Культовую скоростную трассу вернули в «Ф-1» спустя 36 лет: она не прощает ошибки и удивляет пугающе крутыми поворотами
Место столкновений чемпионов и большой трагедии.
Суперзвезда «Ред Булл» Макс Ферстаппен дождался домашнего Гран-при: спустя 36 лет «Формула-1» возвращается в Зандворт. Дебют обновленной версии автодрома планировали в 2020-м, и событие вызвало такой ажиотаж в Нидерландах, что все билеты раскупили за восемь месяцев до Гран-при. Но гонка на побережье Северного моря, как и многие другие, попала под коронавирусную волну отмен.
Зато в 2021 году у «Зандворта» есть практически все необходимое для зрелища топ-уровня: невиданной (в современной «Ф-1») крутизны бэнкинги, толпы зрителей и максимальная интрига в чемпионате. Не хватает только обгонных мест, но квалификация точно обещает быть огненной – так что пропустить субботний онлайн на Sports.ru ни в коем случае нельзя.
Старый «Зандворт»: победы великих, столкновение в борьбе за титул и трагедия
С 1952 года, когда Гран-при Нидерландов вошел в календарь чемпионата мира, в маленьком курортном городке побеждали почти все легенды старой «Ф-1» – от Альберто Аскари и Хуана-Мануэля Фанхио до Джеки Стюарта и Марио Андретти. Этап стал поистине королевским: лишь шесть раз из 30 кубок доставался пилоту, который так и не стал чемпионом мира.
Для Джеймса Ханта и Ники Лауды – пожалуй, самых культовых антиподов 1970-х – Зандорт являлся знаковым местом. Здесь британский гонщик одержал свою первую победу в 1975 году (еще в составе «Хескета»), а десятью годами позже его друг и соперник выиграл в 25-й и заключительный раз в своей великой карьере – с десятого места на решетке. На подиум гонки 1985 года вместе с Лаудой поднялись Ален Прост и Айртон Сенна – действительно эпичное завершение истории старого «Зандворта».
У французского чемпиона особые отношения с трассой: если в последней гонке в Северной Голландии Прост проиграл Лауде всего 0,2 секунды, то в 1981-м и 1984-м победил, а в 1983 году столкнулся с конкурентом в борьбе за титул Нельсоном Пике. Оба пилота сошли, что сильно повысило шансы Алена на итоговый успех – он опережал Пике на 14 очков. Тем не менее, за три оставшихся этапа бразильцу удалось отыграть огромное отставание (за победу тогда давали 9 баллов) и отпраздновать второе чемпионство.
Онборды позволяют взглянуть на старый трек глазами Проста:
В Нидерландах произошел и один из самых трагических эпизодов в гоночной истории. Во время Гран-при 1973 года погиб двукратный победитель британской «Формулы-3» Роджер Уильямсон, проводивший лишь вторую гонку в «Ф-1». После прокола шины и столкновения с барьерами его «Марч» перевернулся и загорелся. Друг Уильямсона Дэвид Перли выскочил из своей машины и практически в одиночку пытался потушить и перевернуть болид, так как маршалы в то время не были обеспечены огнеупорными костюмами, но безуспешно. Отсутствие помощи со стороны других гонщиков (многие из которых приняли Перли за пилота сгоревшего болида) и катастрофический уровень безопасности – поблизости оказался лишь один огнетушитель, пожарная машина появилась через восемь минут, гонку так и не остановили – привели к ужасным последствиям.
Обновленная трасса – смесь олдскула и инновационных решений
С 1985 года конфигурация трассы серьезно поменялась, но характер и примерно половина старых поворотов (первый сектор, часть второго и последний вираж) на месте. Как и огромные гравийные ловушки:
Трасса узкая, извилистая и техничная – чем-то похожа на «Сузуку» и «Хунгароринг», но с уникальными чертами. Третий и последний повороты сделали профилированными, причем к реновации подошли основательно, наклонив дорожное полотно до 19 градусов.
Наиболее интересным является 14-й поворот, который пилоты смогут проезжать с полным газом благодаря бэнкингу – на скорости в 265 км/ч. Его даже хотели включить в зону DRS, но «Ф-1» пока отказалась от данной идеи, решив сначала проанализировать данные после первого Гран-при. Тем не менее, скоростная дуга, по-видимому, весь уик-энд будет являться ключевой точкой трассы: любая ошибка либо приведет к контакту со стеной, либо поставит гонщика в невыгодное положение на главной прямой и в наиболее обгонном первом повороте.
