Квята ждут в «Ф-1» для перестройки худшей команды? Он лучше 7 конкурентов? Нехватка спонсоров не помешает?
Лучший русский в Гран-при – на гребне трансферных слухов.
В «Формуле-1» близится самая жаркая трансферная пора – летний перерыв после Гран-при Венгрии, когда основная часть пелотона закрывает большинство переговоров о составе на следующий сезон сделками или предварительными договоренностями. Именно в августе обычно проворачивались самые громкие подписания в предыдущие сезоны: от побега Дэна Риккардо из «Ред Булл» в «Рено» до смены Пьера Гасли на Алекса Албона посреди чемпионата. Традиция нарушилась лишь в прошлом году – из-за коронавируса у команд оказалось много свободного времени до старта сезона в июле, и потому переговоры и подписания прошли быстрее обычного.
Теперь же все вернулось к обычной схеме: именно в августе «Мерседес» планирует разыграть главный лот рынка-2021 – место напарника Льюиса Хэмилтона. На него претендуют нынешний №2 семикратных чемпионов Валттери Боттас и юный пилот немецкой программы Джордж Расселл, который уже три года катает за «Уильямс». Если «Мерседес» решит обновить состав (а большинство инсайдеров практически не сомневается в неминуемом уходе Боттаса) – в английской команде освободится место. И как раз на него претендует Квят.
Казалось бы, нынешний «Уильямс» как недавняя худшая машина пелотона – не самый перспективный вариант, однако даже за последний год в «Ф-1» многое изменилось. В следующем году серия переживет революционную смену регламента и перейдет на машины с абсолютно новым аэродинамическим обвесом – заточенным под обгоны и преследование соперников. Любая правка правил – лотерея, и победить в ней может кто угодно – даже «Уильямс».
Точнее, у англичан даже больше шансов на прогресс, чем кажется на первый взгляд: теперь правила гарантируют худшей команде Кубка конструкторов больше времени для работы в аэротрубе – и именно легендарная организация из Гроува завершила 2020-й последней. Следовательно, именно «Уильямс» имеет возможность больше остальных поработать над болидом под новый регламент – а значит, уже теоретически обходит остальных в перспективах на 2022-й.
К тому же, теперь у девятикратных обладателей Кубка конструкторов все в порядке и с ресурсами: во второй 2020-го организацию из Гроува полностью выкупил американский инвестиционный фонд. Сразу после сделки новые владельцы влили в бюджет «Уильямса» свыше $100 млн только на разработку двух новых машин – англичане больше не бедствуют и не обкалываются кредитами со всех сторон ради выживания. Теперь работа в Гроуве – чуть ли главная возможность «Ф-1» с точки зрения перспектив вертикального взлета с самого дна хотя бы в середняки.
Также новые реалии поменяли и расклад по подбору гонщиков: с новыми инвестициями «Уильямсу» больше не нужно безропотно терпеть за спонсорский пакет в $40 млн Николаса Латифи – сына канадского миллиардера и бывшего кредитора команды. №6 так и не добился прогресса за 1,5 года – более того, именно его теперь регулярно прессингует совсем безнадежный «Хаас» с дебютантом Миком Шумахером. На фоне невероятной серии прорывов во второй сегмент квалификации (и даже двух попаданий в топ-10) вместе со схватками за очки в исполнении Джорджа Расселла выступления Латифи выглядят провальными – и никто не удивится, если «Уильямс» не продлит истекающий контракт №6.
В пользу полного смена состава (особенно в случае ухода Расселла на повышение) говорит и заявление нового шефа англичан Йоста Капито.
«Мы хотим лучших возможных гонщиков, – ответил он как раз на вопрос насчет трансферных слухов. – Нам нужен кто-то, кто сможет вернуть команду в число лидеров, кто поддержит «Уильямс», поведет команду за собой. И в данный момент интерес к выступлению за «Уильямс» вновь растет – это здорово.
В основном интерес связан с недавним прогрессом команды. В распоряжении «Уильямса» теперь имеются значительные ресурсы – все хорошо это знают. И мы продолжим работать и надеемся, что «Уильямс» станет еще более привлекательным местом, чем сейчас».
Отлично, но при чем здесь Квят?
Даниил остался без активной работы в «Ф-1» в декабре после окончательного разрыва с «Ред Булл», но перед стартом сезона пролез в «Альпин» на контракт пилота по развитию – теперь он гоняет на заводском симуляторе «Рено» и настраивает болиды для Фернандо Алонсо и Эстебана Окона.
