30 лет назад Сенна в грязной манере выиграл старт и гонку у Патрезе в Венгрии, но вторым все равно финишировал Мэнселл
Когда-то были гонки «Формулы-3» по 20 кругов каждая, в которых старт имел большое значение. Сегодня есть Гран-при, которые похожи на эти гонки. Монако – один из них, а Венгрия – другой.
Парадокс? На первый взгляд, да. Ни одна трасса не может выглядеть более непохожей, но при этом иметь так много общего. Хунгароринг может показаться открытой трассой, но благодаря своему низкому сцеплению требуется большая прижимная сила, чем в Монако. А с учетом длины автодрома и отсутствия жестких зон торможения возможности для обгонов ограничены.
Перед началом гонки букмекеры говорили о том, насколько легкой будет эта гонка для «Уильямса-Рено». В конце концов, разве Патрезе не доминировал в 1989 году до тех пор, пока его мотор не отказал? Разве Бутсен не победил в 1990 году на нелюбимом всеми FW13B? Для многих результат казался предрешенным.
В то время как в «Рено» не были столь оптимистичны: «Да, наш мотор очень хорош в последние два года», - признал босс «Рено-Спорт» Патрик Фор за ужином в пятницу вечером. «Но с тех пор мотор сильно изменился. Тогда он был очень хорош с точки зрения крутящего момента, а теперь он хорош по максимальной скорости, что имело значение на Сильверстоуне и Хоккенхайме. В Монако было не все так радужно».
Сенна впервые за несколько гонок смог стартовать с поула
В тот день все было на стороне Сенны и «Макларена-Хонды». Интенсивная работа технических партнеров позволила снизить вес шасси и двигателя и, как они надеялись, исправить показания расхода топлива, которые стоили им очков в Сильверстоуне и Хоккенхайме. Кроме того, «Шелл» усовершенствовали его. «Мы не называем его квалификационным топливом», - радуется Майк Бранниган, но оно, безусловно, помогло сделать свое дело, поскольку Сенна снова деморализовал соперников и занял свою 57-ю поул-позицию. «Машина значительно улучшилась - это хороший момент после одного из самых долгих периодов, когда я был вне поул-позиции», - радуется бразилец. С Сенной на поуле, казалось, что исход старта уже предрешен.
Вторым в бой уходил Риккардо Патрезе, который испытывал технические проблемы в пятницу утром, чьи старты в последнее время были, по его собственному признанию, ужасными. Итальянец опередил напарника Мэнселла на сотую долю секунды, заняв первый ряд, поскольку оба пилота «Уильямса» были вынуждены бороться с непривычной ролью лучших после Сенны. С большей прижимной силой и мощностью мотора «Хонды» Сенна был в своей стихии. FW14 не хватало сцепления и баланса, и пилоты были недовольны. Маятник, по крайней мере в Венгрии, начал качаться в пользу «Макларена».
На этот раз Патрезе удивил всех стартом. Он оказался рядом с Сенной, когда они входили в крутой первый правый поворот. Тогда Рикардо был одним из джентльменов «Формулы-1», гонщик, возможно, чуть ниже первого ряда, но единственный человек, выступающий в этой категории, который, кажется, совершенно спокоен за себя. В те дни очень редко можно увидеть, чтобы он был чем-то расстроен. Однако после гонки он поговорил с Роном Деннисом на подиуме, а на послегоночной конференции остался недоволен.
«Я хорошо начал, хорошо. Оставим все как есть», - сказал человек, не желающий стирать грязное белье на людях. Нажав сильнее, он раскрылся немного больше. «Я поехал по прямой, но, возможно, кто-то еще не сделал этого. Но, может быть, это всего лишь новый способ стартовать…».
Сенна с заблокированными тормозами вошел в первый поворот, чем вынудил Патрезе отступить
Конечно же, это был Сенна, который на мгновение заблокировал тормоза перед тем, как нырнуть в поворот и захватить лидерство. Этот ход принес ему победу в гонке.
Это был интересный маленький кусочек психологии гонщиков. В пятницу Сенна и Ален Прост предстали перед стюардами FISA, чтобы обсудить их поведение на Гран-при Германии, а Просту сообщили, что ему грозит условный запрет на одну гонку за то, что он посмел критиковать FISA. Что еще более важно, им обоим сообщили, что Специальная комиссия FISA по расследованию безопасности (любопытная аббревиатура SPICS) будет очень внимательно следить за стилем пилотирования. Сенне, вероятно, не нужно было напоминать о тактике, которую он использовал, чтобы вытеснить Сандро Наннини со своего пути в гонке 1990 года. На этот раз он обосновал свой старт в простой манере, почти удивленный тем, что Патрезе должен был возражать.
