Пилота «Ф-1» выбили на последнее место, вибрации от шины вырывали руль из рук – но он распугал соперников обгонами, пересидел всех и выиграл
Помогли скилл, опыт проигранных Гран-при и чуть удача.
Гран-при Сахира подарил новый поворот в абсолютно голливудской карьере Серхио Переса: 30-летний мексиканец после 10 сезонов в «Формуле-1» и 190 гонок без побед (зато с девятью подиумами) подходил фактически к завершению выступлений в лучшей серии мира после разрыва контракта со стороны «Рейсинг Пойнт» ради Себастьяна Феттеля. Но в предпоследнем Гран-при 2020-го Чеко внезапно выпал шанс на первое место – и он его полностью реализовал, показав всему миру, какого же пилота теряет «Формула-1».
Новому зрителю со стороны могло показаться, будто Пересу на самом деле просто повезло с двойным самосливом «Мерседеса» из-за неразберихи на пит-стопе, проколом Джорджа Расселла и неудачным заездом в боксы для целого ряда конкурентов Серхио (прямо перед виртуальным автомобилем безопасности шины сменили Даниил Квят, Карлос Сайнс и Даниэль Риккардо – потеряв около 10 секунд относительно более удачливых соперников).
Все так: Пересу действительно повезло со всем вышеперечисленным. Но все-таки пятиминутка фарта произошла уже после того, как Серхио выбили с третьего места на последнее на первом круге – и Чеко пришлось прорываться сквозь весь пелотон. Его темп оказался просто невероятным – причем №11 гнал на испорченных шинах и с трудом удерживал руль. Да и вообще прямо перед стартом Гран-при у «Рейсинг Пойнт» даже не хватало запчастей для сборки целого болида – так что голливудская история победы Переса точно не ограничивается одним лишь везением.
Неделю назад внезапный пожар отобрал у Серхио подиум и едва не оставил без машины
Помните Гран-при Бахрейна? Он начался взрывом (из-за аварии Грожана) и закончился тоже пламенем: за три круга до финиша двигатель на «Рейсинг Пойнт» Чеко отказал и обеспечил болельщикам еще одно красочное файер-шоу.
В тот момент Серхио уверенно ехал на второй подиум подряд – можете представить себе его эмоции.
Отремонтировать деталями со второй машины тоже не получилось: болид Ланса Стролла тоже неслабо пострадал после жесткого контакта с Даниилом Квятом.
В итоге будущий «Астон Мартин» столкнулся с нехваткой запчастей: на целые авто просто не набиралось! Пришлось подключать голливудские спецэффекты.
«Неделю назад одна машина пострадала от сильного удара, другая оказалась в огне, – рассказал шеф «Рейсинг Поинт» – У нас закончились запасные детали – мы не могли собрать оба болида. Ребятам на базе пришлось упорно работать днем и ночью, и мы отправили туда личный джет Лоренса Стролла. В четверг детали все-таки перевезли в Бахрейн, и мы собрали машины».
Перес выбрался на подиум уже на старте – но ошибка соперника выбила его на последнее место
Чеко отлично выступил в квалификации на свежесобранном болиде: приехал пятым, уступив лишь «Мерседесам», Ферстаппену на «Ред Булл» и Шарлю Леклеру на «Феррари». Первые несколько километров гонки получились: №11 умно воспользовался разборками между фаворитами и отыгрвал по позиции чуть ли не в каждом повороте, занимая любые возможные свободные места.
В третьем повороте он вынудил Макса затормозить пораньше, сдав подиумную позицию, и въезжал в вираж готовым атаковать Боттаса – но Серхио накрыл чрезмерный энтузиазм Шарля Леклера.
Шарль получил штраф в три позиции на старте Гран-при Абу-Даби, но вряд ли наказание пилота «Феррари» утешило бы в тот момент мексиканца: он очутился на последнем месте. Более того, с оквадраченными шинами ему пришлось еще и заезжать в боксы – то есть терять лишние 20 секунд. Только гоночный инженер помог ему не упасть с духом обещанием: «в этой гонке еще может многое произойти».
Да, он оказался чертовски прав.