Наклон в последнем повороте – оригинальное решение ради возвращения в чемпионат. «Ф-1» поставила перед организаторами условие: удлинить главную прямую, чтобы увеличить возможности для обгона. Но с одной стороны к ней примыкает Национальный парк, с другой – дачные домики. Бэнкинг позволил сохранить изначальную конфигурацию участка и увеличить скорость. Ради этого «Ф-1» даже поступилась формальностями: правила рекомендуют максимальный угол в 15 градусов, однако симуляции показали, что решение является достаточно безопасным.
Вскоре было решено изменить и третий поворот.
«Мы подумали: у нас уже есть знания, люди и оборудование – почему бы не сделать то же самое с другими поворотами?» – вспоминает Ярно Зафелли, руководивший работами.
Трасса в Нидерландах – действительно особенная. Под нее разрабатывали специальный асфальт, а сильно профилированных поворотов «Ф-1» не видела с 2005 года, когда провалом завершился Гран-при США. Резина «Мишлен» не справилась с перегрузками, и болельщики получили зрелище, переплюнуть которое удалось лишь на Гран-Бельгии-2021: заезд большей части пелотона в боксы на прогревочном круге и гонку из шести машин. А ведь угол бэнкинга в Индианаполисе вдвое меньше, чем в Зандворте!
Но гоночный босс «Пирелли» Марио Изола уверяет, что с его шинами проблем не будет:
«Мы провели анализ. После введения новых покрышек в начале сезона и обновленных задних шин с Сильверстоуна мы полагаем, что нынешняя конструкция справится с нагрузками.
Трасса чуть менее требовательная к резине, чем «Сильверстоун». «Задворт» относится к автодромам с высоким уровнем нагрузки, как и «Сильверстоун», «Спа», «Сузука», однако не выделяется из этой группы».
На Гран-при Нидерландов ждем новую серию борьбы за титул, трудности с обгонами и неожиданные ошибки
Гонщики начали сравнивать «Зандворт» с треком в Монте-Карло еще в 2019 году, когда было официально объявлено о возвращении. Многие из них полюбили трек в младших сериях, но сочли слишком узким для огромных современных болидов «Ф-1».
«Для меня «Зандворт» входит в пятерку лучших треков в мире, – признался Джордж Расселл из «Уильямса». – Но если говорить о самих гонках, то тут все будет так же плохо, как в Монако. Мы отправляемся туда из-за Макса Ферстаппена и голландских болельщиков. Но «Ф-1» не была бы собой без фанатов, так что это здорово. И сама трасса очень интересная».
«Не вижу ни одного места для обгона». Пилоты «Формулы-1» критикуют новую трассу
Еще интереснее автодром стал после внесенных изменений.
«Третий поворот получается почти что «слепым» из-за сильного перепада высот, ты слишком низко сидишь в болиде и ничего не видишь. И это здорово, на Гран-при точно будет весело», – заявил Ферстаппен после обкатки на обновленной трассе.
С обгонами все равно должны возникнуть проблемы, однако этап получится захватывающим со всех других точек зрения. Огромные бэнкинги, отсутствие каких-либо реальных данных о работе шин, песок на трассе и 70 тысяч болельщиков в оранжевом – все это на фоне трехочковой разницы в чемпионате между Ферстаппеном и Льюисом Хэмилтоном из «Мерседеса».
«Трек очень узкий, так что квалификация особенно важна, – высказался пилот «Альфа Таури» Пьер Гасли. – Еще одним фактором станет близость моря, так что в пятницу трасса должна быть пыльной, с песком на асфальте – по ходу уик-энда условия будут меняться».
Победа на обновленном автодроме в любом случае войдет в историю. Ферстаппен может стать первым нидерландцем, выигравшем на домашней трассе, и вернуть лидерство в личном зачете. Хэмилтон же стоит на пороге сразу двух фантастических достижений: 100-й победы в «Ф-1» и 30-й – на разных автодромах. Если же триумфатором окажется кто-то еще – тем интереснее для зрителей.
Фото: REUTERS/Benoit Tessier; globallookpress.com/imago sportfotodienst; formula1.com/en; twitter.com/TomClarksonF1; Gettyimages.ru/Dean Mouhtaropoulos/Getty Images for Red Bull Racing
Ностальгирую по временам, когда по ней ездили DTM и WTCC )