В MotoGP мегадотошные технические проверки: деталь мотора байка Росси даже отдали в университет металлургии для контроля состава
В итоге нарушителей нашли и наказали.
Мир авто- и мотоспорта знаменит не только жестким сводом гоночных правил, определяющих поведение на треке, но и не менее строгим и запутанным техническим регламентом. Причем последний часто определяет уровень конкуренции и победителя намного больше первого: это в футболе или хоккее трудно выжать решающее преимущество из хитрого загиба клюшки или слишком длинных шипов на бутсах, а в «Формуле-1» именно такие мелочи и определяют шансы на победу.
Именно поэтому технические правила и появились в принципе – чтобы хоть как-то привести шансы гонщиков к чему-то более-менее общему. И они ужесточаются практически каждый год, сжимая пелотон: если в конце 80-х (золотой эре «Ф-1») Айртон Сенна привез последнему месту в квалификации Гран-при Великобритании 6,3 секунды, то в 2020-м разрыв между обладателем поула и аутсайдерами составил уже меньше 3 секунд (2,8 секунды).
Тем не менее, практически каждый год в главных гоночных сериях появляются все новые технические инновации – и взрываются все новые скандалы с обходом или нарушением регламента. Только в 2020-м их было три: с DAS «Мерседеса», нелегальным использованием чемпионских деталей в исполнении «Рейсинг Пойнт» и нарушением правил допуска моторов к гонкам в MotoGP с «Ямахой».
Последний особенно показателен – подробнее мы описали его ниже.
Моторный скандал в MotoGP определил битву за титул: из-за него вылетели почти все претенденты
Вкратце суть заключалась в использовании неомологированных регулятором клапанов на мотоциклах «Ямахи»: японский производитель заменил детали мотора (не позволявшие выжать всю мощность из установки) на другие соответствовавшие регламенту, но сделанные из альтернативного сплава. Клапаны соответствовали всем требованиям правил, кроме одного – они не проходили проверку в ФИМ. Итог – «Ямаху» поймали пять месяцев спустя и выписали штраф в 20 баллов в зачете команд заводской организации. Еще на 37 очков наказали клиентскую «СРТ-Петронас». Проверки затронули всех райдеров с подозрительными двигателями: Фабио Куартараро, Маверика Виньялеса, Франко Морбиделли и Валентино Росси.
И инсайд издания The Race показал, насколько же глубоко регулятор копал при проверке моторов в соответствии с далеко не самым очевидным нарушением: все-таки по всем физическим параметрам клапан подходил по регламенту, и вряд ли технических делегатов кто-то обсудил бы, если бы они удовлетворились только лишь формальной сверкой.
Однако специалисты из ФИМ удивились выносливости двигателей «Ямахи» (японцы растянули две установки из четырех почти на все гонки сезона), собрали по клапану с каждого байка – и отправили в металлургическую лабораторию Университета Падуи для проверки их состава и сравнения с заявленными и омологированными чертежами. Собственно, так и вскрылся обман со стороны автопроизводителя – байки «Ямахи» весь сезон гоняли с нелегальными деталями. При этом все физические параметры, опять же, полностью соответствовали регламенту – просто их сделали из сплава, который отличался от показанного регулятору в чертежах в самом начале сезона.
Пожалуй, этот случай шикарно демонстрирует, насколько же подробно в современном авто- и мотоспорте контролируют соблюдение технических правил. Делегаты не стесняются просить помощи у компетентных экспертов – лишь бы докопаться до истины. Они не принимают решения в одиночку и не оценивают сложные технические устройства без альтернативного мнения со стороны – так что в следующий раз вы будете знать, почему расследование закончилось именно так, а не иначе, и можно ли кого-то обвинить в предвзятости.
Источник: The Race
Фото: globallookpress.com/Eibner-Pressefoto/EXPA/Scheriau; Gettyimages.ru/Mirco Lazzari gp