7 мин.

Итог расследования шинного скандала на Гран-при Баку: производитель просчитался с давлением. И ужесточил требования к командам «Ф-1»

Гонщики требуют безопасности.

В «Формуле-1» назревает серьезное противостояние – на этот раз между командами и официальным поставщиком шин. Причиной стали сходы Макса Ферстаппена и Ланса Стролла на Гран-при Азербайджана из-за внезапных одинаковых проколов без малейших признаков повышенного износа – причем сразу после внедрения новой резины, пролоббированной «Пирелли».

Прокол на прямой отобрал у Ферстаппена победу. Похоже на вину производителя шин – резину как раз «улучшили» ради безопасности

Миланская компания с китайско-русскими инвесторами пообещала масштабное расследование – и целых две недели проверяла лопнувшие покрышки. Перед Гран-при Франции итальянцы все-таки выкатили объяснения, фактически полунамеками переложив ответственность за происшествия на команды – хотя те в точности выполнили все предписания. Да, «Формула-1» – забавное место, так что давайте разбираться.

Требования и условия к шинам разрабатываются по виртуальным моделям – их составляют сами команды

Перед каждым Гран-при «Пирелли» составляет инструкции по эксплуатации резины  – туда входят минимально разрешенный уровень давления в шинах и максимальная температура термочехлов, в которых шины хранятся перед установкой на болиды.

Источником данных служат симуляции, которые «Пирелли» получает непосредственно от команд до начала уик-энда. И в Баку, по словам гоночного директора компании Марио Изолы, основной проблемой оказалось несоответствие ожидаемых и реальных условий на Гран-при.

Под условиями в данном случае подразумевается очень много параметров: от температуры воздуха и трассы, свойств асфальта и особенностей работы болидов до нагрузки, которым машины подвергают шины в поворотах и на прямых.

Также важная оговорка кроется в регламенте: команды обязаны соответствовать требованиям по уровню давления в шинах только на старте Гран-при – по ходу гонки «Пирелли» никак не контролирует изменения показателей. Тем не менее, внутреннее состояние покрышки напрямую зависит от скорости, с которой болид движется по трассе, тем самым нагревая или охлаждая резину.

Наибольшие колебания давления происходят во время пауз – при появлении автомобиля безопасности, собирающего пелотон и значительно снижающего скорость. И в случае падения давления ниже рекомендованного производителем уровня в самой шине начинают происходить деструктивные процессы.

Причины «взрыва» покрышек по мнению «Пирелли»: несоответствие реальных данных и симуляций, вызвавшее разрушение части шины

Более-менее подробно Изола выступил только перед Гран-при Франции – по-видимому, лишь когда в «Пирелли» поняли, что отвертеться и переложить ответственность не получится. Пришлось включать технарей и сыпать огромным количеством терминов и специфических понятий:

«Когда через шины проходит сильный поток энергии, а уровень давления в покрышках при этом ниже предполагаемого, это приводит к тому, что в результате по бокам шин образуются так называемые стоячие волны. Которые оказывают сильную нагрузку на область «плеча» шины. И в какой-то момент «плечо» просто не выдерживает, вследствие чего происходит прокол»

«Плечом» называется угловая секция шины, на стыке протектора и боковины (на рисунке «плечи» отмечены красным)

«Когда мы готовим предписания, то делаем это на основе данных симуляций, получаемых от команд. Данные включат в себя информацию о нагрузках, прижимной силе и скорости, все это симулируется. И в данном случае в Баку некоторые параметры не совпадали с тем, что мы предполагали изначально. И не потому что команды как-то нарушили регламент, а потому что стремились достичь максимальной эффективности работы болидов, что в итоге привело к возникновению сценария, отличного от ожидаемого».

Получается, «Пирелли» просто не попала в настройки собственных покрышек, а «Ред Булл» и «Астон Мартин» выбрали «экстремальный» вариант с минимальным уровнем давления в шинах. В итоге по ходу гонки под влиянием различных факторов резина работала в условиях слишком низкого давления, что и привело к «разгерметизации» покрышек.

Объяснения устроили не всех: Ферстаппен взбешен, Феттель и Сайнс не доверяют производителю. Только Хэмилтону норм

Пояснения Изолы точно не удовлетворили всех: несколько пилотов уже высказались об итальянской компании не очень положительно.

К примеру, Макс Ферстаппен взбешен потерей победы – и требует от «Пирелли» четко прояснить ситуацию. А Себастьян Феттель и Карлос Сайнс отметили, что основным приоритетом и шинников, и команд должна быть безопасность пилотов – правда, в данный момент как минимум №5 признал об отсутствии полного доверия к производителю.