«Мы были очень близки друг к другу», - согласился он с улыбкой победителя, который видит, как его третий титул становится все более отчетливым. «Мы были на пределе. Но на этой стадии чемпионата ты либо делаешь это, либо нет. После четырех гонок, в которых мы были не в темпе, я мог победить. Я должен был сделать это». Он посмотрел на Рикардо: «Я уверен, что ты сделал бы то же самое со мной». Последний выглядел сомневающимся. Должен ли он действительно высказать свое мнение и ввязаться в такое обострение, которое обычно окружало Сенну, Проста и Мэнселла, или ему следует сохранить свой имидж хорошего парня? «Возможно, мммм, возможно», - неубедительно ответил он.
Проблемы у Сенны на первых кругах и сход Проста
Оказавшись впереди в конце первого круга, гонка будет за ним, если он сможет успешно противостоять ожидаемому вызову «Уильямсу», но Сенне было о чем еще беспокоиться на втором круге. Команда «Уильямс» выбрала для своих пилотов шины «медиум» фирмы «Гудиер», основываясь на царившей жаре. Сенне же поставили более мягкие шины справа и более жесткие слева. Бразильцу потребовалось некоторое время, чтобы освоиться, но в какой-то момент показалось, что произошел прокол.
«Я сказал, что поеду на пит-стоп, но все же рискнул остаться еще на круг. Все наладилось. Это было большое облегчение!». Учитывая, что на тестах в Хоккенхайме он вылетел из-за спустившего колеса, решение, остаться на трассе оказалось смелым, но необходимом в борьбе за третий титул.
Поначалу машина «Уильямса» выглядела быстрее. В начале третьего круга у Патрезе была очень авантюрная атака в первом повороте, а затем и в 14-м. Мэнселл держался к ним вплотную, либо иногда отдалялся, чтобы остудить мотор. Аналогично вел себя Прост на «Феррари», шедший четвертым.
После Хоккенхайма итальянская команда тестировала обновленные двигатели в Фьорано и Имоле, но по иронии судьбы именно мотор подвел Проста в субботу. В то утро он был так же быстр, как Сенна на свободных тренировках, но во второй половине дня показал лишь четвертое время. «С двигателем, который у меня был сегодня утром, я наверняка был бы быстрее», - сказал он. «Не так быстр, как Айртон, нет, но на первом ряду».
На этих первых кругах француз действительно выглядел темной лошадкой. Как Сенна, Патрезе и Мэнселл устанавливали быстрейшие круги, пересекая линию, так и он опережал их на третьем, четвертом и пятом кругах. На 25-м круге он был самым быстрым на трассе, двигаясь в чистом воздухе, очевидно, выжидая время. Казалось, что «Уильямс» сможет пройти «Макларен», что позволит уйти далеко вперед. Аналогично выглядела ситуация с «Феррари».
Этому не суждено было случиться. На 28-м круге Прост заехал на пит-лейн с внезапным отказом двигателя и остался размышлять о тестах в Монце на следующей неделе и о шумихе с FISA. «Я не расстроился», - мрачно прокомментировал он. «Это не из-за моего стиля пилотажа, а потому что я выступил против FISA. Если это попытка заткнуть мне рот, то ничего не выйдет!».
Из-за проблем с тормозами Патрезе пропускает вперед Мэнселла, но вскоре у него то же возникнут с ними проблемы
Примерно на 34-м круге Рикардо снова начал атаковать, показав самый быстрый круг – 1:22.878. Но тут начались проблемы с тормозами. Эта проблема поразила Мэнселла в Германии. Для Рикардо же шансы на победу улетучились. Когда оба пилота заехали в боксы, то Патрезе помахал рукой Найджелу. Итальянец вновь проявил себя командным игроком, пропустив вперед напарника.
Мы все думали, что Мэнселл будет атаковать. Гонка только начинается. Найджел сел на хвост Сенне. В конце 48-го круга обе машины пересекли финишную черту рядом с друг другом, причем Мэнселл боролся за внутреннюю траекторию в первом повороте. Сенна выдержал. Казалось, что теперь ему постоянно придётся отбивать атаки. Вскоре после этого, на 57-м круге, гонка фактически закончилась. На 56-м круге Сенна показал время 1:22.583, а Мэнселл установил свое самое быстрое время 1:22.574. Затем на две секунды медленнее, чем у Айртона, а затем разрыв между первым и вторым местом стал только расти. Мэнселл позже признался, что на одном из этапов он едва не врезался в заднюю часть Сенны, поскольку тот страдал от той же проблемы с педалью тормоза, которая настигла Патрезе, и после этого шесть очков выглядели гораздо более разумными, чем ни одного. «Макларен» и «Хонда» смогли минимизировать поражение перед скоростными Спа и Монцей, которые должны были благоприятствовать FW14, то «Уильямс», по крайней мере, оказался двумя машинами на подиуме.
