Итог расследования шинного скандала на Гран-при Баку: производитель просчитался с давлением. И ужесточил требования к командам «Ф-1»
Гонщики требуют безопасности.
В «Формуле-1» назревает серьезное противостояние – на этот раз между командами и официальным поставщиком шин. Причиной стали сходы Макса Ферстаппена и Ланса Стролла на Гран-при Азербайджана из-за внезапных одинаковых проколов без малейших признаков повышенного износа – причем сразу после внедрения новой резины, пролоббированной «Пирелли».
Миланская компания с китайско-русскими инвесторами пообещала масштабное расследование – и целых две недели проверяла лопнувшие покрышки. Перед Гран-при Франции итальянцы все-таки выкатили объяснения, фактически полунамеками переложив ответственность за происшествия на команды – хотя те в точности выполнили все предписания. Да, «Формула-1» – забавное место, так что давайте разбираться.
Требования и условия к шинам разрабатываются по виртуальным моделям – их составляют сами команды
Перед каждым Гран-при «Пирелли» составляет инструкции по эксплуатации резины – туда входят минимально разрешенный уровень давления в шинах и максимальная температура термочехлов, в которых шины хранятся перед установкой на болиды.
Источником данных служат симуляции, которые «Пирелли» получает непосредственно от команд до начала уик-энда. И в Баку, по словам гоночного директора компании Марио Изолы, основной проблемой оказалось несоответствие ожидаемых и реальных условий на Гран-при.
Под условиями в данном случае подразумевается очень много параметров: от температуры воздуха и трассы, свойств асфальта и особенностей работы болидов до нагрузки, которым машины подвергают шины в поворотах и на прямых.
Также важная оговорка кроется в регламенте: команды обязаны соответствовать требованиям по уровню давления в шинах только на старте Гран-при – по ходу гонки «Пирелли» никак не контролирует изменения показателей. Тем не менее, внутреннее состояние покрышки напрямую зависит от скорости, с которой болид движется по трассе, тем самым нагревая или охлаждая резину.
Наибольшие колебания давления происходят во время пауз – при появлении автомобиля безопасности, собирающего пелотон и значительно снижающего скорость. И в случае падения давления ниже рекомендованного производителем уровня в самой шине начинают происходить деструктивные процессы.
Причины «взрыва» покрышек по мнению «Пирелли»: несоответствие реальных данных и симуляций, вызвавшее разрушение части шины
Более-менее подробно Изола выступил только перед Гран-при Франции – по-видимому, лишь когда в «Пирелли» поняли, что отвертеться и переложить ответственность не получится. Пришлось включать технарей и сыпать огромным количеством терминов и специфических понятий:
«Когда через шины проходит сильный поток энергии, а уровень давления в покрышках при этом ниже предполагаемого, это приводит к тому, что в результате по бокам шин образуются так называемые стоячие волны. Которые оказывают сильную нагрузку на область «плеча» шины. И в какой-то момент «плечо» просто не выдерживает, вследствие чего происходит прокол»
«Плечом» называется угловая секция шины, на стыке протектора и боковины (на рисунке «плечи» отмечены красным)
«Когда мы готовим предписания, то делаем это на основе данных симуляций, получаемых от команд. Данные включат в себя информацию о нагрузках, прижимной силе и скорости, все это симулируется. И в данном случае в Баку некоторые параметры не совпадали с тем, что мы предполагали изначально. И не потому что команды как-то нарушили регламент, а потому что стремились достичь максимальной эффективности работы болидов, что в итоге привело к возникновению сценария, отличного от ожидаемого».
Получается, «Пирелли» просто не попала в настройки собственных покрышек, а «Ред Булл» и «Астон Мартин» выбрали «экстремальный» вариант с минимальным уровнем давления в шинах. В итоге по ходу гонки под влиянием различных факторов резина работала в условиях слишком низкого давления, что и привело к «разгерметизации» покрышек.
Объяснения устроили не всех: Ферстаппен взбешен, Феттель и Сайнс не доверяют производителю. Только Хэмилтону норм
Пояснения Изолы точно не удовлетворили всех: несколько пилотов уже высказались об итальянской компании не очень положительно.
К примеру, Макс Ферстаппен взбешен потерей победы – и требует от «Пирелли» четко прояснить ситуацию. А Себастьян Феттель и Карлос Сайнс отметили, что основным приоритетом и шинников, и команд должна быть безопасность пилотов – правда, в данный момент как минимум №5 признал об отсутствии полного доверия к производителю.
В то же время команды, не пострадавшие от проколов, хотят в первую очередь добиться полной прозрачности не только по части причины возникновения проблем, но и действий «Ред Булл» и «Астон Мартин». Просто на случай возможной хитрости со стороны пострадавших.
«На самом деле нас расстраивает отсутствие прозрачности и четкой ясности в отношении того, что же все-таки случилось, – высказался руководитель «Макларена» Андреас Зайдль. – Потому что это критически важная для безопасности тема.
