«Феррари» заряжает команду Шумахера и Мазепина по полной: сдала в аренду целую базу, топового конструктора и бригаду инженеров
Первые результаты введения потолка затрат.
В 2021-м машины «Формулы-1» практически не изменятся (ждем только новые шины «Пирелли» и падение прижимной силы из-за среза части днища дополнительными правилами), но организацию внутри каждой большой команды ждут огромные перемены. Всему виной внедрение потолка бюджетов в 147,5 миллиона долларов, допустимые к затратам на развитие болида и переезды: изначально планировалось ограничение в 145 миллионов для календаря в 21 гонку, но после публикации расписания на 23 Гран-при сумму проиндексировали.
С учетом исключений (к примеру, зарплаты пилотов, топ-5 менеджмента), затрат на маркетинг и прочих расходов максимальный объем бюджета самых расточительных коллективов ожидается на уровне около 200-230 миллионов – практически вдвое ниже ежегодных трат «Феррари» и «Мерседеса». Да, по гигантам новые правила ударят сокрушительно – и потому они уже занялись оптимизацией внутренних процессов и персонала с целью облегчить платежки.
Ярче всех уже сейчас выглядят инициативы «Феррари»: итальянская команда максимально вложилась в поддержку «Хааса» – клиента из США, который покупал максимальное количество комплектующих, коробки и моторы в Маранелло с первого же сезона в «Ф-1»– с 2015-го. Для американцев создали новый особенный кластер на базе Скудерии в Маранелло и даже сдали туда в аренду директора отдела шасси (отвечавшего за SF1000 и ранее год поднимавшего «Альфа Ромео») и целый ряд инженеров, ранее строивших болиды именно для «Феррари».
Причем трансфер персонала происходит параллельно с переходом в «Хаас» из академии Скудерии Мика Шумахера – чемпиона «Ф-2» и сына великого Михаэля. Кажется, итальянская организация выбрала очень хитрый способ решить сразу несколько актуальных задач на ближайшие сезоны: и помочь немцу с улучшением результатов, и обойти новые правила ФИА, и не отпускать далеко контроль над креативными способностями своих инженеров.
Инженера, отданного в аренду «Хаасу», босс «Мерседеса» считает одним из лучших в паддоке
Речь о Симоне Ресте – 50-летнем инженере, запустившем карьеру в «Формуле-1» в «Минарди» еще в 98-м. Через три года он перешел в «Феррари» и успел поучаствовать в разработке трех чемпионских машин для Михаэля Шумахера, в 2006-м его назначили главой отдела НИОКР, в 2012-м – повысили до выполняющего обязанности технического директора, а в 2014-м Серджио Маркионне утвердил его в должности на постоянной основе. Симоне отвечал за разработку болидов Скудерии вплоть до 2018-го – тогда его отправили в «Альфа Ромео», а на его место подняли нынешнего босса всей команды Маттию Бинотто. Через год Реста вернулся в Маранелло на должность заместителя шефа всех инженеров, но теперь от него формально избавляются вновь.
«Симоне, наверное, один из сильнейших инженеров в нашем деле, – отметил его руководитель и акционер «Мерседеса» Тото Вольфф. – Он – определенно огромное приобретение для «Хааса».
Почему же «Феррари» избавилась от настолько ценного кадра? Помимо очевидной версии о внутренней конкуренции (все-таки Реста большую часть карьеры занимал более высокую должность, чем Бинотто), на ситуацию точно влиял размер контракта Ресты. Регламентом разрешено выводить из-под потолка только пятерку самых высокооплачиваемых членов команды не из штата гонщиков – и в «Феррари», похоже, нашлись еще более «дорогие» инженеры. Сдачей Симоне в аренду итальянцы перевешивают контракт специалиста на «Хаас» – у самой бедной организации пелотона еще полно места под потолком (где-то 50 миллионов), осталось только найти деньги на оплату.
«Мы должны смотреть вперед при смене правил, – объяснил Бинотто на медиа-сессии в Бахрейне после Гран-при. – Бюджетные ограничения требуют от нас большей финансовой эффективности. Нам требуются внутренние преобразования, и [аренда Ресты] – одно из наших решений».
Теперь у «Хааса» впервые в истории появится настоящая звезда в инженерном штабе – а ведь американская организация и раньше отличалась достаточно изобретательными решениями, за которыми следил весь пелотон. Теперь же их машина точно должна сделать еще один шаг вперед – все-таки Симоне приходит в новую команду с огромным багажом секретов и идей «Феррари».
Но полностью обхитрить правила, отозвав Симоне в конце следующего сезона с новыми знаниями и наработками по части болида 2022 года не удастся: в «Формуле-1» специально для подобных случаев прописано требование обязательного отпуска между назначениями длиной в полгода. Даже в случае разрыва контракта с «Хаасом» по собственному желанию – фактически Скудерия распрощалась с одним из лучших инженеров как минимум на сезон.
