Однажды босс лучшей команды «Ф-1» чуть не разбился в гоночном болиде. Рвался за рекордом смертельного трека
Чуть не погиб, но нашел любовь.
Тото Вольфф – один из самых влиятельных людей в современной «Формуле-1»: руководит «Мерседесом» – главным доминатором десятилетия (6 титулов чемпионских дублей подряд с 7-м на подходе), – владеет акциями двух организаций (как раз немецкой и еще пакетом бумаг «Уильямса»), а также купил долю в компании «Астон Мартин» – которая в следующем году тоже перейдет в главный гоночный чемпионат. Также Тото претендовал на пост президента чемпионата, но его кандидатуру не одобрили конкуренты.
Как же Вольфф попал в автоспорт? Он и сам начинал карьеру пилотом: участвовал в различных чемпионатах в классе GT и регулярно выигрывал.
Вольфф гонял на многих треках мира, но его главной любовью остается легендарный «Нюрбургринг», а именно его старая конфигурация – «Нордшляйфе» или «Северная петля» по-русски. Резкие перепады высот при высочайшей скорости, сложнейшие повороты и невероятная длина в 22,8 км делают эту трассу не только очень захватывающей, но и самой опасной в мире. Настолько опасной, что Гран-при здесь не было уже почти полвека, а пилоты прошлой эпохи прозвали ее «Зеленым Адом». За все время здесь погибло пять гонщиков «Формулы-1» (больше только в Индианаполисе), а последней каплей стала жуткая авария Ники Лауды в 1976 году, после которой серия приняла решение больше сюда не возвращаться.
Именно здесь однажды чуть не погиб и Тото Вольфф – причем в погоне за рекордом.
«Нордшляйфе» породил страсть Вольффа к автоспорту
В 1989 году 17-летний Тото вместе с двумя друзьями возвращался домой в Вену из Амстердама. Один из них был молодым пилотом «Формулы-3». Он предложил остановиться у «Нюрбургринга», так как там была его следующая гонка. Ребята были не против.
«Честно говоря, я тогда вообще не имел представления об автоспорте, – рассказывает Вольфф. – Я просто знал, что мой друг, который жил в Швейцарии, но был австрийцем, неплохо выступал в какой-то молодежной серии.
Так что мы решили остановиться у «Нюрбургринга» и посмотреть, как он будет там гоняться. Мы приехали в субботу. Воскресная атмосфера паддока полностью изменила мою жизнь. Гонщики «Ф-3» были похожи на гладиаторов. Во мне зарождалась страсть».
После этого Тото скопил подаренные деньги с двух дней рождения и Рождества, чтобы оплатить обучение в гоночной школе. Молодой австриец тренировался на нынешнем «Ред Булл Ринге». Его карьера начиналась неплохо, однако мощнейшая трагедия 1994-го все испортила: главный спонсор Вольффа отказался участвовать в автоспорте под впечатлением от смертельной аварии Айртона Сенны. Будущий лидер «Мерседеса» искал новые шансы еще несколько лет и в конце концов ушел в бизнес.
«Ничего глупее в жизни не делал»
Тото не мог представить, что вернется в гонки – но все изменил один из его друзей.
«Вообще моя карьера гонщика была как бы окончена, – рассказывает сам австриец, – Но через восемь лет кое-кто из моих друзей предложил поучаствовать в одном туринг-заезде. Вышло классно, так что я вновь занялся автоспортом в качестве хобби.
Тогда я постоянно вспоминал о «Нордшляйфе». Наконец я решил поучаствовать в суточном заезде там. Как раз во время подготовки у кого-то возникла забавная идея: взять и поставить рекорд на машине GT-класса. Я подумал, что это действительно будет весело».
На тот момент лучшее время трека принадлежало немке Сабине Шмиц – 7.07. Вольффу предстояло серьезно изучить возможности ускориться, так что он обратился к кузену своей бывшей жены – к Ники Лауде.
Трехкратный чемпион «Формулы-1» ответил резко: «Зачем тебе это вообще надо? Никому не нужен рекорд на «Нордшляйфе». Объяснения Тото не убедили Ники. «Ладно, делай как хочешь, но это идиотизм», – сказал Лауда, и Вольфф отправился за заветным кругом.
Тото управлял «Порше» 997 из GT3, и уже тестовый круг стал рекордом – 7.03. Но австриец решил не останавливаться: его целью стал лучший результат в истории «Ф-1» – 6.58 – который поставил в квалификации 1975 года как раз Лауда.
Однако новая попытка закончилась крупной неудачей.
«Все произошло так быстро, – вспоминает аварию Тото. – Но я точно помню, как врезался на скорости 289 км/ч, что очень опасно. Тогда я подумал: «Что это сейчас было?»
Потом я ни о чем не думал. Просто надеялся, что я все еще на треке и никуда не улетел за барьеры. Машина долго где-то летала. Я почувствовал такое облегчение, когда она остановилась!
Дальше я ничего не помню. Говорят, что потом я то ли отключился, то ли перепрыгнул через барьер и сидел за ним. Знаю только, что все бортовые камеры были разбиты».
Вольфф не мог лежать целый месяц. Но благодаря «Северной петле» нашел любовь
Авария оказалась очень серьезной. Тото сразу отвезли в местную больницу Аденау – ту самую, где в 1976-м спасли жизнь Ники Лауде. Там ему поставили диагноз – тяжелое сотрясение мозга. По совету личного врача Вольффа перевезли в Вену, причем из-за состояния рекордсмена самолет не мог подниматься на высоту выше 3 километров.
Дальнейшие месяцы стали для Тото настоящей мукой. Полгода он не чувствовал ни запахов, ни вкусов и даже не мог нормально лечь: почти 30 дней он спал сидя. «Я был будто пьяным, весь мир вращался», – вспоминает австриец.
К счастью, Тото выздоровел и вскоре вновь встретился с Ники. «Я же говорил», – такими словами его приветствовал Лауда.
Вольфф бросил гонки по «Нордшляйфе»: «Когда пришел в порядок, решил больше не возвращаться на эту трассу».
Когда будущий босс «Мерседеса» лежал в больнице, многие гонщики из программы немецкой компании желали ему здоровья: Пол ди Реста, Гэри Паффетт и другие. О состоянии Тото справилась и молодая пилотесса Сьюзи Стоддарт из ДТМ. «Она позвонила мне и спросила: «С тобой все в порядке? Ты попал в аварию?» Так начался наш роман», – вспоминает Вольфф. Через несколько лет они поженились.
Но Тото все равно обожает «Северную петлю».«Жена запрещает мне говорить, что я люблю «Нордшляйфе». Она хочет слышать, что я люблю ее, а «Нордшляйфе» мне просто нравится. Но, честно говоря, я все еще люблю «Нордшляйфе».
Источник: ESPN
Фото: globallookpress.com/Alessio Morgese/ZUMAPRESS.com, Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com, HOCH ZWEI; instagram.com/susie_wolff
P.S. Тото - пример харизматичного лидера и руководителя, при чем гонщик в душе, судя по статье.