В то же время команды, не пострадавшие от проколов, хотят в первую очередь добиться полной прозрачности не только по части причины возникновения проблем, но и действий «Ред Булл» и «Астон Мартин». Просто на случай возможной хитрости со стороны пострадавших.

«На самом деле нас расстраивает отсутствие прозрачности и четкой ясности в отношении того, что же все-таки случилось, – высказался руководитель «Макларена» Андреас Зайдль. – Потому что это критически важная для безопасности тема.

Сейчас многие выступают с критикой в адрес «Пирелли», но мы ее не станем поддерживать. Мне кажется, «Пирелли» сделала вполне безопасные шины. Для примера возьмем наши болиды – в Баку, если вы действительно следовали всем предписаниям, у вас не возникало никаких проблем. Так что, мне кажется, всему паддоку хотелось бы видеть предельную ясность в данном вопросе – нужно понять, что именно стало причиной проколов и какие действия к ним привели».

Тут мы вновь возвращаемся к вопросу крайне узкого рабочего температурного окна при трудностях с переносом экстремальных нагрузок. Виноваты здесь все: команды и руководство чемпионата сначала требует от «Пирелли» шины с достаточным износом для большого количества пит-стопов – хоть сейчас те и перестали работать с прежней эффективностью. А когда что-то идет не так – «Пирелли» оказывается главным подозреваемым и обвиняемым. При этом итальянской компании приходится разрабатывать шины в условиях острой нехватки данных: команды отказываются от тестов при каждом удобном случае в основном с целью сокращения расходов – в полном соответствии с глобальной целью «Формулы-1» по удешевлению гонок.

Это не первый скандал с «Пирелли»

В 2018 году производитель сменил конструкцию шин после жалоб «Мерседеса» – после чего «серебряные стрелы» оставили в прошлом все проблемы с прогревом и износом и полетели к титулу.

«Мерседес» выиграл гонку в Испании. Под обвинения в сговоре с производителем шин

Немаловажным фактором оставалась и остается до сих пор ситуация с тестами покрышек – проблема в том, что у «Пирелли» нет своего болида «Формулы-1», конструкция которого была бы актуальна для нового регламента. Поэтому приходится договариваться с командами о проведении тестов. В 2019-м «Мерседес» снова здорово этим воспользовался, обеспечив преимущество над конкурентами.

В «Ф-1» побеждают из-за лучшей работы с шинами. И в следующем году у «Мерседеса» снова будет преимущество.

А порой отсутствие железобетонной надежности покрышек «Пирелли» дарили всем зрителям поистине удивительные гонки – наиболее ярким примером еще очень долгое время будет оставаться феноменальный финиш Гран-при Великобритании 2020 года, когда Хэмилтон все-таки сумел победить, доковыляв до финиша с лопнувшей шиной.

Взрывы шин устроили хаос в «Ф-1»: Хэмилтон гнал на трех колесах, «Ред Булл» рано сдался и упустил победу, чемпионская интрига лопнула

Выходит, итальянские производители формально виноваты (все-таки именно они просчитались с требованиями) – но основания для ошибки заложены нехваткой данных из-за общей модели современной «Формулы-1». «Пирелли» прежде всего не хватает реальной информации с треков, а стремление серии к тотальной экономии идет вразрез с нуждами шинного партнера.

Выходит, требуется либо реформа обмена данными между командами, чемпионатом и техническими поставщиками, либо смирение из-за редких (но очень громких) промашек, ошибок и скандалов. Ужесточение контроля за давлением (к примеру, динамическое – прямо во время гонок) не способно радикально решить проблему неверных стартовых условий, так что новая директива ФИА на 18 страниц лишь усложнит работу всем заинтересованным и станет своего рода моральным костылем (для демонстрации заботы о безопасности гонщиков).

Печально, но пока ситуация очень напоминает пат.

Ключ к скорости в «Ф-1» – быстрый прогрев шин. Но их нельзя «включать» резкими рывками – инсайд экс-гонщика «Уильямса» Сироткина

В «Ф-1» готовят бан главного устройства для разработки болидов. Его аренда стоит $141 тыс в день, а $1,5 млн в год уходит только на электричество

Трюк Леклера ради поула в «Ф-1»: нагибался в тесном кокпите, чтобы ускориться на прямых

Фото: REUTERS/Anton Vaganov TPX IMAGES OF THE DAY; Gettyimages.ru/Bryn Lennon, Mark Thompson, Clive Rose