«Феррари» открыла «Хаасу» новую базу в Маранелло рядом с аэротрубой. И отдала в аренду еще 40 инженеров
Ресте не будет скучно в составе американцев – ему даже не придется куда-либо переезжать. Итальянская организация уже все устроила: выделила особый кластер зданий рядом с аэротрубой в Маранелло и закрыла его под нужны клиента. Вместе с Симоне туда перейдут еще 40 инженеров из техштаба «Феррари» – по предположениям инсайдеров, для работы над болидом для 2022-го.
«Люди будут работать в Маранелло, но в здании, отдельном от персонала «Феррари», – объяснил систему Бинотто. – У них не будет доступа к офисам «Феррари». Это полное разделение.
Так «Хаас» усилит структуру и техническую организацию. Для нас это тоже необходимо для сокращения штата – чтобы уложиться в бюджетные ограничения. «Хаас» останется полностью независимой от «Феррари». Это не «младший» и не «дочерний» коллектив, речь не идет об обмене информацией в рамках, превышающих дозволенные регламентом».
«Сделка поможет нам вырасти, – подтвердил босс «Хааса» Гюнтер Штайнер в колонке для The Race. – Отличная возможность – заполучить людей вроде Симоне Ресты, он делал конкурентоспособные болиды».
Фактически американский коллектив выигрывает дважды. Во-первых, получает легкий доступ к аэротрубе в любое время без необходимости везти созданные детали на тесты через пол-Эмилии-Романьи (Шасси «Хааса» производят на заводе «Даллары» под Пармой – не так уж далеко от Маранелло, но все же). А во-вторых, формирует группу компетентных (стоит надеяться) инженеров для разработки нового болида без разделения и ослабления нынешнего штаба – огромное преимущество для нынешней ситуации в «Ф-1». Сейчас все команды сокращают и перераспределяют силы между двумя параллельным проектами – и лишь американцам удалось уйти от такого сложного процесса.
«Это ситуация обоюдной победы и отличный путь для продвижения вперед, – поделился впечатлениями от сделки Тото Вольфф. – Нам [тоже] стоит рассмотреть [возможность] взаимодействия с командами без подобных отношений в данный момент. Главное – чтобы ситуация не зашла в огромную непрозрачность. Думаю, в долгосрочной перспективе 80 процентов всех организаций перейдут на такую схему».
ФИА уже озаботилась беспокойствами шефа «Мерседеса»: регулятор «Формулы-1» негласно изучил планы «Феррари» насчет базы и выдал все необходимые разрешения. Делегаты на федерации настояли на полном разделении рабочих областей – ради максимального исключения возможных «бесед у кофейных машин», во время которых между сотрудниками разных команд и предполагался нелегальный и незарегистрированный обмен информацией (по опасениям конкурентов).
«Феррари» раньше искала возможность перевести лишний персонал для «Индикара» и WEC, но нашла более изящный выход
Подобные шаги от Скудерии ожидались сразу после старта предметно обсуждения потолка бюджетов: итальянская организация не пожелала терять сотрудников и сходу заявила о рассмотрении расширения гоночных программ на другие серии.
«Мы чувствуем ответственность перед работниками, – заявлял тогда Бинотто. – И поскольку мы заботимся об их будущем, мы ищем альтернативы. Сейчас я могу подтвердить, что мы рассматриваем «Индикар». Мы также рассматриваем гонки на выносливость и другие автоспортивные дисциплины».
«Если потолок бюджета стает слишком жестким, мы подумаем насчет участия в других сериях вдобавок к «Формуле-1» – чтобы не проводить масштабных сокращений и не терять всю палитру ценных компетенций внутри компании», – уточнил слова шефа официальный представитель «Феррари».
Переход Скудерии в другие серии стал бы эпохальным – ведь с 1974-го команда из Маранелло выступает исключительно в Гран-при. До той поры итальянцы вели несколько параллельных программ в спорткарах и выиграли престижнейший «24 часа Ле-Мана» девять раз – но потом полностью сконцентрировались на «Ф-1», когда серия набрала популярность и закрепилась в роли главного гоночного соревнования.
Намерения итальянцев выглядели абсолютно серьезными: представители Скудерии приняли участие в обсуждении регламента для нового класса гиперкаров LMDh для «Ле-Мана» и вступили в переговоры насчет разработки техники для «Индикара». Однако ближе к концу 2020-го планы по расширению программ за пределы Гран-при так и не продвинулись к исполнению – а бонусная база для «Хааса» оказалась внезапным, но более элегантным решением.