Перес испортил шины до огромных некомфортных вибраций. Они временами вырывали руль из рук
Сход Леклера и Ферстаппена в стартовой аварии частично и поправил положение мексиканца: ему не пришлось отыгрывать на трассе все 20 секунд отставания от пелотона благодаря выезду автомобиля безопасности. Но все равно Чеко потребовалось быстро гнать, доставая Кими Райкконена – и в том же злополучном третьем повороте №11 заблокировал не успевшую прогреться шину и оставил на ней ощутимую проплешину.
Момент ошибки не попал в трансляции и нарезки с повторами – но сам по себе здорово всполошил и гонщика, и командный мостик. На обсуждение дальнейшей стратегии ушло несколько кругов, пока Чеко догонял финна: в «Рейсинг Пойнт» реально обсуждали возможность еще одного пит-стопа до завершения режима сэйфти-кара. Но в итоге стороны отказались от риска догонять пелотон вновь – и Перес бросился в бой на рестарте прямо с вибрациями.
Правда, проблема совсем не исчезла. Когда Серхио после череды обгонов преследовал Албона на 21-м круге, его предупредили по радио: успех остатка отрезка целиком и полнстью будет зависеть от «работы над поврежденной передней левой шиной». Именно тогда вибрации машины из-за проплешины стали максимально ощутимыми.
«Было трудно удерживать руль в руках», – даже признался победитель после финиша в интервью Autosport, когда его спросили об этом радиообмене.
Даже с пропшлешиной Перес выдал длиннейший и стабильнейший отрезок – гнал быстрее и дольше конкурентов
Думали, вибрации и трудности с управлением сдержали мексиканца? Тогда посмотрите на этот график.
Это расчет кругов пилотов, претендовавших на подиум на Гран-при Сахира – в соотвествии с поправкой на износ шин и расход топлива (с использованием регрессии, круги за ск заменены медианными временами – спасибо блогу ProjectF1). Обратите особое внимание на первый отрезок: Перес гнал быстрее всех конкурентов на схожей тактике одной остановки в боксах – и Стролла, и Окона, и Албона – примерно на 0,25 секунды с круга (или на 0,5 секунды с более обычного по размерам круга «Ф-1» по сравнению с очень коротким на этом Гран-при).
Более того, к середине отрезка он даже сравнялся по темпу с гонщиками на стратегии с двумя пит-стопами – Риккардо и Сайнсом (последний вообще как раз занимал реальную третью позицию).
И нельзя все списать на более свежие шины. Во-первых, их новизна компенсировалась необходимостью быстро догнать пелотон и пропшлешиной, а во-вторых, до выезда автомобиля безопасности соперники проехали на данных покрышках всего полкруга и тут же получили возможность сохранить их ресурс. Перес по сути оказался ровно в тех же условиях, но все равно остановился в боксах вновб на шесть кругов после Окона и на пять – после Стролла (лишь Албон просидел на трассе столько же, но его темп оказался намного хуже).
Как же Чеко удалось? Просто он – лучший в «Ф-1» по работе с шинами в поворотах.
«Когда он в поворотах, то просто чувствует, что надо делать с покрышкамии, – объяснял технический директор команды в подаксте Beyond The Grid. – И невероятно точно контролирует педаль газа. Словно в него встроен трэкшн-контроль! Главное – пережить первые круги, а затем Чеко ловит ритм воскресного дня и превращается в одного из лучших пилотов».
На шине с проплешиной Перес еще и мастерски обгонял. Буквально распугивал конкурентов скоростью
Одним лишь высоким средним темпом дело не ограничилось: прорыв №11 не состоялся бы без стильных и эффектных атак. Здесь можно посмотреть все его обгоны за Гран-при.
Но особенно хорошо, стильно и мастерски выглядят атаки на главных конкурентов в середине пелотона! Соперники буквально пугались темпа и маневров Переса – к примеру, Себастьян Феттель.
Смотрите, Перес хорошо выстрелил из поворота и пошел в атаку на «Феррари» и «Ред Булл».
№5 не выдержал напряжения и заблокировал колесо! Помог, конечно, и «грязный воздух» от болида Албона, но без давления Чеко Себ бы так просто не ошибся.
И объехал Феттеля на раннем ускорении!
Следующий обгон Чеко – Ландо Норрис из «Макларена». Англичанину хватило одной маленькой помарки, чтобы пропустить Албона – а Перес воспользовался ситуацией и тоже отхватил еще одну позицию.
