Трибуна
10 мин.

В ралли готовят моторную революцию – новый сезон станет последним олдскулом. Все ради китайцев, хотя гонщики недовольны

С 2022-го по городским дорогам только на электричестве.

От редакции: Привет! Вы в блоге «Взгляд из-под визора», где выходят замечательные истории о гонках и за пределами «Формулы-1». Раньше автор рассказывал о гоночной карьере Майкла Фассбендера, а теперь добрался и до ралли – поддержите его плюсами и подписками, чтобы контент автораздела стал еще разнообразнее!

Вопреки всем ограничениям из-за пандемии коронавируса 21 января стартует мировое раллийное первенство WRC – традиционно сезон откроет Ралли Монте-Карло, проведение которого еще неделю назад было под большим вопросом. Департамент Верхние Альпы на юго-востоке Франции, где проходит не только основная часть гонки, но и расположен сервисный парк для обслуживания машин, оказался среди очагов нового более заразного «британского» штамма вируса и серьезно ужесточил меры санитарного контроля. Организаторам пришлось запретить любое присутствие зрителей на этапах и сдвинуть старты на раннее утро, чтобы уложиться до 6 часов вечера, когда в стране объявляется комендантский час. Два спецучастка, изначально запланированных на слишком позднее время, отменили, а фирменные ночные заезды теперь состоятся днем.

Что касается гоночной составляющей, то новый сезон скорее всего превратится в очередную погоню гонщиков «Хендэ» за 7-кратным чемпионом мира Себастьяном Ожье на «Тойоте». И если эстонец Отт Тянак уже праздновал триумф над французским асом в 2019-м, то его напарник по «Хендэ» Тьерри Невилль, в последний раз попробует опередить своего давнего соперника. В этом году Ожье, которому Невилль 4 раза уступал титул в очной схватке, завершает свою карьеру. Конкуренцию действующему чемпиону должен составить и другой пилот «Тойоты» британец Элфин Эванс (на фото ниже), лидировавший почти весь предыдущий сезон вплоть до обидного вылета на заключительном Ралли Монцы.

Но все же главным событием WRC-2021 станет прощание с эпохой «догибридных» моторов. Вслед за «Формулой-1» и гонками на выносливость электричество добралось и до ралли. Директор ФИА по раллийным сериям Ив Маттон прошлым летом называл гибридные установки «будущим WRC» и объяснял переход так: «Эволюция общества показывает, что у гибридных и электрических автомобилей великое будущее. На них будет сфокусирован маркетинг (автопроизводителей – прим.) и нашему спорту предоставлена возможность этим воспользоваться». Таким образом ведущий в своем классе чемпионат стремится не только к выгодному имиджу защитников природы, но и хочет привлечь новых участников в сильно поредевшие за последние годы ряды. Однако, на деле новшество может оказаться бесполезной затеей, которая закроет чемпионат для многих частных экипажей.

Ралли ожидает крупнейшая смена регламента со времен запрета группы Б. Одним из поставщиков комплектующих выступит партнер «Мерседеса» в «Ф-1»

Грядущие изменения в ралли уже сравнивают с запретом «Группы Б» в 1986-м. Тогда кризис случился по причине чересчур вольных технических правил, которые никак не сдерживали амбиции производителей и вызвали неконтролируемый рост мощности гоночных машин. Как итог – раллийные прототипы стали слишком опасными, что привело к ряду смертельных происшествий. И если случившееся на ралли Португалии-1986, где «Форд» Хоакима Сантоса, уворачиваясь от одной толпы зрителей, въехал на полной скорости в другую, удалось списать на местных организаторов, то гибель Хенри Тойвонена на Корсике стала вопиющим случаем. По одной из версий финн вместе со штурманом Серджио Кресто потеряли сознание из-за утечки токсичного топлива, на котором ехала их «Лянча Дельта» S4, после чего машина вылетела с обрыва и взорвалась вместе с экипажем.

