Ради «Астон Мартин» миллиардер сбыл яхту, пентхаус, коллекцию спорткаров и гоночный трек. Выручил $450 млн, а долг – еще $1 млрд
Тяжести инвестиций в «Ф-1» и автопром.
От редакции: Привет! Вы в блоге «Формула жизни» – здесь регулярно появляются мощные истории о современной жизни «Ф-1». Автор постоянно попадает в точку и появляется на главной и в разделе, и два года подряд выиграл титул лучшему блогеру раздела – поддержите его плюсами, чтобы тексты выходили еще чаще!
Одно из главных событий нового сезона «Формулы-1» – громкое возвращение «Астон Мартин» в Гран-при после пятидесятилетнего перерыва. Канадский миллиардер Лоренс Стролл вложил в английскую компанию огромные деньги, заявил о намерении покорить быстрейшую серию мира и авторынок, заодно превратив сына Ланса (гоняющего здесь четвертый год) в чемпиона.
Амбиции – невероятные, однако хватит ли у бизнесмена средств достичь мечты? Ведь старая шутка о пожирающей деньги «Ф-1» по-прежнему правдива: здесь легко стать миллионером... если вы – миллиардер.
Кажется, успешный бизнесмен с состоянием в $3,2 млрд на февраль 2021 года сильно забеспокоился о расходах: провернул несколько необычных сделок в надежде выручить дополнительные средства. Со стороны они выглядят как вступление на путь обанкротившегося предыдущего владельца команды из Сильверстоуна – индийского авиа- и пивного магната Виджая Малльи (прошел путь от состояния в $8 млрд до банкротства) – или все-таки нет?
Стролл попрощался с яхтой за $200 млн и выставил на продажу трассу и пентхаус
В августе 2020-го Стролл продал 96-метровую яхту «Фэйт», на обслуживание которой уходило $15 млн в год. Джакузи на палубе, тренажерный зал, место для 36 000 литров пресной воды и мебель высшего класса – вот лишь несколько фактов о бывшем судне Лоренса. За него он получил $200 млн.
Кроме того, следом за пилотом «Астон Мартин» Себастьяном Феттелем канадец распродал коллекцию автомобилей «Феррари» – хотя когда-то признавался в особой любви к итальянской марке. Старинные суперкары должны принести Лоренсу $220 млн.
Среди них модель 512m стоимостью $25 млн (раньше принадлежала Роджеру Пенске – владельцу легендарной американской команды: она 15 раз выигрывала «500 миль Индианаполиса» и даже пробовала силы в «Ф-1» – там американцы дважды побывали на подиуме и даже одержали победу).
412 P, которая в 1964-м забронировала весь подиум в «24 часах Ле-Мана». Она стоит $35 млн:
Другая выдающаяся машина коллекции – 250 GTO за целых $45 млн. В свое время ее покупателей одобрял сам Энцо Феррари:
Еще одна гордость Стролла – 275 GTB. Бизнесмен приобрел ее на аукционе за $27,5 млн:
$4 млн стоила его 330 Р4:
Стоимость всей коллекции потянула на космические 220 миллионов долларов – ценник кажется завышенным, но Стролл именно потому и слывет успешным бизнесменом.
Почти полмиллиарда за яхту и автомобили? – Строллу этого мало. В декабре 2020-го он выставил на продажу пентхаус в южной Флориде за $20 млн. Здесь и высочайшие арочные потолки, и покрытие цвета слоновой кости, а также четыре спальни и шесть ванн.
А теперь Лоренс избавляется от гоночной трассы «Мон-Тремблан» (некогда принимавшую Гран-при Канады), купленной еще в 2000 году. Автодром хоть и старый, но после капитального ремонта: трек при Стролле расширили на два метра, установили барьеры и обновили медицинское оборудование. Сегодня он соответствует стандартам ФИА, хотя «Ф-1» принимать не может.
Продажа «Мон-Тремблан», наверное, самая понятная в этом списке – с давних пор возня вокруг автодрома миллиардера сильно утомляет.
Местных жутко раздражали постоянный шум (на трассу подали 150 жалоб) и сам бизнесмен. Один из жителей отмечал высокомерие Стролла: «Он никому не позволяет приближаться к себе. Как будто неприкасаемый. Только и твердит: «Обращайтесь к моим юристам»
Полицейские регулярно пытались посетить объект, но никто не отвечал даже на крики. Дошло до нового городского закона, по которому шум от гонок не ограничивался только 52 дня в году.
Вряд ли трек стабильно приносил Лоренсу деньги (с момента приобретения там прошло всего семь гонок), а с новым проектом любые дополнительные издержки несут еще больше вреда. Потому теперь Стролл продает «Мон-Тремблан» за $10 млн.
«Астон Мартин» – теперь приоритет. Похоже, Стролл хочет настоящую империю
Английский бренд сейчас переживает сложнейшие времена.
В 2018 году фирма проводила IPO (первичное публичное предложение акций на бирже) вслед за «Феррари», которая совершила подобное на три года раньше. Однако вместо успеха у «Астон Мартин» упала выручка, появились проблемы с финансами и, как следствие, цена на акции обвалилась на 75%.
Спасти положение планировали первым в истории марки внедорожником DBX: «Астон Мартин» рассчитывал на расширение клиентской базы, но интереса к новинке публика не проявила.
