Бан флага и гимна добрался до автоспорта: на ралли в Монако русскому повесили наклейку «нейтральный спортсмен»
В случае победы попросят «Катюшу».
2020-й вышел невероятно насыщенным, но его концовка добила престиж российского спорта: 17 декабря спортивный арбитраж (CAS) вынес вердикт по спору с Всемирным антидопинговым агентством (WADA) по поводу бана флага, гимна, отстранения от Олимпиад и других ограничений.
В итоге атлеты из России получили статус нейтральных на все ближайшие крупные события в 2021-м и 2022-м – вопрос прежде всего касался Игр и чемпионатов мира.
Еще за год до этого вопрос отстранений и забанов государственных символов вызвал большой вопрос по применительности в автоспорте: все-таки в гоночных допинговых скандалах Россия никогда не светилась (да и вообще они крайне редки), Гран-при в Сочи сохранили со всеми атрибутами.
Да и Российская автомобильная федерация в официальном заявлении обращала внимание: «ФИА не является Организатором крупных спортивных мероприятий, согласно определению, приведенному в ISCCS и Всемирном антидопинговом кодексе. Соответственно, решение WADA не может повлиять на проведение этапов Кубков мира, чемпионатов Европы и других международных серий».
Правда, тогда ясности насчет последствий для российских гонщиков не было: боссы РАФ ждали каких-то санкций, но вообще не представляли их суть.
« В автоспорте есть особенность: кроме чемпионатов мира, флаг определяется по лицензии. Например, белорус может приехать в Россию и взять российскую или пойти и выступать под испанской. И тогда будет так: кто ее выдал – такая и страна, – комментировал для Sports.ru ситуацию исполнительный директор федерации Сергей Иванов. – А в «Формуле-1» и других чемпионатах мира иначе: там флаг определяется по гражданству, по паспорту. То есть не важно, какая лицензия: приехал россиянин с итальянской суперлицензией – флаг все равно будет российский подниматься, гимн российский будет играть. И какое решение примет ФИА и как будет на чемпионатах мира – пока неясно.
Мы – РАФ, автомобильная федерация – никак не участвовали в проблемах, связанных с допингом. Нас никогда и никто не упрекал. Мы стоим немножко особняком. Наверное, нам попроще будет. Но, конечно, какие-то санкции будут».
Допинг-скандал угрожает России даже в автогонках: на грани бана флаг, но пока не Гран-при в Сочи
И после решения CAS, похоже, санкции все-таки добрались и до автоспорта: буквально через пару недель после завершения допингового скандала новый трек под Питером «Игора-Драйв» пропал из претендентов на гонки немецкой серии ДТМ и чемпионата мира по гонкам на мотоциклах MotoGP. Конечно, нельзя точно сказать, будто организаторы серий отказались от заездов в России именно из-за победы WADA в арбитраже – все-таки этап в Ленинградской области изначально фигурировал как резервный – но и на совпадение такие события тоже не похожи.
А уже в 2021-м до российского автоспорта добил и статус «нейтральных спортсменов» вместе с запретом гимна. На Ралли Монте-Карло – этапе чемпионата мира по ралли WRC – после первых двух дней заездов на машину русского пилота Николая Грязина нацепили шильду «нейтрального спортсмена».
Флаг закрывать не обязали – вероятно, из-за оговорок как раз про российскую лицензию или из-за класса, в котором выступает Николай: фактически он гоняется не в WRC, а во втором дивизионе WRC2. А еще, как вариант, организаторы посчитали, что сдирать символ с болида уже как-то поздновато.
Вот что написал в телеграме сам гонщик:
«Интересный инцидент, который мы не освещали во время гонки, и я решил сказать об этом сейчас. После первого (или второго) дня гонки нам пришло письмо от ФИА вместе с WADA, где попросили налепить везде наклейки «нейтральный спортсмен», потому что мы – русский экипаж. А русские нынче в ЧС из-за прошлого кипиша на Олимпиаде с допингом. Хорошо, что не потребовали снимать флаги. И в случае нашей победы гимна России не будет. Так что будем просить включать «Катюшу».
Николай – вице-чемпион Европы по ралли 2018-го, выиграл один заезд в 2019-м в классе WRC2 и собрал два подиума в 2020-м. В Монако он приехал 12-м в тотальном зачете WRС.
Что же это значит для российского автоспорта? Похоже, бан гимна и необходимость помечаться как «нейтральный спортсмен» теперь перейдет во все заезды со статусом чемпионата мира: а значит, право на флаг потеряет и «СМП Рейсинг» на «Ле-Мане», и Тимур Тимерзянов в мировом ралли-кроссе. Гран-при в Сочи сохранится вместе со всеми атрибутами (поскольку контракт на его проведение заключали уже очень давно), но вот дебютант Никита Мазепин, похоже, поедет на «Хаас» как минимум с такой же наклейкой – или, может, и с белым знаменем.
С другой стороны, кто-то может вспомнить про «Дакар» и победы «КАМАЗа» вполне с триколором – но легендарный рейд не входит в расписание Кубка мира по бахам (только его мотоциклетный зачет) и проводится частной компанией A.S.O. по собственным правилам. ФИА там практически не имеет никакой юрисдикции.
Однако российский гимн все равно можно будет услышать даже в рамках Гран-при в 2021-м: ограничения вряд ли коснутся пилота из молодежной Академии «Феррари» Роберта Шварцмана из «Формулы-2». У гонок поддержки «Ф-1» нет статуса чемпионата мира, так что и правила атрибутики не должны измениться.
Правда, окончательно судьбу флага и гимна на Гран-при мы узнаем все-таки лишь после старта сезона. А он запланирован на 28 марта – есть еще куча времени, чтобы все прояснить.
В той же Ф-1 гонщик себя и команду представляет, а не страну-происхождения, получения лицензии, гражданства и т. д