Квят теперь третий пилот в команде Алонсо. Это новый шанс зацепиться за «Ф-1» – и огромный плюс в портфолио
Пробиться в Гран-при все еще реально.
Осенью 2020-го Даниил Квят вплотную подошел к завершению карьеры в «Формуле-1»: пусть выступления в «Альфа Таури» и не были плохими, но общая картина противостояния с напарником Пьером Гасли (выигравшим Гран-при Италии) смотрелась явно не в пользу российского гонщика. А желание руководства команды подписать самого многообещающего японца последних лет Юки Цуноду приводило всех наблюдателей к пониманию: вариантов остаться в системе «Ред Булл» у Даниила больше нет.
Отсутствие вакансий в других командах тоже не вызывало радостных эмоций – причем не только у болельщиков, но и у самого Квята. Его интервью в определенный момент были пропитаны фатализмом и безысходностью:
«Я не питаю иллюзий, ситуация сложная. На самом деле шансы остаться совсем невелики. Знаю, что с высокой долей вероятности покину «Формулу-1».
Такой настрой вызывал вопросы: а хочет ли он продолжать? Нет ли ощущения, что все попытки закрепиться в «Ф-1» – это бесконечное бодание со стеной и закатывание тяжелого камня в гору?
От усталости, опустошенности и остатков мотивации зависел следующий шаг – при полном выгорании и разочаровании в «Ф-1» можно было последовать примерам Ромена Грожана и Кевина Магнуссена и уйти в другие серии или даже на годичный отпуск. Но Даниил решил еще раз начать сначала – и с помощью менеджера Николя Тодта выбил место резервного гонщика в «Альпин» (бывшей «Рено»).
Что особенного в работе резервного гонщика в «Формуле-1»?
В отличие от должности пилота по развитию (которую Квят занимал в 2018-м в «Феррари»), у резервиста есть шанс сесть за руль гоночной машины и поучаствовать в Гран-при. Придется изо всех сил потеть в тренажерном зале и много вкалывать на симуляторе, но в случае форс-мажора именно третий пилот будет главным кандидатом на замену.
Впрочем, в прошлом году подобный статус не помог Эстебану Окону и Стоффелю Вандорну попасть в кокпиты «Рейсинг Пойнт» или «Мерседеса», когда из-за ковида из строя вышли Серхио Перес, Ланс Стролл и Льюис Хэмилтон – команды предпочли парней с практикой выступлений на современных болидах «Ф-1». Однако у Квята нужный опыт есть – и потому «Альпин» в случае проблем (например, новой аварии Алонсо на велопрогулке) поднимет в боевые пилоты именно россиянина. Кстати, факт подписания контракта незадолго до презентации новой машины говорит о том, что Даниила всерьез рассматривают в качестве реальной замены на случай каких-то проблем.
Но все же главная проблема запасного – необходимость моментально «вкатиться» и показать результат. Да, общественность, телекомментаторы и эксперты обязательно похвалят сменщика даже при катастрофических отставаниях (как это случилось с эпизодическим появлением Пола ди Реста за рулем «Уильямса» на «Хунгароринге»), но ощутимых выгод разовое выступление почти никогда не дает. Например, в сезоне-2020 Нико Хюлькенбергу понадобилось больше одного уик-энда для обретения необходимого ритма, но даже всеобщее одобрение не помогло ему в дальнейшем найти варианты в «Ф-1» на следующий сезон.
Зачем все это «Альпин» и Квяту?
Профит для французов, конечно, в рабочих качествах и умениях Даниила: он дисциплинированный и умелый сотрудник, который при необходимости будет сутками впахивать на симуляторе, обсуждать важные для развития шасси детали, а также поможет боевым гонщикам (Фернандо Алонсо и Эстебану Окону) в поиске настроек на Гран-при.
Кроме того, он не успеет растерять навыки управления актуальной машиной «Формулы-1» – да, «Альпин» A521 отличается от «Альфа Таури» образца 2020 года, но в целом новая техника сохранила много черт прошлогодней. Если Алонсо или Окон приболеют – Квяту (с учетом уже начавшейся работы на базе) будет заметно легче прочувствовать машину и как-то проявить себя, чем вырванному в 2020-м из ниоткуда Хюлькенбергу.
Для любителей конспирологических теорий есть еще одна версия: Квят может принести пользу «Альпин» и в другой области – если Окон продемонстрирует невнятные выступления (весьма вероятный сценарий, когда твой напарник – Алонсо), команда запросто сместит фокус на другого француза, Пьера Гасли (конечно, если тот продолжит удивлять в «Альфа Таури»). Да, звучит слегка безумно, но в случае мощной работы Квята в Энстоуне смогут опосредованно оценить способности и его бывшего напарника.
Для Даниила же работа резервным гонщиком – способ не улететь с радаров окончательно. «Формула-1» – очень тесный мир, из которого легко безвозвратно пропасть, и потому важно пользоваться любой возможностью и как можно чаще мелькать перед глазами боссов команд. Я не удивлюсь, если выяснится, что до этого карьерного хода Даниил посетил не только Энстоун, но и Маранелло – и в итоге выбрал вариант, который позволит хотя бы изредка посещать Гран-при, вести беседы с важными людьми и всячески о себе напоминать.
К тому же в случае успешной работы с «Альпин» резюме Квята пополнится новым позитивным отзывом от мощной заводской организации – и вместе с положительными характеристиками от «Феррари» и «Альфа Таури» его портфолио будет не самым плохим аргументом в переговорах на 2022 год с какой-нибудь другой командой.
Конечно, вероятность возвращения в качестве боевого гонщика через год по-прежнему остается очень низкой, но теперь она хотя бы теоретически сохраняется. В текущих условиях это лучшее, что может себе позволить Даниил – работать и надеяться на счастливый случай.
Фото: Gettyimages.ru/Peter Fox; Instagram/danydk1
Не хочу обидеть поклонников испанца, но вариант, когда 42-летний пилот без гоночной практики покажет "невнятные" выступления тоже не кажется невероятным.
Плюс, уверен, что окончательный уход из гнилой системы "РБ" пойдёт Квяту только на пользу! "Рено" - конторка со своими тараканами, но смена обстановки, в данном случае, фактор уже сам по себе положительный. Тем более, работать надо будет не с каким-то "Хаасом" или, прости Господи, "Ульямсом".
Не хочу зарекаться, но я все таки вижу шансы у Дани сменить кого-то в команде. Ну и плюс, если Окон проиграет старичку с простоем, даже несмотря на то, что это Алонсо, это будет солидный удар по репутации.