«Формулу-1» покидает веселый крэшер. Его фишка – глупые аварии, хотя он подавал надежды и взял десять подиумов
Карьеру сгубила чрезмерная требовательность к тормозам.
«Хаас» наконец-то решился на кардинальную перестройку. Четырехлетний срок пары Ромен Грожан – Кевин Магнуссен завершается и, вероятнее всего, для обоих гонщиков нынешний сезон станет последним в «Формуле-1».
Финиш карьеры Ромена Грожана получается максимально депрессивным – машина, пару лет назад привозившая его чуть ли не подиум, сейчас оспаривает последнее место в чемпионате с «Уильямсом», а сам француз набирает очки лишь чуть чаще, чем Джордж Расселл (Грожан забрался в топ-10 в Германии – после перерыва в 441 день). В истории «Формулы-1» образ Ромена останется таким же сумбурным, как и его пилотаж: чрезвычайно быстрый пилот в лучшей форме и столь же нестабильный, главный крэшер со времен культового Пастора Мальдонадо, обладатель десятка подиумов, невыносимый нытык на трассе и милейший семьянин за ее пределами. А еще отличный повар!
Подиумы Грожана сродни победе того же Мальдонадо на Гран-при Испании-2012: успехи Ромена явно находятся в тени разнообразных столкновений, в которые то и дело попадает ветеран «Хааса». Для того, чтобы смыть клеймо крэшера, необходимо быть Максом Ферстаппеном, а Ромен оказался не столь талантлив и устойчив к критике и с годами лишь расширял репертуар аварий.
Грожан – мастер столкновеий на любой вкус
За десять неполных сезонов в «Формуле-1» гонщик опробовал все – причем начал еще в «Рено», за которую провел всего семь гонок в 2009-м.
В «Лотусе» гонщик запомнился ярким эпизодом в Сочи:
А также массовым завалом на старте Гран-при Бельгии 2012 года – одной из самых зрелищных аварий нового века.
Перейдя в «Хаас», Ромен развернулся по полной: сумел доехать до барьеров на «Поль-Рикаре» с бесконечными зонами безопасности и разноцветными полосами асфальта, тормозящими болид.
Попал в аварию за сэйфти-каром в Баку:
И, конечно, неоднократно доходил до контакта со своим напарником:
Хотя не брезговал и сольными выступлениями.
Но, пожалуй, самым красивым инцидентом стал эпизод на старте Гран-при Испании-2018 – мастерское возвращение на трассу через разворот с выносом двух соперников.
Грожан останется в истории и в роли триггера для изменений регламента. Зрелищные, но опасные аварии с его участием заставили ФИА задуматься о мерах для предотвращения рецидивов, а решающим моментом стал завал в Спа. Так появилась система штрафных баллов, при которой гонщик, допустивший чрезмерное количество результативных ошибок за календарный год, пропускает один Гран-при.
Ромен так и не переборол излишнюю чувствительность к работе тормозов
Если у вас сложилось впечатление, что у француза сложные отношения с педалью тормоза – так оно и есть. Из-за крайне рискованного стиля пилотажа с максимально поздним замедлением Грожан действительно слишком требователен к тончайшим нюансам работы тормозов.
«Грожан чувствует свой болид благодаря тормозам, – вспоминал бывший босс Ромена в «Лотусе» Эрик Булье, – Для него невероятно важно тормозить как можно позже и очень жестко. Он чувствует себя пилотом «Формулы-1» только если давит на педаль тормоза последним. Если он доверяет технике, то будет тормозить как можно позже и при этом направлять болид на входе в поворот так, как ему захочется – вот почему он настолько быстр. Когда же Ромен не уверен в тормозах, то ситуация усложняется.
В 2012 году, когда он вернулся в «Формулу-1» в составе «Лотуса», то никак не мог выйти на пик до гонки в Бахрейне. В тот уик-энд, в пятницу вечером я пригласил его и инженеров на встречу, чтобы разобраться в происходящем. Каждый выразил свое мнение, а в конце Ромен сказал: «Я просто не могу тормозить». Я спросил у инженеров: «Почему так? Хочу услышать ответ через 30 минут, но не технический, а как от гонщиков».
Через полчаса они вернулись и рассказали: «Мы думаем, что слегка ошиблись в предустановленных настройках электронных тормозов». В итоге мы скопировали настройки Кими Райкконена, чтобы посмотреть, на что способен Ромен. И на следующий день в практике он показал третье время. Он всегда был чувствительным к поведению тормозов. Даже когда он только появился в «Ф-1» в 2009-м, то мучился с тормозами «Рено», поскольку они работали не так, как он хотел».
Когда ситуация с тормозами (и психологической устойчивостью) приходила в норму, Грожан был хорош: в первый же полноценный сезон в «Формуле-1» взял три подиума, на следующий год – целых пять, хоть и уступал напарнику по «Лотусу» Кими Райкконену в общем зачете. Взлеты случались и в «Хаасе», всегда чередуясь с серией неудач: даже в историческом для американского коллектива 2018 году Ромен треть сезона не мог финишировать в очках, зато потом разогнался и помог команде закрепиться на пятой строчке в Кубке конструкторов (периодически сталкиваясь с напарником).
К Грожану сложно оставаться равнодушным
С каждым годом проблесков становилось все меньше, а непрекращающиеся жалобы француза по радио на соперников, шины и любые другие сторонние факторы не добавляли ему фанатов – Грожан не раз рассказывал о не самом приятном общении с болельщиками в соцсетях. Зрители симпатизируют аутсайдерам – но лишь тем, кто способен проигрывать достойно и без нытья. Неудивительно, что сочетание аварий, импульсивности и своеобразного темперамента в глазах общественности перевешивали редкие уик-энды, когда Ромен действительно показывал класс топ-пилота, все чаще порождая вопрос: «Почему этот парень еще в «Формуле-1»?
Теперь этот вопрос закрыт – даже сам Грожан понимает, что в свои 34 года больше не получит шанс в «Ф-1», хоть и пользуется политкорректными формулировками:
«Никогда не говори «никогда». Пока ты жив, надежда есть. Сейчас это похоже на конец пути. В следующем году осталось не так много мест на решетке, но я надеюсь, что в какой-то момент ситуация изменится. Однако, конечно, я буду рассматривать много вариантов за пределами «Формулы-1».
Хотя время прощаться с Роменом настало уже давно, его эмоции, экшн и химия с Кевином Магнуссеном, определенно, останутся в нашей памяти.
«Ромен стал фундаментальным звеном при создании команды – мы искали быстрого и опытного гонщика», – заявил руководитель «Хааса» Гюнтер Штайнер, не забыв поблагодарить и Кевина за вклад в успехи коллектива.
Год назад после очередного контакта между гонщиками Штайнер высказался о своих подопечных немного по-другому:
«В нашей команде выступают два ###### идиота».
Таков спектр эмоций, которые генерировал Грожан: он дарил людям радость и смех, заставлял их чувствовать недоумение и раздражение, иногда – в один и тот же момент. Пожалуй, случались и мгновения восхищения – но точно не безразличия.
«Я в дерьмовой ситуации». Главный крэшер «Формулы-1» на пороге дисквалификации
Фото: Gettyimages.ru/Charles Coates / Stringer, Clive Rose, Mark Thompson
Практически на всех трассах и болидах)
Удачи в дальнейшем)
Забавно было бы ему сказать в Бразилии-12, что он никогда не будет на подиуме.