С учетом богатого опыта в 112 Гран-при, трех подиумов, года миньонства в «Феррари» для Феттеля и Райкконена и выступлений за топ-команду Даниила в его 27 лет можно назвать одним из самых бывалых свободных гонщиков нынешнего рынка. Его экспертизу в настройке болидов высоко ценили и Себ (в тот самый год в Скудерии), и советник «Ред Булл» Гельмут Марко (в момент возвращения россиянина в программу) – Даниил явно умеет развивать машину и подавать личный пример команде. В конце концов, на любые трансферные слухи в предыдущие годы он постоянно твердил только одно: «Какую работу дадут – такую и выполню». Идеальная трудовая этика.
Потому когда авторитетный и осведомленный британский журналист Джо Сэйвард (постоянный визитер паддока с 1988-го) в июне назвал Квята одним из главных кандидатов на место в «Уильямсе» – никто не удивился.
Таким же инсайдом поделился в начале июля и репортер официального сайта «Ф-1» Лоренс Барретто – по его данным, Даниил как минимум в шорт-листе английской команды.
Правда, кроме №26, там еще немало имен.
7 возможных конкурентов Квята: главный неудачник «Ф-1», бывший напарник Даниила, трое юниоров, протеже «Мерседеса»
Валттери Боттас
Возможное возвращение №77 в «Уильямс» в случае повышения Расселла в «Мерседес» кажется логичным с точки зрения хотелок команды – вот только финн, похоже, не сильно-то хочет обратно. Судя по инсайдам, его приоритет – «Альфа Ромео», а потому реально нынешнего напарника Хэмилтона можно исключить из списка конкурентов Квята: вряд ли итало-швейцарцы откажутся в случае предметных переговоров.
Нико Хюлькенберг
Нико дебютировал в «Ф-1» в 2010-м после победы в GP2 (прообразе современной «Ф-2») и сходу заработал себе имя поулом на подсыхающей трассе в Бразилии. Правда, с тех пор он так ни разу и не попал в по-настоящему топовую машину и запомнился прежде всего мегаобороной против Фернандо Алонсо в 2013-м и 2014-м, парой ярких четвертых мест и упущенными шансами на подиум в Бразилии-2012, Баку-2017 и Германии-2019 (каждый раз Хюлькенберг попадал в аварии).
Тем не менее, Нико всегда очень высоко котировался в «Формуле-1»: гонял наравне с Пересом (которого считают одним из самых недооцененных пилотов), укатывал по очкам, квалификациям и результатам Карлоса Сайнса (лучшего в середине пелотона в 2019-м и новичка «Феррари»), а также бился в «Рено» практически наравне с победителем семи Гран-при Даниэлем Риккардо. Более того, Халк здорово показал себя в середине 2020-го: срочно вернулся в кокпит «Рейсинг Пойнт» из-за болезни Переса после девяти месяцев без гонок – и во второй же квалификации заехал в топ-3.
Однако Нико все равно остается главным неудачником «Ф-1» – из-за рекордной серии Гран-при без подиумов: сейчас их у немца 179. И если сперва казалось, будто Хюлькенберг просто очень невезучий, то в 2019-м стало окончательно ясно: №27, кажется, психологически сдает именно в решающие моменты и потому упускает главные шансы.
Конечно, у него все равно остаются плюсы: наибольший опыт (среди доступных вариантов) и два года работы на симуляторе команды с мотором «Мерседеса» (как и у «Уильямса»). С другой же стороны, Нико в августе исполнится 34 года, он не у дел почти полных два сезона и не слывет мастером по развитию и доводке болидов – иначе «Рено» не отказалась бы от него ради Эстебана Окона.
Чжоу Гуаньюй
Еще один гонщик, связанный с «Альпин» – на сей раз юниор из «Формулы-2» (и бывший слушатель Академии «Феррари»). Китайскому пилоту 22 года, он третий сезон катается в главной молодежной серии – и только сейчас обозначил чемпионские амбиции (занимает второе место в общем зачете с тремя победами, уступая 5 очков лидеру). До 2021-го он лишь раз выигрывал в «Ф-2» и дважды – в «Ф-3», там не поднимался выше 8-го по итогам сезона, а реально претендовал на титул в последний раз еще в 2015-м в итальянской «Ф-4».