В выходные, когда Патрезе был единственным вторым номером, который мог бороться с лидерами, Бергер и Алези показали разочаровывающие результаты, заняв четвертое и пятое места. В пятницу австриец вызвал недоумение, опередив Сенну в борьбе за поул, и начался раунд оптимистичных комментариев "Бергер наконец-то выиграет". Они оказались необоснованными, так как он шел на пятом месте, пока не унаследовал четвертое место от Проста. Точно так же Жан оказался в тени Проста.
Капелли принес «Лейтон Хаус» первые очки в истории, в то время как Брандл сошел из-за судорог ног
В субботу, когда пришло время обычного пресс-брифинга, в моторхоуме «Феррари» произошел интересный разговор. Жан, как оказалось, был болен и не мог говорить с прессой. На самом деле, выяснилось, что ему запретили критиковать мотор.
В гонке мощность продолжала падать, как итог, он уступил место Ивану Капелли, а затем упорно сопротивлялся, пока не смог догнать «Лейтон Хаус» и вернуть себе пятое место. После его великолепной езды в Хоккенхайме это стало для него большим разочарованием.
Результат Капелли стал для «Лейтон Хаус» ничем иным, как первым очком в сезоне, а для моторостроителей «Илмор» - первым в истории. С самого утра пятницы итальянец смог использовать преимущества недавних тестов в Сильверстоуне, и в этот раз CG911 действительно работал на кочках. Ему повезло обойти неожиданно ставшего седьмым по скорости Пирро на старте, и он уверенно шел на седьмом месте до схода Проста. Было удивительно видеть его быстрым всю гонку.
Схожие признаки были и у «Брэбема-Ямахи». Брандл очень хорошо прошел квалификацию, а Бланделл не смог этого сделать только из-за возгорания двигателя во время первого субботнего заезда. BT60Y выглядели очень хорошо в течение некоторого времени, когда Брандл, наконец, догнал Пирро (которому мешали его мягкие шины «Пирелли»). Затем Мартин занял симпатичное восьмое место позади Капелли, пока не остановился на 29-м круге. Он вернулся на 12-е место в середине машин (Лехто, Модена, Гашо, Морено, Пике, Мартини, де Чезарис и Бернард), которые боролись за 10-е место на первом круге, но его шансы прорваться вперед и возобновить погоню за Капелли были сведены на нет сильными судорогами ног, которые в конечном итоге вынудили его сойти. К сожалению, партнер по команде Бланделл также не смог финишировать - его занесло в первом повороте после упорной борьбы за 12-е место с Комасом, Мартини, Бутсеном и Моденой.
Технические проблемы у остальных и 14-е место Мики Хаккинена
Таким образом, «Джорданы» заняли седьмое и девятое места, зажав пилота «Бенеттона» Морено. Нельсон Пике сошел на 39-м круге из-за поломки коробки передач. В квалификации машины ирландца обнаружили неприятный факт, что им, как и «Уильямсу», не хватает прижимной силы, но в гонке они были намного лучше, и Гашо шел к заслуженному седьмому месту, пока его темп не убили шины. Пит-стоп на 69-м круге позволил показать рекорд круга, но вращение отбросило его на семь секунд. «Каждый круг я проезжал в квалификационном темпе».
Всем остальным Венгрия не сильно подошла. Эрик Кома за рулем «Лижье» смог занять десятое место. Его напарник, победитель прошлогодней гонки, Тьери Бутсен сошел из-за взрыва мотора. Пьерлуиджи Мартини на «Минарди» сошел по аналогичной причине. Его напарник Джанни Морбиделли финишировал 13-м, уступив Гужельмину и Модене, который закрутился, когда Гашо обогнал его в первом повороте на 35-м круге, а затем закрутился сам позже в гонке. В какой-то момент он зацепил Пирро, когда тот развернулся, заезжая в боксы, и когда-то многообещающий день для Scuderia Italia закончился остановкой итальянца из-за поломки двигателя, а его напарник Джей Джей Лехто также сошел из-за мотора. Пилоты «Лола» финишировали в конце из-за больших финансовых проблем. Эрик Бернар и Агури Судзуки сошли из-за мотора. Мика Хаккинен на «Лотусе» смог показать 14-й результат, обогнав Накадзиму и Ларини.
Впереди были Спа и Монца. Многие считали, что «Уильямс» снова вернется на путь побед. Но учитывая беспорядки в Венгрии, ни один рациональный человек не станет искать уверенности в нынешней битве за чемпионство мира. В следующих шести гонках теперь может случиться все, что угодно.