Непредсказуемая «Формула Е» превратилась в балаган: за титул боролись 13 пилотов, чемпион в половине гонок не набрал очки
Последствия странных правил.
В хаотичном сезоне «Формулы Е» определился чемпион – им стал Ник де Врис из «Мерседеса». 26-летний пилот некогда считался восходящей звездой автоспорта, в юном возрасте он вошел в гоночную программу «Макларена», однако не сумел подтвердить ожидания боссов. Потеряв шансы на «Ф-1», Ник взбодрился – с четвертой попытки выиграл «Формулу-2», затем перешел в программу «Мерседеса», с которой с тех пор и гонял в «Формуле Е».
В электрогонках нидерландец стал чемпионом уже на второй год выступлений, хотя перед финальной гонкой имел не самые высокие шансы на успех.
Но для начала – несколько важных фактов:
Главный претендент на титул, Митч Эванс, до финальной гонки ни разу не финишировал выше третьего места
Один из участников первенства, Рене Раст, сохранял шансы на победу в абсолюте, хотя не пролидировал ни одного круга за сезон
«Мерседес» выиграл командный зачет, хотя в шести гонках вообще не набирал очков
Ник де Врис лидировал в общем зачете перед заключительной гонкой, но фактически не претендовал на победу из-за низкой стартовой позиции
В 15 заездах победы одержали 11 разных гонщиков, на подиумах побывало 20 гонщиков
Прочувствовали степень безумия?
Причин этому, конечно, множество: это и примерно равные по скорости машины, и хитрые правила использования аккумуляторов, и регулярные дисквалификации из-за несоблюдения правил, и даже веселая опция «фан-буст» – после победы в голосовании болельщиков гонщик получает возможность кратковременно воспользоваться специальной кнопкой, которая повышает мощность двигателя.
Но главная причина связана с форматом квалификации. В желании быть максимально непохожей на «Ф-1» и исключить скучные победные серии «Формула Е» нашла мощный рецепт непредсказуемых гонок и сделала так, чтобы лидеры на вполне законных основаниях начинали заезды с последних мест.
Оказалось, что сделать это довольно просто: в квалификации участники разбиты на группы, причем лидеры начинают свои выступления первыми, а потом уступают место на трассе тем, у кого очков меньше. Поскольку на временных треках почти нет сцепления в начале сессии, то получается, что лидеры попросту «накатывают» асфальт для конкурентов – на обрезиненной трассе выезжающие последними гонщики получают идеальные условия и лучшее сцепление, из-за чего легко отодвигают вчерашних фаворитов на последние строчки протоколов.
А через пару часов новые лидеры выигрывают гонку, поднимаются в чемпионате на высокие позиции и на следующий день открывают квалификацию и ожидаемо проваливаются.
Вот почему перед заключительным заездом в чемпионате победителей набралось больше десятка, а за титулом охотилось аж 13 участников. Де Врис, как второй призер предпоследней гонки и лидер сезона, в двух заключительных берлинских гонках стартовал с 19-й и 13-й позиций, и сложно было себе представить, чтобы ему удалось легко догнать главных конкурентов, стартовавших во главе пелотона.
Однако ему повезло: на старте фаворит Митч Эванс заглох – и в него врезался другой претендент на титул, Эдоардо Мортара, а после возобновления заезда из-за контакта с соперником и стеной выбыл еще один соперник – Джейк Деннис.
Все остальные конкуренты сохраняли лишь чисто математические шансы, реализовать которые было почти невозможно. Сам де Врис добрался к финишу только восьмым, но этого хватило для титула.
«У меня просто нет слов!» – смог из себя выдавить счастливый чемпион.
Хаотичность электроформулы уже давно не нравится многим участникам чемпионата. Гонщики не раз призывали боссов серии пересмотреть правила квалификации и добавить больше тренировочных сессий, но серьезных успехов в своих требованиях пока не добились.
Изменения обязательно наступят, но совсем радикальных перемен руководство чемпионата видеть не хочет – как раз из-за боязни превратиться в подобие «Формулы-1». И, кажется, именно поэтому автоконцерны, вбухнувшие десятки миллионов долларов в свои электропрограммы и не получившие взамен ничего, начали массовый побег – вслед за «Ауди» и «БМВ» из чемпионата мира планирует уйти только-только ставший чемпионом «Мерседес».
«Формула Е» на пороге больших перемен, но пока сложно сказать – приведут они к добру или худу.
Фото: Gettyimages.ru/Jaguar Racing, Hector Vivas
Что?! Это, возможно, самое тупое правило в истории профессионального спорта.
Ф1 давно нужно адекватно распределение очков, чтобы с 1 по 20 место давали очки. Лидеру 22, а последнему 1. Чтобы середняки не просто плелись, а реально за каждую позицию сражались. Чтобы квалы были интереснее, давать 1 очко за проход в 15 лучших, потом 2 за попадание в 10 лучших и 3 очка за попадание в 5. В гонке сделать обязательные 2 питстопа, первый в промежутке между 10-15 кругом, второй, когда захотят. А эти колеса, кнопки обгона - все затратные вещи и в пользу богатых. Одно дело в личной трубе дуть новые колеса, друге дело оплачивать тесты в трубе и т.д.
Короче, прорывайтесь, демонстрируя свой нереальный скилл и будет вам счастье. В ф1 с удовольствием посмотрел бы на такой формат квалификаций. А с учетом что в лидерах космовозы, я бы их после старта основной группы + еще секунд 20-30 держал в стойле. Ну ладно, последнее перебор)
Автор пишел : "главная причина связана с форматом квалификации. В желании быть максимально непохожей на «Ф-1» и исключить скучные победные серии «Формула Е".
При этом не упомянув о том, о чем не раз уже говорилось. Что гоняют на узких городских треках, зачастую в 2 км с копейками длиной. И на такой короткой трассе невозможно устроить нормальную квалу как в Ф-1. Будут одни блокировки и помехи быстрому кругу соперника.
Грубо говоря, мы можем выделить три основных критерия успеха гонщиков: личный талант, машина+команда и удача. Когда в Ф1 Норрис на Макларене набирает очки на уровне Переса и Боттаса, мы можем это интерпретировать как "Норрис крутой пилот". Когда в моноформуле Ф2 Маркелов всё время плетется в хвосте, это можно интерпретировать как "команда HWA - отстой, т.к. раньше он ехал хорошо".
Здесь же абсолютно непонятно. Вот я посмотрел почти все гонки сезона. И я не могу сказать, Мортара - крутой пилот? Да вроде норм, но не сильно выделяется на фоне других. Может Venturi лучше других работает с машиной? Да тоже вроде нет. И вот создается впечатление, что Мортара занял второе место не в спортивном чемпионате, а в чемпионате по "камень-ножницы-бумага". Или в чемпионате по подбрасыванию монетки. А это, знаете ли, очень обесценивает и успехи гонщика, и значимость серии.