Болид Райкконена пошел в клинч с трендами «Ф-1»: на нем опустили подвеску, пока остальные команды их задирают
Технический контртренд в попытке отвоевать потерянную прижимную силу.
«Альфа Ромео» в последние годы (после продажи брендинга-названия и полной смены руководства) заслужила звание самой экстремально-экспериментальной команды «Формулы-1»: каждый год инженеры «Заубера» (да, не надо забывать о реальной швейцарской базе организации) представляли хотя бы несколько собственных мегасмелых решений при каждой смене регламента. Даже аренда технического директора «Феррари» Симоне Ресты и покупка огромного набора комплектующих в Маранелло не меняла направления развития команды из Хинвиля: они всегда все делали сами и не боялись риска.
К примеру, после смены регламента по части антикрыльев именно «Альфа Ромео» удивила фанов самым экстремальным решением: с полной заточкой пластин под обтекание передних колес. Ни одна другая команда не пошла так же далеко. Тогда же инженеры «Заубера» представили и особый «дырявый» нос с широчайшими воздуховодами – концепцию потом перехватили и развили в «Ред Булл» и «Макларене» (вторые в итоге отказались в пользу решения от «Мерседеса», а команда Эдриана Ньюи дорабатывает их до сих пор).
А в 2020-м новаторы из Швейцарии включились в гонку сверхзадраных задов и высоких подвесок – и параллельно выдумали несколько экспериментальных решений, даже обогнав лидеров «Ф-1» по высоте пилонов и дорожного просвета. Правда, лишних очков Райкконену и Джовинацци смелость конструкторов не принесла: после 57 очков в 2019-м финн с итальянцем добыли лишь 8 баллов в 2020-м – и удержали 8-е место в Кубке конструкторов лишь исключительно из-за регресса конкурентов из «Хааса».
Но даже несмотря на ухудшение результатов, философия команды не поменялась – в 2021-м «Альфа Ромео» сохранила вектор на инновационность. Теперь сумрачные гении с базы в Хинвиле запустили контртренд всей современной «Ф-1»: пока все поднимают подвески повыше (для снижения центра тяжести болида, улучшения баланса и управляемости в поворотах), «бело-красные» пошли обратным путем и спустили высоту подвески – чтобы максимально «прижать» переднюю и заднюю части к асфальту.
Это особенно заметно из иллюстраций к колонке Гэри Андерсона о новом С41 для The Race – посмотрите на сравнительную графику с носом машины 2020-го.
То же самое и с задней подвеской: ее тоже спустили чуть-чуть ниже – вразрез с главным трендом последних лет. Тем самым, к которому сама «Альфа Ромео» так активно и подключалась.
Выбранная инженерами «Заубера» концепция очень рискованная: переднее антикрыло C39 уже в прошлом году часто перегружалось из-за философии обтекания и большого наклона всей машины. В итоге на многих кочковатых трассах и в конце длинных прямых (или быстрых поворотов) передняя часть болида окончательно «ныряла» вниз, задевая асфальт и высекая красочные искры там, где другие машины (кроме разве что «Ред Булл») проезжали без дополнительной иллюминации.
Фотографы и болельщики обычно в восторге, но машины вообще-то теряют скорость от таких вещей – и дело не только в физическом трении: контакт с покрытием обычно означает перекрытие пути под днище и на диффузор для воздушного потока, «присасывающего» технику к треку. Получается эффект «стопорения», который специалисты по аэродинамике страшно ненавидят – поскольку болид единомоментно теряет очень много прижимной силы. А если такое случается в середине поворота – машина лишается баланса и обычной управляемости, пилоту приходится ловить заднюю часть рулем, и появляется немалая опасность разворота или аварии.
Теперь же передняя часть стала еще ниже – а значит, нагрузки на антикрыло вырастут вместе с ежеминутным риском «стопорения».
Зачем же тогда в «Альфа Ромео» пошли таким путем? Если по-простому, то из-за новых правил, срезавших важные детали днища и диффузора: ожидаемая потеря от регламента прогнозируется на уровне 10 процентов, и инженеры пробуют все подряд, чтобы вернуть загрузку до рекордного уровня 2020-го.
Повысить эффективность оставшихся деталей можно двумя способами: либо увеличить объем потока, протекаемый под днищем, либо значительно его ускорить. С первым вариантом у «Альфа Ромео» все весьма непросто из-за концепции антикрыла и болида: воздух прежде всего перенаправляется за передние колеса, чтобы не создавать турбулентные вихри. Для радикального увеличения его объема инженерам потребовалось бы пересмотреть всю философию машины – а в переходный сезон ресурсы и бюджет крайне ограничены.
Потому спецы из «Заубера» пошли вторым путем: немного обновили нос для максимально возможного перенаправления воздуха за пределами носа под днище и опустили антикрыло. Таким образом сразу за обтекателем создается область еще более низкого давления, чем раньше (поскольку под него «продавливается» меньше воздуха), поток резко ускорится и «присосет» переднюю часть болида к асфальту. Прижимная сила вместе с загрузкой на оси увеличится, улучшив управляемость.
Примерно то же самое задумано и передней и задней частях днища: снизить давление в определенных зонах, чтобы ускорить имеющийся поток – без радикального увеличения количества воздуха.
Особенно важен успех идеи именно позади: новые правила не просто сократили площадь днища, но еще и обязали команды срезать многие рассекатели на диффузоре и слегка его поднять. Именно поэтому подвеску пришлось немного занизить, убрав часть огромного просвета – ради компенсации требований новых правил и сохранения максимального количества прижимной силы из уже созданных деталей.
И ребята из Хинвиля явно не собираются останавливаться: на презентации C41 технический директор команды Жан Моншо уже анонсировал масштабные обновления на первых гонках – чтобы затем полностью переключиться на разработку машины для 2022-го. Так что следите внимательно: «Альфа Ромео» еще точно удивит.
Фото: the-race.com; Gettyimages.ru/Rudy Carezzevoli; globallookpress.com/Panoramic/Dppi/Florent Gooden
Сейчас проходят финалы WSK Master Series I.
Посмотреть можно здесь на Фейсбук.
wskpromotion/videos/789810805253072/
Судя по путанице в центрах тяжести и абсолютной ахинеи в той части, которая касается аэродинамики, статья - поспешный перевод иностранного первоисточника. Стилистика изложения, в результате которой набор, казалось бы, русских слов не складывается ни в какие доступные к пониманию предложения - тоже выдает кальку с иностранного.
Чорд! А когда-то здесь была Наталья Дмитрук... Где она? Что делает? Почему не пишет про ф1?
"Клиновидность", определяемая большей или меньшей величиной рейка (продольного угла наклона болида к поверхности), конечно, сказывается на прижимной силе, но основную ее часть обеспечивает зона разряжения под задранным днищем, вместе с диффузором "присасывающая" машину к поверхности.
Соответственно, весь парад с задиранием задов ради этой цели и сочинен. А высота задней подвески уже оказывается величиной зависимой - нижние поперечные и продольный рычаги неминуемо поднимаются, повышая центр тяжести. А с верхними теоретически можно "креативить" - не забывая о требованиях кинематики.
Ну а если заднюю часть опускают, появляется возможность расположить рычаги ниже и снизить центр тяжести. Зона разряжения под днищем при этом тоже закономерно уменьшается в объеме, снижая "прижим".
Самое забавное, что, например, вот здесь: https://www.italy24news.com/en/2021/02/alfa-romeo-c41-change-of-philosophy-carlo-platella.html
автор пишет о сохранении старой схемы задней подвески Альфы.