«Мы обсудили планы по «Индикару» и решили, что они не будут реализованы в ближайшем будущем, – объяснил Бинотто. – На это нужны инвестиции, и мы хотим сконцентрироваться на главной цели – «Формуле-1». Будем заниматься именно ей. Обсуждения продолжатся, но сейчас планы перенесены на отдаленное будущее.
Нам дали всего полгода. Мы просили больше, но таков оказался компромисс. Пандемия еще далека до завершения. Увольнения? Они были бы ужасно несправедливыми. Механизм [оптимизации штата] неплохо было бы пересмотреть и продлить до конца года [2021-го]. Мы пытаемся также перевести людей в подразделение дорожных машин, ведь у нас большая компания. У нас несколько опций».
По предположению итальянского Motorsport, Скудерия отказалась от сторонних программ прежде всего из-за их неэффективности для конечной цели: отделения для WEC и «Индикара» просто не уместили бы в себя весь запланированный для сокращения штат. Просто там аэродинамика в основном стандартизована, а большая часть соревнования приходится на эффективность мотора – а в «Ф-1» необходимо сокращать именно отделения, отвечающие за шасси (департаменты производства двигателей не попадают под потолок).
Потому «Феррари» приходится активно подключать все возможные способы вывода высокооплачиваемых сотрудников из-под лимита в любую смежную структуру. Помимо Ресты, из первых лиц команды под реструктуризацию попал и стратег-ментор Шарля Леклера Джок Клиа – бывший гоночный инженер Михаэля Шумахера и Льюиса Хэмилтона. Его сразу после нового года отправили на должность менеджера по развитию в молодежную Академию «Феррари» – прежде всего помогать с прогрессом в «Хаасе» Мику.
Больше всего от помощи «Феррари» выиграет Мазепин. Но не стоит ждать от Никиты победы над Миком
Конечно, основа кадровых маневров Скудерии – усиление клиента и создание лучших условий для раскрытия таланта Шумахера-младшего. В Маранелло не скрывают надежд на скорость молодого немца и уже называют его конкурентом Карлоса Сайнса в борьбе за боевой болид на 2023-й (как раз когда у испанца кончится контракт) – но для успешного обучения и реализации способностей Мику как раз и хотят предоставить болид посильнее нынешнего. Необходимость сокращать расходы лишь подтолкнула и радикализировала действия «Феррари», предоставив отличную возможность решить обе важные задачи одним ударом.
Русскому напарнику Мика Никите Мазепину, выходит, вдвойне повезло: его семья заплатила вполне рыночные 20 миллионов евро за год в аутсайдере – а получила мощную поддержку богатейшей организации в «Ф-1» и потенциально более сильный болид (относительно вложений, конечно же). Если план Скудерии и «Хааса» сработает – серая машина вернется в битвы за топ-10 и уж точно опередит «Уильямс» и «Альфа Ромео». Россиянину выпадет шанс зарубиться за очки при меньших затратах, чем у Николаса Латифи (второго пилота «Уильямса») – не в грядущем сезоне, так в 2022-м точно.
Однако не стоит ждать непременной победы Мазепина над Шумахером в первый же год. У двух дебютантов – совершенно противоположный подход к работе, и внутреннюю динамику в команде создаст скорее методичный, внимательный и спокойный стиль Мика. Машину как минимум на первых Гран-при будут подгонять именно под него – поскольку подход Никиты менее адаптивный и всеобъемлющий.
Подробнее перспективу схватки россиянина с чемпионом «Формулы-2» мы разбирали в подкасте – ссылка ниже.
Русский новичок «Формулы-1» против сына Шумахера. Кто победит?
Пока же помощь от «Феррари» запросто может вытащить «Хаас» со дна, обеспечив результаты намного выше ныне ожидаемых. А все благодаря потолку затрат: первый Гран-при еще не начался – а мы уже видим интереснейшую и небывалую активность в паддоке. Красота!
Фото: instagram.com/haasf1team; globallookpress.com/German Vidal/Keystone Press Agency, Hasan Bratic, Federico Basile/Keystone Press Agency, Jan Woitas/dpa; Gettyimages.ru/Bryn Lennon
А если сравнивать с Максом, то тут скорее в какой-то момент сыграло то, что Квят по сути - один, в то время как за Максом стоит папа. Именно из-за этого Даню и убрали, Макс сам недавно подтвердил, что еще перед сезоном знал о своем месте в РБ (когда уволили Квята).
А Даня да, на публике по крайней мере вел себя скромно и достойно, за что его и полюбили многие поклонники команды. Это ведь тоже неплохо.