Однако в «Альпин» считают Чжоу вполне готовым к повышению: продвинули китайского гонщика на одну из практик Гран-при Австрии и обратились к «Уильямсу» по возможной сделке о покупке места.
«Китаец Чжоу Гуаньюй провел очень приличный дебют за «Альпин» на Гран-при Австрии, и прикладываются огромные усилия для того, чтобы найти ему место в «Ф-1», потому что Китай – громадный рынок» – объяснил в блоге активность французского производителя Джо Сэйвард.
Конечно, по сравнению с Латифи Гуаньюй выглядит более предпочтительным с точки зрения скорости вариантом, но в целом Чжоу не совсем подходит под описанные боссами «Уильямса» критерии. Видимо, его всерьез рассмотрят только в случае полной смены состава на 2022-й – и только если «Рено» прилично заплатит.
Ник де Врис
После четырех подряд чемпионских титулов в картинге на рубеже нулевых и 10-х нидерландец считался огромным талантом – «Макларен» даже взял его в молодежную программу и готовил на замену Хэмилтону и Баттону. Но с тех пор Ник несколько раз стопорился в развитии, провалился в GP3 и выстрелил в «Ф-2» только на третий сезон – один из самых слабых в новейшей истории главной молодежной серии мира.
Сейчас де Врису 26 лет, и он гоняет за «Мерседес» в «Формуле Е». Причем весьма неплохо: Ник выиграл две гонки и лидирует в чемпионате. Казалось бы, парень наконец нашел себя и может спокойно зарабатывать на жизнь, однако из паддока постоянно приходят слухи о планах «Мерседеса» пристроить его в «Уильямс» на место Расселла
Нельзя назвать их совсем бредовыми: все-таки немецкий производитель со следующего года вдобавок к моторам займется и производством коробок передач для английской команды, да и сейчас между ними достаточно связей как раз из-за Джорджа. Вероятно, семикратные чемпионы как раз хотят сохранить за собой белый кокпит – и потому рассматривают продвижение де Вриса как временный вариант пока не появится кандидат перспективнее. И для «Уильямса» опция выглядит весьма рабочей: все-таки Ник уже достаточно повзрослел и второй год подряд успешно работает в заводской команде.
С другой же стороны, у него ноль опыта в «Ф-1», да и он давно не ездил на бензиновых болидах с открытыми колесами – повести за собой команду он точно не сможет. Также мотивация «Мерседеса» по трате многих миллионов на повышение Ника кажется сомнительной – если только семикратные чемпионы не считают вдруг нидерландца потенциальным кандидатом на роль напарника Расселла через год-два. Потому вряд ли шансы де Вриса по-настоящему высоки – разве что если остальные откажутся.
Алекс Албон
Самый внезапный вариант, вброшенный все тем же Сэйвардом в двадцатых числах июля – но как бы между прочим.
«В «Уильямсе» хотят пилота с опытом в «Ф-1», потому им интересны Даниил Квят, Алекс Албон и Нико Хюлькенберг», – написал британский журналист в блоге.
Тайский пилот не хуже россиянина знает, как все терять, а потом возвращаться: он вылетал из программы «Ред Булл» в 2012-м после отвратительного сезона, пробивался обратно благодаря национальным спонсором и академии «Лотуса» через второе место в GP3, рубился на равных с Норрисом и Расселлом в «Ф-2» и даже заработал контракт с «ДАМС-Ниссан» в «Формуле Е» в конце 2018-го. Но Алекса позвали обратно в «Ред Булл» – ему даже пришлось самостоятельно выкупать заключенную сделку ради места в «Торо Россо». Остальное – история: замена Гасли в середине сезона, две потерянные победы из-за столкновений с Хэмилтоном, два подиума, нестабильные результаты и вылет в резервисты.
Сейчас Албон гоняет за «Ред Булл» в ДТМ и настраивает болиды под Ферстаппена на симуляторе – и очень успешно: его вклад в триумф на Гран-при Монако признал даже шеф команды Кристан Хорнер.
«Он великолепно работает на симуляторе и в целом хорошо справляется со своими обязанностями, – признал и Марко. – Мы надеемся сохранить его в нашей спортивной семье. Но если у него будет возможность получить гоночное место где-либо еще – мы не будем стоять на пути».