Тогда всем стало окончательно ясно, что управлять легкими машинами мощностью под 500, а иногда и больше лошадиных сил, по узким проселочным дорогам смертельно опасно. Поэтому монстров «Группы Б» отправили в автокросс и покорять «Париж-Дакар». Чтобы не закрывать чемпионат окончательно, главным классом сделали второстепенную «Группу А», в которой выступали менее быстрые машины выпускавшиеся крупными партиями. На ее основе в 1997-м появилась категория World Rally Car (WRC) с теми самыми «Субару Импреза», «Мицубиси Лансер Эволюшн» и «Форд Фокус» RS как у Колина Макрэя, что знакомы нам по гоночным симуляторам с детства. Согласно новым правилам производителям больше не требовалась серийно выпускать гоночные версии своих автомобилей, а для избежания судьбы «Группы Б», мощность двигателя ограничили рестриктором.

Сейчас WRC используется в топовой категории раллийного чемпионата мира. После изменений 2017 года эти машины значительно прибавили в скорости, став легче, мощнее и наравне с более агрессивной аэродинамикой обзаведясь дополнительными электронными помощниками.

Разрабатывая новые поколения техники, команды исходили из дальнейшего роста скоростей, пока в конце 2019-го ФИА не объявила о планах перейти на гибридные установки. Изменения в регламенте окончательно утвердили прошлым октябрем. С 2022-го в дополнение к 380-сильным турбо-двигателям внутреннего сгорания добавится электромотор мощностью 100 кВт. Таким образом совокупная мощь нового класса Rally 1, которым заменят World Rally Car, может приблизиться к 500 л.с., но все это вряд ли ускорит машины в гонке. Из-за дополнительных агрегатов, переработанной трансмиссии и дублирования каркаса безопасности раллийные авто станут намного тяжелее своих предшественников. Усиление мер безопасности также предполагает дополнительную защиту бортов, из-за чего машины еще и разрастутся вширь прямо как современные болиды Формулы-1.

Кстати, рекуператоры серии эксклюзивно поставит немецкая фирма Compact Dynamics, среди клиентов которой формульная команда «Мерседеса».

Не до конца ясно, как и когда пилоты смогут использовать энергию электромотора. Пока официальные лица определились, что при проезде через населенные пункты и движении в сервисных зонах машины будут ехать на одной «батарейке» с выключенным обычным мотором. Что же касается скоростных спецучастков, то здесь остаются вопросы по поводу безопасности и возможности контролировать включения гибридной установки. «Мы ищем определенные отрезки, где могли бы задействовать дополнительную мощь. Но нам следует быть острожными там», – прокомментировал этот момент Маттон.

Не все пилоты и команды довольны переходом, а для частников новые правила и вовсе могут закрыть путь в чемпионат

Одним из наиболее красноречивых критиков нововведений стал уже упомянутый Тьерри Невилль. По ходу интервью на прошлогоднем Ралли Мексики заводской пилот «Хендэ» не стал выбирать выражений:

«Я прямо спросил у моего босса соглашался ли он на это дерьмо и, похоже, что да. Сокращение расходов делают машины менее интересными с технической точки зрения . Три года назад мы решили «взбодрить» WRC, вдохнуть [в ралли] новую жизнь и, если честно, это отлично работало с точки зрения промоушена и зрелищности. А теперь мы вернулись к категории R5-плюс (класс, стоящий на ступень ниже WRC)».

После летних тестов в Финляндии бельгиец дал менее эмоциональный комментарий, где объяснил основной минус гибридных установок, который чиновники и менеджеры видимо не учли. Невилль признался, что во время заезда просто не мог найти, где бы задействовать дополнительную мощность от мотора-генератора. С коллегой косвенно согласился финский пилот «М-Спорт» Теему Сунинен, также принимавший участие в испытаниях. По его мнению, если в Финляндии еще есть подходящие для ускорения места, то на ралли вроде Сардинии, Турции или снежных этапах, где машина в основном едет на низких передачах, могут возникнуть трудности.

