«Ред Булл» идет к титулу «Ф-1» с болидом под квалы, «Мерседес» мощнее в гонках. Но чемпионы отстанут по ходу сезона
У топ-команд – разная философия.
«Формула-1» образца 2021 года великолепна. Впервые за долгие годы на сцене два супергероя из разных команд – Макс Ферстаппен и Льюис Хэмилтон – и их оруженосцы в лице Серхио Переса и Валттери Боттаса, способные повлиять на расклад сил. После предсезонных тестов казалось, что «Мерседес» отстает от «Ред Булл» (невероятная фраза для конца 2020-го), однако по итогам двух этапов равенство: семикратный чемпион Хэмилтон опережает Ферстаппена на одно очко. Боссы топ-команд вежливо передают звание фаворита конкурентам, и разобраться, кто же быстрее, тяжело. Но мы все же попробуем.
«Ред Булл» построил идеальную машину для квалификаций
Соперники обменялись победами и в квалификациях, и в гонках. В Бахрейне Макс стал быстрейшим в субботу и в Гран-при уступил Льюису, в Имоле – наоборот. Однако квалификационное преимущество австрийского коллектива признают обе стороны. На первом этапе сезона мощь «Хонды» позволила лидеру «Ред Булл» опередить конкурентов на внушительные 0,388 секунды, а на втором преимущество чемпиона было на порядок меньше – всего 0,035 секунды от Переса и 0,052 от Ферстаппена (при этом оба гонщика «Ред Булл» признавались, что не собрали хороший круг).
«Мы должны были выигрывать поул – я допустил ошибку в последнем повороте», – отрезал Чеко после квалы – а потом заявил, что еще далек от идеальной работы с новым для себя болидом.
Так что обе субботы вполне могли остаться за австрийцами, причем с запасом – даже несмотря на то, что в Имоле за «Мерседес» сыграли отсутствие ветра и погода, благодаря которой они не мучались со своенравной задней частью болида и идеально попали в температурное окно по шинам. W12 получился более капризным, чем его предшественники, и симулирует «Ред Булл» последних лет, подход к которому находил лишь один пилот. Боттас ощутимо отстал от напарника в первой квалификации (две десятых от Льюиса), а во второй вообще стал восьмым (+0,487 секунды!). А ведь субботы были сильной стороной Валттери – раньше он чаще всего располагался вплотную к лидеру, а то и опережал партнера.
Перес же выиграл у Ферстаппена уже на втором этапе, хотя никогда не считался таким же сильным квалифаером, как Боттас. Получается, RB16B вышел не только быстрым, но и более приятным в управлении – по крайней мере с пустыми баками.
У босса «Мерседеса» Тото Вольффа есть и количественная характеристика квалификационного преимущества «Ред Булл». По его словам, на втором этапе оно составило 0,25-0,3 секунды – впрочем, воспринимать расчеты данного персонажа следует весьма осторожно. Но с качественной оценкой не спорит даже серый кардинал «Ред Булл» Гельмут Марко: «На одном круге мы быстрее».
В гонках «Мерседес» лучше сохраняет шины и прибавляет к концу отрезков
Аналитики, оценивающие скорость W12, отмечают главный недостаток машины – крайне узкое температурное окно. Но когда Хэмилтон (мастер обращения с покрышками) заставляет шины работать, «Мерседес» мчит быстрее конкурентов.
Руководитель «Ред Булл» Кристиан Хорнер разложил плюсы и минусы болидов:
«У машин разные сильные и слабые стороны. Если посмотреть на выступление в Имоле, мы быстрее на старте отрезков, «Мерседес» – в конце. В плане деградации шин соперники лучше».
Да, в Португалию Ферстаппен должен был приехать в качестве лидера чемпионата: Льюису повезло приехать на подиум в Имоле после того, как он оказался в гравии, сломал крыло и выбыл из круга лидирования. Можно сказать, что его гонку спасла лишь авария Боттаса и Джорджа Расселла, вызвавшая красные флаги, однако гоночный темп «Мерседеса» точно тревожит «Ред Булл».
В заключительной части заезда Хэмилтон стремительно отыгрывал позиции и добрался до второго места, попутно взяв балл за лучший круг. Лидеру чемпионата помогали DRS и слипстрим от соперников – «Мерседес» оценил прибавку в скорости в 0,7-0,8 секунды, «Ред Булл» – в 0,3-0,4. Есть учесть эти факторы, W12 в гоночных условиях может мчать на 0,4 секунды быстрее RB16B (оценка «Ред Булл») или как минимум быть наравне (оценка «Мерседеса»).
Обе команды в непривычной роли, но календарь поможет «Ред Булл»
Можно выделить несколько факторов, которые определят, скорость какой из двух машин окажется выше по ходу сезона. «Мерседес» все еще страдает от нестабильного поведения задней части болида: в Имоле ситуация улучшилась, однако проблема остается. Станут ли чемпионы вкладывать все силы в доработку? Впереди регламент-2022, на который постепенно переключаются команды – а «Ред Булл», как мы знаем, пойдет до конца.
«Если команды по-прежнему будут близки, то, думаю, ни «Мерседес», ни мы не остановим развитие [актуальной] машины. «Ред Булл» точно не остановит», – заявил Марко.
Австрийцы славятся тем, что здорово прибавляют по ходу сезона, так что способны нарастить преимущество. С другой стороны, «Ред Булл» отвык бороться за титул, и у Ферстаппена с Пересом такого опыта нет – хотя в нестандартной ситуации оказался и немецкий коллектив, обычно улетающий в закат с первых же гонок.
Другая особенность болида «Мерседеса» – склонность к перегреву и, как следствие, более высокая скорость в холодных условиях, о чем после Имолы говорили и сами чемпионы, и их конкуренты, и эксперты. В этом плане календарь на стороне «Ред Булл»: большинство европейских этапов состоятся летом, а значительную часть осенне-зимнего периода займут гонки в Южном полушарии или недалеко от экватора.
А если сезон станет органичным продолжением первых двух гонок, на первый план выйдет мастерство пилотов. Выдержит ли молодой претендент давление борьбы за титул? Не разучился ли многократный чемпион сражаться колесо в колесо за годы доминирования? Помогут или помешают вторые гонщики партнерам? Все мы надеемся, что лучшего в 2021 году определят ответы именно на эти вопросы – в этом случае нас ждет эпичный чемпионат.
«Ред Булл» и «Мерседес» схватились за титул «Ф-1». Кто станет чемпионом – Хэмилтон или Ферстаппен?
Фото: globallookpress.com/Dppi/Florent Gooden, Hoch Zwei/Keystone Press Agency; Gettyimages.ru/Lars Baron