Посыл понятен: «Ред Булл» не планирует двигать куда-то Алекса в ближайшее время и готов отпустить его (как Сайнса в 2017-м). Потому вариант с «Уильямсом» не такой уж нереалистичный: Албон уже доказал способности к развитию машины и точно поможет с привлечением крупных спонсоров (в Тайланде даже запускали правительственную программу по знакомству населения с Алексом в 2019-м). Но, разумеется, опыта больше у Хюлькенберга с Квятом – и потому перспективы переговоров с №23 больше зависят от желаемого «Уильямсом» баланса.
Собственные резервисты: Джек Эйткен и Дэн Тиктум
При обсуждении кандидатов на свободный кокпит «Уильямса» не стоит забывать о возрождении гоночной академии – сейчас там числятся 25-летний Джек Эйткен (4-й сезон в «Ф-2», 3 победы, и максимум в виде 5-го места в общем зачете), бывший юниор «Ред Булл» Дэн Тиктум (проиграл Шумахеру титул в «Ф-3», сейчас четвертый в «Ф-2»), богатый 26-летний рентач Рой Ниссани (0 титулов в молодежках, третий сезон в «Ф-2», 4 заезда в очки) и чемпионка Серии W Джейми Чедуик. Двое последних точно не получат суперлицензию для гонок в «Ф-1», потому их можно даже не рассматривать.
Эйткен попадает во все шорт-листы только из-за роли резервиста: именно Джек сменил Расселла на Гран-при Сахира в прошлом году, когда Джорджа вытащили на этап в «Мерседес» из-за болезни Хэмилтона. В остальном же гонщик с корейскими корнями застопорился в развитии и даже в «Ф-2» по мере повышения конкуренции откатывается в общем зачете все сильнее: в 2021-м он даже все еще без очков. Скорее всего, Эйткен вряд ли когда-либо выйдет за пределы роли всегда готового резервиста.
С Тиктумом все сложнее: с одной стороны, он явно быстр – дважды выигрывал Гран-при Макао, да и в программу «Ред Булл» не берут кого попало. С другой, Дэна везде преследовали скандалы: то он обгонит 10 машин под сэйфти-каром, чтобы из мести вынести обидчика в столкновении (получил два года бана за это в юниорках), то после поражений от Шумахера обвинит команду Мика в читерстве, то вылетает из системы «Ред Булл» после провала в японской «Супер-Формуле» под слухи о драке с японским инженером… Проблемы с самоконтролем не исчезли и в последние годы: Тиктум и в «Ф-2» так орет, бесится, плачет и матерится по радио, что главный эмо «Ф-1» Юки Цунода позавидовал бы.
Невозможно представить, как «Уильямс» подпишет такого пилота после заявлений о поиске лидера команды – и да, в итоге Дэн снова отличился и все закончилось увольнением
Выходит, Квят – лучший вариант по балансу требований «Уильямса». Но Хюлькенберг и Албон – сильные конкуренты
Раз английская команда в первую очередь ищет именно лидера – молодежь вроде Чжоу или Тиктума можно сразу не рассматривать как соперников для Даниила: их оценят только при поиске второго пилота. Де Врис, скорее всего, тоже далек от первого места шорт-листа из-за нулевого опыта в «Ф-1». Выходит, по сути главный спор за место сменщика Расселла развернется между Хюлькенбергом, Квятом и Албоном.
На стороне Нико – наибольший опыт, но негативный бэкгрануд выстраивания команды и два года пропуска. Немец – фантастический атлет, но в то же время не любит симуляторы и тесты – потому его вклад в развитие болидов всегда немного ограничен.
У Даниила чуть меньше опыта в абсолютных числах, но он максимально разнообразный: россиянин поработал с двумя заводами, на трех моторах («Рено», «Феррари» и «Хонда») и гоночной топ-организацией, показал всем умение реализовывать малейшие шансы и тащить напарника, выработал стабильность и подружился с шинами. Также Квят просидел без гонок только полгода и активнее вовлечен в настрйку болида (по сравнению с Нико). И именно готовность вклалывать днями и ночами на базе и на симуляторе особенно важна– «Уильямсу» требуется как раз такой пилот. Из минусов – у №26 ровно ноль спонсоров (даже у Хюлькенберга есть личный партнер Dekra), и потому Даниил всегда претендовал только на места призовых пилотов – оттого и в «Ф-1» он гонял только в системе «Ред Булл». Именно поэтому в предыдущие годы «Уильямс» даже не взглянул бы на Квята, но с американскими инвесторами все изменилось.