«Он очень умно это провернул, – объяснил эксперт Sky Sports F1 и бывший пилот «Ф-1» Энтони Дэвидсон. – Два машины боролись между собой и заехали очень глубоко, а Перес уже думал в этом моменте о следующих поворотах. Вот насколько он все продумывает!
Если здесь удержать машину справа, эта траектория даст возможность шикарно выстрелить в следующем вираже.
И Норрис с худшим разгоном остался позади».
Следующий в списке обгонов – уже Албон. И борьба с ним вышла максимально символичной.
Чеко атаковал «Ред Булл» очень издалека – хотя назвать его маневр «атакой» было бы неправильно: просто сместился ближе к внутренней траектории, чтобы отметиться в зеркалах заднего вида №23 и показать «да, я здесь». И, похоже, Албон немного испугался – потому что Алекс тут же потерял контроль над задней частью и уехал с выгодной траектории.
И снова: лучший разгон – и +1 позиция.
После второго пит-стопа Перес поехал еще быстрее – и вновь пугал соперников и оформлял обгоны
Сменив шины на «хард», Чеко оказался позади напарника и Окона – и атаки на этих двоих оказались ключевыми для судьбы заезда.
Особенно стильной вышла борьба со Строллом: Ланс на более мягкой резине, Чеко атакует по внутренней, и…
№18 заблокировал колесо и уступил позицию! Как видите, иногда можно не бросаться в смелые атаки, а просто умно и грозно давить на конкурентов, тщательно рассчитывая траектории.
Между прочим, в данной фазе гонки Перес целиком и полностью доказал притязания на подиум: посмотрите на график динамики отрывов пелотона от Джорджа Расселла.
Чеко съездил за новыми шинами примерно в одно время с пилотом «Мерседеса» (на два круга позже) – и оказался единственным (за исключением Боттаса) гонщиком, способным поддерживать темп восходящей звезды «Ф-1». Посмотрите на отрезок с 49-го по 55-й: только у №11 кривая отрыва не растет вверх – а ведь тогда Расселл неистово атаковал, стремясь компенсировать проигранное из-за неправильного режима мотора время.
То же самое можно сказать и о следующем ключевом отрезке гонки: когда Перес оказался в лидерах, а Джордж стремительно прорывался через пелотон на свежем «медиуме» после череды неудачных пит-стопов. Как видите, остальные отставали от мексиканца и англичанина с колоссальной стремительностью – но Чеко на изношенном «харде» проигрывал чемпионской машине всего где-то в среднем по 0,2-0,3 секунды с круга и контролировал отрыв!
В итоге Чеко привез на финиш Окону и Строллу больше 10 секунд – ужасно много для середины пелотона. Особенно при отрезке всего в 18-20 кругов.
Кто-то еще может заметить, будто Пересу повезло не поехать на пит-стоп в режиме автомобиля безопасности, как поступили «Мерседесы» и тот же Албон. Но и здесь сыграл роль исключительно трезвый расчет: «Рейсинг Пойнт» специально отказался от таких стратегических решений после упущенного подиума на Гран-при в Имоле!
«Мы обговорили эту ситуацию еще до гонки, – объяснил Перес. – И решили оставаться в любом случае. Выучили урок Имолы».
Так что, может, везение и помогло мексиканцу выиграть. Но он со своей стороны сделал абсолютно все, чтобы не дать остальным гонщикам даже шанса – и, похоже, приехал бы на подиум даже без появления автомобиля безопасности. Пожалуй, мало кто в «Формуле-1» сейчас гоняет круче Чеко – и, похоже, он уходит на пике. Почти как Нико Росберг в 2016-м – только без чемпионского титула.
«Джордж вернул мне слипстрим – у нас хорошие отношения!» Лучшие радиопереговоры Гран-при Сахира
Фото: REUTERS/Bryn Lennon
Вот победа Гасли - действительно случайность. По уровню выступления не входит в топ-3 сезона даже у него самого.
На широкие массы. Про Формулу 1 знает в целом больше людей, чем про Серхио Переса.
Да и нельзя сказать, что он никакущий. Обычный середняк. Не сильно хуже Халка)