил момент Ферстаппен. – Я выбрал внешнюю траекторию, и, разумеется, пытался совершить обгон. Он просто продолжал меня выдавливать, и я хотел с ним поработать – я хочу гоняться.
Я не ожидал, что он продолжит меня выдавливать, выдавливать, выдавливать – необходимости в этом не было. Если бы он оставил мне место на ширину болида, мы бы в любом случае сражались бы во втором повороте – и, наверное, он остался бы впереди. А он продолжал оттеснять меня все дальше и дальше. В какой-то момент деваться мне было некуда. Мы столкнулись именно из-за этого – потому что задняя шина ударилась о его колесо.
Для того, чтобы проехать поворот [без аварии], нужны усилия двух. Если один человек не хочет ничего предпринимать, что я могу поделать? Ничего не получится. Нам очень не повезло, что это случилось».
Стюарды в итоге согласились с мнением лидера «Мерседеса» и выдали №33 штраф в три позиции на старте Гран-при России – но разве это как-то меняет исход итальянского этапа?
Конечно, можно винить Макса и судьбу, но если бы не ошибка со сцеплением в спринте – скорее всего, Льюис бы запросто выиграл поул и укатил бы к победе в гонке. Или если бы он не полез в непродуманную экспресс-атаку на первом круге решающего заезда – то снова не оказался бы за Норрисом. В конечном итоге Хэмилтон ошибался в Италии чаще и серьезнее Ферстаппена – и потому уехал из Монцы (еще раз: где «Мерседес» вез «Ред Булл» 0,4 секунды) с отставанием в 5 очков вместо комфортного преимущества в чемпионате. Все-таки у него было слишком большое преимущество, чтобы сделать вид, будто он сам не при делах и во всем виновата судьба (хоть в столкновении и правда главную роль сыграло невезение). Лучшего шанса переломить хоть сезона больше может и не быть.
Фото: REUTERS/Jennifer Lorenzini
И да, Хэм гран при проиграл. Но и Макс мог, стартуя сегодня нормально, уехать куда более уверенным лидером. Но зачем об этом вспоминать?
Льюис вполне мог в итоге просто доехать 3-м и получить +3 очка перед Максом. А после аварии это вполне реальные +7 в Сочи.
Артём, ну что за... Причем тут износил покрышки? "План накрылся" не из-за износа, а из-за изменившейся ситуации. Из-за пит-стопа РедБулл в 11 секунд.
Макларены поехали в боксы по той же причине - чтобы здесь и сейчас выехать впереди Макса. Задержись Льюис хоть на круг - он бы пропустил обратно Ландо, которого только что обошел на трассе. На "слишком изношенных покрышках"... И Макса бы пропустил. Никто не закладывал, что Мерседес тоже затянет пит-стоп. Стандартный пит - хотя бы в 2,5 секунды - выводил Льюиса на комфортную вторую позицию, впереди Ландо и Макса. И позволял бороться с Дэном. Свежий новый медиум, осталось полгонки (26 кругов, если не ошибаюсь), вчера софт 18 спокойно продержался.
Смысл оставаться на трассе и следовать первоначальному плану, если есть возможность решить главную задачу на гонку (финишировать впереди Макса) здесь и сейчас?