Главные гонки США выгнали пилота за расизм – а он вернулся и выиграл регулярку. Теперь его называют «героем Америки»
Голливудская история Кайла Ларсона.
В Америке обожают истории о восхождениях аутсайдеров, неудачников и просто оступившихся – они ментально близки нации иммигрантов и закрепляют местную мечту «возможно все – нужно только работать». И главные гонки США – NASCAR – как раз подарили стране новый голливудский сюжет о всепобеждающем труде – хоть сейчас снимай фильмы и выставляй на Netflix.
Речь о Кайле Ларсоне – новоявленном чемпионе регулярки флагманской серии Sprint Cup. Примерно полтора года назад парень остался без команды и спонсоров – его выгнали из всей вертикали американской гоночной федерации из-за расистского скандала на официальном стриме серии (пилот очень невовремя обратился к споттеру словом на букву «н»). Скандал пришелся как раз на новую волную подъема движений за равноправие среди меньшинств, и потому в тот момент возникали большие сомнения в любых перспективах Ларсона в будущем. Впрочем, ковид перекроил спонсорский рынок автоспорта так сильно, что уже тогда пути для возвращения просматривались – их мы и описали в тексте о ситуации Кайла.
Сейчас, полтора года спустя, недавний «расист» закончил регулярку Spirnt Cup первым с бонусными 52 баллами перед плэй-офф (да, в NASCAR чемпиона сезона определяют по сложной системе гонок на выбывание), семью поулами, пятью выигранными гонками, четырьмя вторыми местами и еще двумя третьими. Более того, перед финальным заездом сезона он возглавлял чарт чемпионата и по кругам лидерства: 1496 – на 700 больше, чем у ближайшего конкурента. Весьма серьезное преимущество!
Как же Ларсону удалось преодолеть бессрочный бан NASCAR и вернуться в американские гонки? Пришлось прослушать под сотню часов тренингов по «чувствительности» и «терпимости», а затем запартнериться с пилотажной школой Urban Youth Racing School, специально открытой федерацией по программе расширения представительства меньшинств в топовых сериях. Именно по ней Кайл сам пробился в высшую лигу в 2014-м (как представитель азиато-американской семьи, его родители – выходцы из Японии), но после скандала пришлось задабривать официалов жертвой двух симуляторов и организацией специальных лекций для студентов, где Ларсон делился опытом выступлений в топовых сериях.
Откуда парень взял на все это деньги? Просто продолжил гонять в полуподвальных чемпионатах по грязи – к примеру, в серии с названием «Мир изгнанников» (World of Outlaws) с призовыми в 15 тысяч долларов за этап.
В конце концов NASCAR впечатлили старания Ларсона – с него сняли бан в прошлом октябре и позволили заключить контракт с командой Hendrick Motorsports. Правда, одновременно с объявлением о сделке Кайл запустил и благотворительную кампанию: пообещал собрать за сезон $500 тысяч за круги лидирования, победы и финиши в топ-10 для пожертвования все той же школе UYMC. Инициативу недавнего изгоя поддержал и новый спонсор – Valvoline: компании понравилась реакция фанатов в соцсетях на покаяния пилота, и они первыми из всего корпоративного мира США присоединились к команде Ларсона. Хотя еще год назад казалось, будто теперь Кайл до конца карьеры обречен гоняться за свои или за деньги владельцев команд.
«Я выучил множество уроков за год, – признал чемпион в летнем интервью после заезда Всех Звезд. – В какой-то мере они сделали меня лучше и умнее. Очевидно, я бы хотел, чтобы ничего этого не было, но я счастлив, что все случилось, поскольку я смог вырасти как человек. Я сблизился с друзьями и семьей, и даже со многими людьми, с которыми я раньше никогда не говорил. Ситуация помогла мне лучше обучаться. Отличный пример для моих детей и всех других подростков».
Теперь американское гоночное сообщество не просто не вспоминает о расистском скандале – но еще и превозносит Ларсона за его бесконечный универсализм и готовность гоняться где угодно и на чем угодно. И Кайл правда удивляет: он способен за одну неделю выиграть главную гонку Всех Звезд NASCAR и получить чек на $1 млн, а на следующий день уехать на заезд из низших дивизионов с призовым фондом в $6 тысяч.
В итоге его уже сравнивают с одним из величайших пилотов США Марио Андретти (чемпион «Ф-1» 1978-го, выигрывал «Ле-Ман», «Индикар» и трижды – прообраз главной серии в вертикали NASCAR) и называют лучшим гонщиком Северной Америки – «и, возможно, даже мира» (Джефф Глак из авторитетнейшего The Atletic).
Один из главных гоночных репортеров и комментаторов страны Робин Миллер в колонке для Racer призвал любой ценой притащить Ларсона на важнейшую гонку страны – «Инди-500».
«Участие Кайла автоматически продаст 10 тысяч дополнительных билетов и повысит медиаосвещение до невиданного за десятилетие уровня, – написал Миллер. – Он – герой американских масс: скромный и добрый, за него легко болеют в любой вечер недели».
Но сам Ларсон постепенно отходит от образа простого скромного парня, предпочитающего не говорить лишнего. К примеру, после победы на гонке Всех Звезд он открыто заявил: всегда «хотел заслужить признание как один из – если не величайший – универсальный гонщик в истории».
Но и нарратива «возвращения и искупления после ошибок» он все еще не отвергает.
«Да, часть моего послания – в том, что люди могут исправиться. Пока ты стараешься и вкладываешь усилия в улучшения себя как человека – тогда что-то хорошее может выйти из чего угодно».
Кажется, карьеру недавний «расист» все-таки спас.
Гонщики NASCAR оказались не готовы к встрече c поребриком. Сосчитаете вылетевшие с трассы машины?
Фото: East News/AP Photo/Nell Redmond, Jonathan Huff/CSM/Sipa USA, Jared C. Tilton/Getty Images/AFP; Gettyimages.ru/Sean Gardner
Респект
Понимаю.
В какой гонке ты хочешь участвовать?
аскар.