6 мин.

Странный замес в «Ф-1» чуть не свалили на Квята, хотя он не попал в аварию. Оказывается, судьям не понравились его разгоны

Этот график все объяснит.

Гран-при Тосканы останется в памяти болельщиков из-за двух красных флагов и трех рестартов. Причем первый из них – сходу за сэйфти-каром – привел к грандиознейшему завалу и сходу четырех болидов.

В «Ф-1» завал на обычной прямой: четыре болида – всмятку, гонку сразу остановили. И никто не понимает, кто виноват

Поиск виноватых начали только после финиша гонки – причем к стюардам в первую очередь вызвали Николаса Латифи и Кевина Магнуссена. Уже после разговора с ними судьи потребовали личных объяснений еще и у Даниила Квята – хотя он, казалось бы, не участвовал в инциденте, не попал в замес и вообще спокойно себе ехал впереди. Тогда всех удивили эти подозрения – уместнее казался вызов Джорджа Расселла, который пропустил момент общего ускорения и косвенно спровоцировал Магнуссена на блокировку пути для Латифи и Джовинацци.

Однако на самом деле у судей и гоночной дирекции все-таки были логичные вопросы к Квяту. Только посмотрите на таблицу работы пилотов с педалью газа в последних поворотах и на прямой перед рестартом, опубликованный в разборе Гран-при бывшим пилотом «Рено» и экспертом «Формулы-1» Джолионом Палмером.

«Если переместиться на машину Даниила в последнем повороте [перед рестартом], можно увидеть: перед ним и болидом Ландо Норриса впереди довольно большой разрыв.

Квят начинает разгон, затем, что важнее, замедляется. При этом посмотрите на 8 машин впереди – они находятся на довольно обычном для любого рестарта за автомобилем безопасности расстоянии.

Группа вполне собрана вплоть до Норриса. Квят же в этот момент мог сократить разрыв еще сильнее, но не стал – удержал дистанцию до Ландо, а потом, уже на прямой, вновь попытался разогнаться. В итоге он разогнался, сбросил и снова разогнался, а затем вновь замедлился – как только осознал, что лидеры так еще не атакуют. Но он не может видеть всех впереди – так что такое поведение вполне допустимо для Даниила.

Проблема в другом: Квят пытался предвосхитить старт Боттаса – но тот еще не стартовал. Если бы Боттас рванул в тот же момент – у Даниила вышел бы великолепнейший старт, он бы просто пролетел мимо большинства ребят впереди. Но из-за решения Боттаса Квяту пришлось снова замедлиться. Для Даниила – все в порядке. А вот для машины позади него все уже немного сложнее.

Потому что гонщик позади увидел разгон Квята и решил: о, так мы теперь в деле. И Эстебан Окон сразу позади Даниила несколько раз включал полный газ. А для болида позади Окона ситуация еще сложнее. Джордж Расселл увидел разгоны и Окона, и Квята, решил что-то вроде «ну мы точно гоняемся» – и разогнался даже немного больше, чем соперники впереди. А машины позади Расселла тоже включились еще сильнее. И каждый последующий замечал опасность позже, поскольку все собрались в одну цепочку.

Но главный «проспавший» – Антонио Джовинацци, его поведение просто не имеет смысла. Если посмотрим вот здесь...

…какого он творит, оставляя настолько огромный просвет – я без понятия. Джовинацци по идее должен был сидеть на хвосте Латифи, а отстал на километры. Если бы Боттас начал рестарт раньше… Команду Джовинацци это точно не впечатлит. Рестарт за автомобилем безопасности – отличный шанс отыграться, а он уже отстал на секунды! Сайнс за Антонио, наверное, орал в шлеме: «Какого хрена ты так далеко?!»

Лучше всего аварию на прямой показывает этот график.

Это таблица изменения скоростей большинства болидов в конце 6-го и начале 7-го кругов. Объясняю, что все это значит.

Бирюзовая линия – «Мерседес» Боттаса.

Очень, очень стабильная скорость. Валлтери – лидировал в гонке и абсолютно точно не делал ничего опасного. Если бы он разгонялся и замедлялся – ситуация была бы совершенно другой. Хэмилтон бы точно сразу же высказался бы по радио.

Следующий занятный график – прерывистая оранжевая линия Ландо Норриса из «Макларена». Как видите, его скорость меняется чуть сильнее – то выше, то ниже.

Но это абсолютно нормально для рестарта за автомобилем безопасности: ты в пелотоне, но должен быть готов к гонке, хоть при этом и сдерживать темп. Это Боттас контролирует гонку и может держать полностью стабильную скорость, другим же приходится подстраиваться через мелкие разгоны и торможения. И Норрис относительно стабилен.

А теперь мы переходим к белой линии Даниила Квята – и здесь как раз кривая скорости начинает подниматься немного выше. Он разгоняется, затем разгоняется еще.

На графике четко видно его поведение: две фазы разгона. И все следовавшие за ним машины разгонялись еще чуть-чуть сильнее и замедлялись чуть-чуть позднее – что и видно на кривых.

Выходит, Квят оставил пространство впереди, разогнался сильнее Норриса и делал это на довольно большом промежутке времени. Я полностью понимаю, что делал Даниил, как и поведение всех остальных: борьба в середине пелотона очень напряженная. Даже отыгрыш одной позиции в итоге может выставить тебя героем.

Сделал ли Квят что-то не так в соответствии с правилами? Не уверен. Наверное, поэтому ФИА и никого не наказала. Но, уверен, эта ситуация вызовет огромные дебаты на ближайшем брифинге пилотов».

Стюарды в итоге выписали предупреждения не только Квяту, но вообще половине пелотона – Албону, Строллу, Риккардо, Пересу, Норрису, Окону, Расселлу, Латифи, Джовинацци и Сайнсу. Однозначного виновника в инциденте так и не обнаружили – но именно из-за этого графика работы с педалью газа основные подозрения в первую очередь и упали на россиянина.

«Хаас» строит настолько крепкие болиды «Ф-1», что им нипочем даже мощные удары об стену. Доказано на Гран-при Тосканы

Система защиты «гало» спасла от травм головы 4 гонщиков «Ф-1» за три последних Гран-при. Ее ненавидели за уродование болидов

«Кто там был впереди? Они хотят нас убить, или что?» Лучшие радиопереговоры Гран-при Тосканы

Фото: formula1.com