Вряд ли Даня разозлился, когда ему сказали об увольнении, скорее просто расслабился и стал кататься в удовольствие, без напряжения и страха разбить болид. Похоже после первого прихода у него как раз это бзик - аварии. Даже вспоминая Сильверстоун после аварии он сразу же извинился перед командой, хотя в итоге оказалось, что вины его там 0 целых 0 десятых. При этом назвать Квята совсем слабохарактерным у меня не повернется язык. Он - один из немногих, кто так долго просуществовал в нынешней Ф-1 без кого либо за спиной. Ни спонсоров, ни богатых папиков, ни связей. По этому я и считаю его - достойным пилотом. И вину за проваленный сезон я с него не снимаю, но и не вешаю вообще все на Даню. Где-то виноват он, где-то команда. В любом случае мне кажется лучше смотреть на пилотов вроде Дани или того же Халка, чем на Дновинацци с Латифи или Оконом. По этому я все таки и надеюсь на его возвращение через год, хотя и понимаю, что это - чисто призрачный шанс. Такие пилоты - явно не портят гонки, пока позади него есть еще 5-7 лишних имен.
Что-то тут не так :)
В АТ так же по сути машины идентичные, но только к тому же Квяту перед сезоном привели неопытного новичка, который должен отвечать как раз за скорость на одном круге. Почему то в конце ведь Даня худо бедно квалы поехал (хотя это и правда его слабая сторона). Более того, из четверки РБ/АТ у Квята единственного был эксклюзивный для этого подразделения контракт, по которому он считался не участником системы РБ, а полноценным самостоятельным пилотом. В добавок он многое растерял из-за внешних проблем (вряд ли он был хоть как-то виноват в том же проколе на Сильверстоуне, когда просто великолепно начал гонку). Это естественно для Ф-1, что там уже сделали ставку на Гасли.
Так что в таком виде спорта объективно предъявлять претензии и себе и другим, а то как это получается, при победах Льюиса вы кричите что: "Это все болид, пилот - лишь прокладка", а при чьих то косяках: "Вся вина на пилоте". Нужно смотреть на вещи объективно.
А объективно можно назвать много фактов.
Гасли очень много везло по сезону, но и он сам провел его великолепно - факт? Конечно.
Квят и невезение - слова синонимы. Факт? Да.
Квят определенные гонки сам провел очень слабо за счет того, что и старт стабильно проигрывал (тут к нему вопросы), и часто садился кому то на хвост и просто катился, и боялся чего то, и нервничал, и заваливал сам квалы порой. Тоже факт, к нему много вопросов.
Но вместе с этим и такой же факт, что многое Даня проиграл не по своей вине (хотя его хейтеры этого не признают). Когда в СПА он едет половину гонки в темпе того же Норриса, а потом как по щелчку начинает всем проигрывать по секунде с круга - это ненормально. Как никак, но Даня - не донный пилот и вряд ли резко растерял все навыки. Тот же старт (не помню сходу где, по моему как раз в Бахрейне), когда у Дани не включилась передача. Когда человеку, у которого конёк - работа с шинами ставят с 11 места (лучшего для середины) в Барселоне - софт, а он на финише говорит, что просил другие - наталкивает на какие то вопросы, но это уже в прошлом.
По этому на вещи нужно смотреть здраво, что в выступлении Квята виноват и он сам и его команда.
Но это не отменяет еще одного факта - это наш лучший пилот в Ф-1 (россиянин) с запасом, который адекватно ведет себя за треком, не вызывает какой-то антипатии (в РБ/АТ его очень любят фанаты), за ним нет никакого скандального шлейфа и то, что поддерживать его - совсем не зазорно.
У него много примеров по карьере, когда как раз не его пилотирование решало.
Чего не случится? Не буду ли я говорить о разной поддержке двух пилотов? Откуда я знаю? В отличии от тебя я все родное за фамилию Шумахера или Мазепина не продам, подожду сезона, посмотрю. Ты же у нас первый всегда орешь о том, как весь Мерседес работает на Льюиса, но как только сказать такое о других командах, то "Ты что, как могут быть разные машины" и тд. Это из разряда троллей вроде Кузнецова местного. Максимальное лицемерие.
Ведь разве я где-то говорил, что в Мерсе разные машины? Мы знаем, что Боттас катается на том же шасси, что и Льюис, только более старом. Это логично, ведь Льюис прима в команде, а Гасли и Квят считались равными по статусу. Нелогично только орать, что Валера противник Хэма в борьбе за титул, но это уже другой разговор.
Но Гасли обыграл Квята. Это факт. И когда ты наконец наберешься объективности пнуть не команду, а самого Даню. Потому что хорошие выступления Квята - это конец сезона, когда Марко пнул его под зад и у Дани зачесалось. Так вот спроси лучше своего кумира, почему он, вероятно, не был так мотивирован, как Пьер. Есть очередь парней, которые готовы вкалывать ради Ф1 и адаптироваться