Сейчас многие выступают с критикой в адрес «Пирелли», но мы ее не станем поддерживать. Мне кажется, «Пирелли» сделала вполне безопасные шины. Для примера возьмем наши болиды – в Баку, если вы действительно следовали всем предписаниям, у вас не возникало никаких проблем. Так что, мне кажется, всему паддоку хотелось бы видеть предельную ясность в данном вопросе – нужно понять, что именно стало причиной проколов и какие действия к ним привели».
Тут мы вновь возвращаемся к вопросу крайне узкого рабочего температурного окна при трудностях с переносом экстремальных нагрузок. Виноваты здесь все: команды и руководство чемпионата сначала требует от «Пирелли» шины с достаточным износом для большого количества пит-стопов – хоть сейчас те и перестали работать с прежней эффективностью. А когда что-то идет не так – «Пирелли» оказывается главным подозреваемым и обвиняемым. При этом итальянской компании приходится разрабатывать шины в условиях острой нехватки данных: команды отказываются от тестов при каждом удобном случае в основном с целью сокращения расходов – в полном соответствии с глобальной целью «Формулы-1» по удешевлению гонок.
Это не первый скандал с «Пирелли»
В 2018 году производитель сменил конструкцию шин после жалоб «Мерседеса» – после чего «серебряные стрелы» оставили в прошлом все проблемы с прогревом и износом и полетели к титулу.
«Мерседес» выиграл гонку в Испании. Под обвинения в сговоре с производителем шин
Немаловажным фактором оставалась и остается до сих пор ситуация с тестами покрышек – проблема в том, что у «Пирелли» нет своего болида «Формулы-1», конструкция которого была бы актуальна для нового регламента. Поэтому приходится договариваться с командами о проведении тестов. В 2019-м «Мерседес» снова здорово этим воспользовался, обеспечив преимущество над конкурентами.
А порой отсутствие железобетонной надежности покрышек «Пирелли» дарили всем зрителям поистине удивительные гонки – наиболее ярким примером еще очень долгое время будет оставаться феноменальный финиш Гран-при Великобритании 2020 года, когда Хэмилтон все-таки сумел победить, доковыляв до финиша с лопнувшей шиной.
Выходит, итальянские производители формально виноваты (все-таки именно они просчитались с требованиями) – но основания для ошибки заложены нехваткой данных из-за общей модели современной «Формулы-1». «Пирелли» прежде всего не хватает реальной информации с треков, а стремление серии к тотальной экономии идет вразрез с нуждами шинного партнера.
Выходит, требуется либо реформа обмена данными между командами, чемпионатом и техническими поставщиками, либо смирение из-за редких (но очень громких) промашек, ошибок и скандалов. Ужесточение контроля за давлением (к примеру, динамическое – прямо во время гонок) не способно радикально решить проблему неверных стартовых условий, так что новая директива ФИА на 18 страниц лишь усложнит работу всем заинтересованным и станет своего рода моральным костылем (для демонстрации заботы о безопасности гонщиков).
Печально, но пока ситуация очень напоминает пат.
Трюк Леклера ради поула в «Ф-1»: нагибался в тесном кокпите, чтобы ускориться на прямых
Фото: REUTERS/Anton Vaganov TPX IMAGES OF THE DAY; Gettyimages.ru/Bryn Lennon, Mark Thompson, Clive Rose
Так же и уборкой стоящих вдоль трассы машин. Открою секрет, раньше они никому не мешали, а теперь их во что бы то ни стало убирают, выпуская для этого Майландера. Даже когда обломки по всей трассе ,которые быстро убрать нет возможности, выгоднее для всех остановить заезд с сохранением отрывов, чем собирать пелотон, тем самым напрямую влияя на результат заезда. Слишком много стало демократии и мало гонок. За лозунгами за чистоту и за безопасность легко прячутся "грязнули" и нарушители правил.
команды Ф1 ведут себя как охреневшие мажоры. они просят несколько питстопов, но так, чтобы шины разрушались постепенно. потом на таких шинах они не особо атакуют, тянут до последнего, играются с давлением, фигачат по поребрикам. данных и тестов у Пирелли - кот наплакал. но при этом взрывы покрышек - чрезвычайно редкое явление.
и как вишенка на торте: малолетняя жертва пьяного инцеста, которая на скорости 300 км/ч поворачивала в соперников на трассе, жалуется на безопасность.
Разбираться в ситуации нужно - того требует безопасность, - но всё же угнетает желание отдельных команд (и журналистов) при малейших проблемах сваливать всё на Пирелли, которые и без того слишком зависимы и от Ф-1 в целом, и от отдельных команд-мажоров, а в итоге отвечают за общие проблемы в одиночку. Ф-1 требует износа, команды - напротив, надёжности шин, а по итогу если не изнашиваются Пирелли отвечает за недостаточную зрелищность, а если шины взрываются - то за безопасность.