На следующую проблему, связанную с новым регламентом, обратил внимание босс Сунинена, исполнительный директор «М-Спорт» Малкольм Уилсон. Уилсон потребовал от ФИА ввести «гибриды» не только в WRC, но и в национальных чемпионатах. Таким образом «М-Спорт» могли бы покрывать расходы на основную команду, готовя машины для частников по всему миру.

Дело в том, что одновременно со вступлением технических правил 2017 года федерация запретила частным командам использовать последнюю эволюцию World Rally Car. Сделали это в целях безопасности, чтобы неопытные пилоты с деньгами держались подальше от мощных машин. Для выступлений частникам приходилось либо договариваться о месте в заводских командах и подтверждать свою квалификацию, либо ехать на технике прошлого поколения. Для последних даже сделали отдельный турнир WRC Trophy (закрытый после первого сезона). Больше других от такого расклада пострадали именно «М-Спорт», которые в год выпускали от 8 до 14 раллийных «Фордов» для незаводских экипажей. После 2017-го британцы остались почти без клиентов.

Но, несмотря на то, что будущие машины Rally 1 станут медленнее и безопаснее, ФИА наоборот пообещала не переводить частников на «гибриды». Трем нынешним командам WRC придется и дальше строить автомобили для себя самих без возможности заработать на продажах. На чем и в каком классе поедут команды без заводской поддержки – никто не знает.

Реформу затеяли, чтобы угодить крупным производителям. В первую очередь ждут прихода китайских компаний

Если запрет «Группы Б» в 1986-м был обусловлен непомерным риском, которому подвергались пилоты и зрители, то нынешние изменения принимаются исключительно в интересах автопроизводителей. Помимо единого для всей серии поставщика гибридной установки ФИА планирует продавать участникам одинаковый каркас безопасности с целью изучения аварий. Параллельно чиновники не скрывают, что эти и другие меры, как, например, отказ от продвинутой электроники, направлены на снижение расходов производителей и привлечение в чемпионат новых марок. Говоря об изменениях в регламенте, глава спортивной программы «Хендэ» Андреа Адамо подтвердил, что в разработке и согласовании проекта участвовали только ФИА и представители автоиндустрии.

При этом упрощения продиктованные экономией средств вполне могут продолжиться дальше. Например, в машинах младшей серии WRC 2 со следующего года будет стоять маломощная гибридная установка, сделанная на основе той, что применяют в обычных дорожных автомобилях. А по данным издания Motorsport, при обсуждении регламента 2022 года даже поднималась идея заменить гоночные движки на стандартные базовые моторы.

Дальнейший путь мирового ралли обрисовал в недавнем интервью спортивный директор серии Петер Тул. По замыслу устроителей возможность выставлять в чемпионате экологичные, недорогие и максимально похожие на повседневные машины обязательно заинтересует автоконцерны. В первую очередь в WRC ждут прихода компаний из Китая, где последние годы активно развивается рынок гибридов и электрокаров. Тем не менее полный переход на электричество вряд ли будет возможен из-за специфики вида спорта – заряда батареи может не хватить для длительной езды по спецучасткам и лиазонам (отрезкам между этапами). Вместо этого организаторы сосредоточатся на разработке менее вредного биотоплива.

Насколько интересно будет наблюдать за китайскими «гибридами» с приглушенным ревом моторов – покажет время.

Раллист проиграл титул чемпиона мира из-за нелепого вылета в кювет. Тут же вылез и побежал подсказывать главному сопернику

Мотор в раллийном авто можно охлаждать пивом! Вице-чемпион мира так однажды спас гонку – и заехал на подиум

Безбашенная битва с пожаром из ралли: гонщик выжал максимум, чтобы сбить пламя. Но машина все равно выгорела дотла

Фото: Red Bull Media House (1,2), Wikimedia Commons (3), Nickgleris/Wikimedia Commons (4), Jaanus Ree/Red Bull Content Pool (5,8), Ivo Kivistik / Red Bull Content Pool (6), Jarek Jõepera / Red Bull Content Pool (7)