Тогда-то в игру и вступил Лоренс, ранее спасший от исчезновения «Форс-Индию» (канадец вложил в команду $142 млн, получил 71% акций и переименовал ее в «Рейсинг Поинт»). Теперь он заплатил около $238 млн за 16 процентов акций автокомпании, а позже увеличил пакет до 20 процентов.
«Я верю, что сочетание моего капитала и моего опыта – и в автомобильной отрасли, и в создании мировых брендов – будет означать, что со временем мы реализуем весь потенциал «Астон Мартин», – заявил Лоренс при получении должности исполнительного директора компании.
При этом дополнительные $650 млн вложил консорциум, состоящий из друзей миллиардера: председателя JCB (производитель строительного оборудования и спонсор бывшей «Рейсинг Пойнт») Энтони Бэмфорда, экс-босса Power Corp Canade (международная холдинговая компания) Андре Десмаре, гонконгского инвестора в мире моды Сайласа Чоу и прочих.
К слову, лучшее дело в карьере Стролла связано именно с Чоу. В 2003 году они вместе купили контрольный пакет акций бренда модной одежды Michael Kors, провели ряд изменений в политике компании и сделали упор на аксессуары и рекламу в универмагах. В итоге за восемь лет стоимость компании взлетела со $100 млн до $4,6 млрд. Эксперты из журнала Time связали успех с влиянием семьи Чоу и знаниями Лоренса в области международных продаж и маркетинга.
Нечто подобное Стролл планирует провернуть и с «Астон Мартин». Он уже начал активно заниматься рекламой бренда: начиная с подписания в команду «Формулы-1» четырехкратного чемпиона мира Себастьяна Феттеля и заканчивая введением в чемпионат своих сэйфти-каров и медицинских машин (как раз тех самых DBX).
Однако ситуация с британской фирмой сильно отличается от прошлого опыта. Автопром оказался намного дороже одежды, и теперь Лоренсу приходится вкладывать гораздо больше: хоть с 2020-го состояние канадца увеличилось на $800 млн, в то же время прошлой осенью он влил в «Астон Мартин» еще $1,3 млрд, и дополнительные $25 млн пошли на постройку новой базы для команды «Ф-1».
Потому, по слухам, у канадца и появился долг размером в $1 млрд – причем под огромную кредитную ставку в 16 процентов. Отсюда, возможно, и следуют многочисленные распродажи роскошных, но некритичных для жизни и развития активов.
А еще серьезной проблемой может стать «игра акций». Канадец раньше не имел дел с торгующимися на бирже компаниями.
Раньше милиардер либо сразу забирал всю фирму, либо покупал как минимум контрольный пакет в 50 процентов. Сейчас же остальные ценные бумаги распределены следующим образом (согласно информации портала Simply Wall St): 7,1% - европейская группа инвесторов Investindustrial; 5,6% - американский инвестор Invesco; 4,77% - босс «Мерседеса» Тото Вольфф. Еще 30 процентов распределены между неназванными 13 бизнесменами. Также акциями «Астон Мартин» владеет Себастьян Феттель – правда, гонщик не признался, сколько именно купил. И еще почти (!) 20 процентов держит «Мерседес» – немецкий бренд получил их в обмен на поставки двигателей и моторных технологий, выбив право назначения неисполнительного директора в совет директоров.
Не исключена попытка Стролла укрепить положение в компании путем скупки на бирже или у миноритарных держателей. Вероятно, потому канадец и распродает дорогое имущество: ради усиления позиций в новой организации.
По контракту с брендом команда миллиардера в «Ф-1» получила шильду «Астон Мартин» на ближайшие 10 лет – следовательно, как минимум в этот период новый владелец никуда не уйдет и у британской компании впервые за долгое время будет стабильное руководство. Сам канадец явно готов идти до конца и в гонках, и в автопроме:
«У «Феррари» отличная бизнес-модель, и между нами много общего. Но «Астон Мартин» – британская компания, и у нас культовая 108-летняя история. Если не ошибаюсь, это на 50 лет дольше истории «Феррари»! Возвращение «Астон Мартин» в «Формулу-1» спустя столько лет – знаменательное событие в истории спорта. Все знают, кто мы и что из себя представляем, но выступления в гонках позволят открыть бренду новые дороги. Команда «Ф-1» для меня – главное. Она принесет новую энергию в этот спорт. «Астон Мартин» будет привлекать как старых, так и новых болельщиков».
А для люксовой автомобильной компании «Ф-1» – лучшая платформа в мире. Насколько мне известно, для любой компании самое главное – ее бренд. «Астон Мартин» – это легендарный бренд. Весь опыт, который я накопил, создавая люксовые бренды по всему миру, я привнесу сюда».
Кажется, Феттель формально – №2 в «Астон Мартин». Выяснили по цвету камеры на болиде
Фото: yachtharbour.com/Riva Ariston via Dutch Yachting; wearecurated.com; motor1.com; mansionglobal.com; commerciallistings.cbre.ca; astonmartin.com; globallookpress.com/Dppi/Antonin Vincent, Dppi/Florent Gooden, Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com
А вот Стролл кажется рискнул выше меры. Такие автопроекты как Астон-Мартин в последнее время чаще прогорают, чем приносят прибыли. Ну что же, риск благородное дело.
а) имеет хороший маркетинговый эффект для рекламы авто
б) привлекает спонсоров
в) продувает сыну, укрепляя его позиции.
Весьма годное приобретение, с какой стороны не посмотри.