Албон же моложе всех (25 лет), однако уже заслужил похвалы от топ-команды и показал себя качественным подборщиком настроек. Алекс (как и Даниил) готов вкалывать сколько нужно, а маркетинговый потенциал у него наивысший из всей троицы. Из минусов – огромные вопросы к его стабильности: №23 выдавал непредсказуемые результаты практически всю карьеру, и к последним Гран-при за «Ред Булл» ситуация не исправилась. Брать такого пилота на роль лидера – огромный риск (хоть и не безнадежный).
Потому именно Квят выглядит самым сбалансированным выбором: опытный, но еще не старый, с известным минимальным уровнем выступлений (причем довольно высоким) и огромным объемом компетенций по настройкам болидов (кроме машин на «Мерседесах» – но, кажется, с быстрой адаптацией не возникнет проблем).
«Россиянин отлично провел концовку сезона-2020, а его опыт «Феррари» и «Ред Булл» станет неоценимым подспорьем для «Уильямса» в процессе перестройки», – подчеркнул и авторитетный автор Autsport Джонатан Нобл.
Если маркетинговый потенциал вместе со спонсорами правда окажется на втором месте для ребят из Гроува, Квят в самом деле может вернуться в «Ф-1». И вряд ли кто-то удивится – все-таки уже во второй раз.
Фото: globallookpress.com/Kimiro Kondo/AFLO, Du Yu/XinHua, Jan Huebner/Scheiber, Dppi/Antonin Vincent, Hoch Zwei/Keystone Press Agency, Panoramic/Keystone Press Agency; instagram.com/danydk1; Gettyimages.ru/Mark Thompson
Боттас-Квят была бы идеальная пара для Вильямс на 2022. Когда машину нужно научить ездить и задать правильный вектор для её дальнейшего развития.
Хотя британцы и любят врать, но не вижу смысла рассматривать сейчас потенциальных пилотов в разрезе того, что Вильямс не ищет. В конце-концов, они могут Латифи оставить, который им финансово перекроет не то, что нулевой потенциал Квята, а минусовой Тиктума.
После отмены тестов количество подготовленных новичков очень небольшое. Даже сейчас хороших пилотов закрыть составы команд не хватает. Слабых новичков без перспектив немало. Плюс ветераны, которые год-два-три и уходят по возрасту.
Давайте возьмем список первых 13 пилотов в личном зачете:
Макс Ферстаппен
Льюис Хэмилтон
Ландо Норрис
Валттери Боттас
Серхио Перес
Шарль Леклер
Карлос Сайнс
Даниэль Риккардо
Пьер Гасли
Себастьян Феттель
Фернандо Алонсо
Ланс Стролл
Эстебан Окон
Даже здесь три ветерана: Хэмилтон, Алонсо, Феттель, да и Риккардо с Боттасом близко. Года через три будет три-четыре свободных места.
А вот дальше в ЛЗ начинается интересное.
Новички: Цунода, Шумахер, Мазепин. Все трое пока под вопросом, соответствуют ли уровню Ф1. У Шумахера по понятным причинам перспективы есть.
Ветераны: Райкконен. Кими наверное в этом году закончит, 41 год.
Джордж Рассел - идет на повышение, будущая звезда британского автоспорта вместе с Норрисом.
Джовинацци и Латифи. Никак не новички, это почти одногодки Квята. Джовинацци и Латифи в Формуле-3 гонялись с Оконом и Ферстаппеном, Джовинацци выглядел сильнее Латифи, потом в Формуле-2 проиграл чемпионат Гасли. Джовинацци - это хоть что-то, Латифи ни о чем.
Кто в запасе. Хюлькенберг, ему уже 34. Албон, Квят. Грожан с Магнуссеном:)
Из новичков всех, кто был в перспективных в последние лет пять, взяли, Рассел, Норрис, Леклер.
Что имеем - в ближайшие три года освободится мест семь-восемь. Квалифицированных пилотов на команды не хватает. Так что новичкам приготовиться, пилоты с опытом и которым далеко до 30-ти тоже имеют шанс.
PS Хюлькенберг и Вильямс. Было уже, понятно, что менеджмент поменялся, да и Капито немец... Но воспоминания у старых фанов о Хюлькенберге неприятные, может и это сработать.