В «Ф-1» возвращается легендарная марка – «Альпин». Дизайнеры уже создали десяток концептов ливрей – угадывают новый раскрас болидов
Прощай, «Рено».
С 2021-го в «Формуле-1» появится все-таки сразу несколько легендарных гоночных брендов: вслед за «Астон Мартин» в самый быстрый чемпионат на планете перейдет «Альпин». Правда, новой команды можно не ждать – новый бренд заменит «Рено», оставив название желто-черной марки формально в роли поставщика моторов (Renault E-TECH).
Однако пусть рокировка вас не смущает: «Альпин» принадлежит все тому же концерну. В руководстве останутся те же люди, инженерный штаб сохранят в полном составе, да и пару гонщиков сохранят – в 2021-м на старт за новую марку выйдут Фернандо Алонсо и Эстебан Окон.
Тем не менее, уже второй подряд ребрендинг гоночной команды доказывает: философия бизнеса «Феррари» и «Макларена», выращенная из гонок, очень даже работает. В последние годы по ней прошел «Мерседес» с подразделением суперкаров AMG, и теперь другие компании попытаются повторить модель работы топов.
«Альпин» – что за марка?
Ее основал в Нормандии в 1955-м Жан Ределе – участник легендарной итальянской гонки «Милле Милья» (ралли в тысячу миль между Брешией и Римом), победитель Кубка Альп (серия горных раллийных заездов) и призер спринтов по пересеченной местности во Франции. Сперва он гонялся на «Рено» 4CV собственной доработки, но затем решил создать машину с нуля – и назвал ее в честь успехов в альпийских заездах. Первым авто бренда оказалась «Альпин» А106 – мощностью всего 42 л.с. Ее Ределе разрабатывал специально под «Милле Милью» и половину деталей вынул как раз из 4CV.
Постепенно реклама машин через раллийные автопробеги сработала – у компании появлялось все больше частных заказов, бренд стал весьма известным во Франции производителем дорожных суперкаров. Тем не менее, связь с «Рено» сохранялась с первого дня: на «Альпины» ставили моторы исключительно этой марки, конструкторы временами заимствовали у компании из Булони шасси из удачных творений, да и многие запчасти от «Рено» подходили к «Альпин».
Полноценное сближение началось в 1968-м, когда стороны договорились об объединении усилий – маленькой компании достался весь гоночный бюджет концерна с обязательством строить для «Рено» машины для соревнований. Взамен гигант взял авто «Альпин» на реализацию через дилерскую сеть – сотрудничество казалось обоюдно беспроигрышным. Нормадская марка даже открыла новый завод на деньги большого брата.
Все испортил топливный кризис 1973-го: продажи «Альпин» обвалились на треть, и «Рено» просто выкупила партнера. План заключался в превращении гоночной марки в полноценного конкурента «Порше» и «Феррари» – через наращивание производства именно мощных и дорогих шикарных гиперкаров. Однако из-за активного развития рынка и конкуренции со стороны «БМВ» и «Мерседеса» идея провалилась – в итоге в 1995-м производство «Альпин» закрыли, а завод компании переоборудовали под сборку гоночных версий серийных «Рено» – Clio и Megane.
А гоночные успехи были?
Очень даже да – но по большей части благодаря легендарной модели А110 и деньгам «Рено». Создали новую машину еще в 1961-м, и она постоянно светилась на локальных французских заездах, ралли и пробегах (вроде того же Кубка Альп).
А после получения гоночного бюджета от «Рено» нормандская компания смогла не просто улучшить авто, но и выставить его на большинство мировых соревнований. И посыпались победы: на Ралли Монте-Карло 1971-го пилоты на А110 финишировали первым, вторым и четвертым, а в 1973-м «Альпин» достался титул чемпионов мира по ралли (его разыгрывали только среди конструкторов).
Затем французы переключились на гонки на выносливость: А442 выиграла «1000 километров Муджелло» и дважды выходила на старт «24 часов Ле-Мана», но оба раза «Альпин» ждал сход. Победа пришла только в 1978-м – причем благодаря инвестициями и брендированию от «Рено» команда позволила себе пилотов из «Ф-1» Дидье Пирони, Патрика Депайе, Жана-Пьера Жарье и Жана-Пьера Жабуи.
Также в 70-е «Альпин» разрабатывала и болиды для «Формулы-2» и «Формулы-3» – правда, история имени компании в гонках с открытыми колесами не сохранила. Просто у «Рено» не оказалось мотора нужной спецификации, на технику поставили агрегаты «Косуорт» и «БМВ» – и брендировали под титульного спонсора: Elf2 и Elf2J. А в 1976-м «Альпин» даже построила тестовый болид для «Формулы-1» – A500: на нем впервые испытали турбомотор «Рено», который изменил главную гоночную серию навсегда.
Через год автогигант из Булони продал подразделение, производившее болиды младших серий, консолидировал инженеров и оборудование под «Ф-1» в бренде Renault Sport и убрал «Альпин» из «формульных» серий. После победы на «Ле-Мане» закрыли и параллельную гоночную ветку.
Впрочем, с 2013 года бренд «Альпин» светится в гонках на выносливость – в качестве титульного спонсора французской команды Signatech, выступающей в классе LMP2. С поддержкой марки организация выиграла два сезона ELMS, однажды победила в WEC и еще раз – на «Ле-Мане».
Кстати, после объявления о переходе в «Ф-1» последовал и анонс смены класса и в гонках на выносливость: теперь «Альпин» с Signatech выступят в наивысшей категории LMP1 (которая в будущем превратится в класс гиперкаров).
«Альпин» снова продвигают в «Формулу-1» из-за возрождения плана на создание крутого подразделения суперкаров
В 2017-м нормандский бренд прошел через возрождение: теперь «Рено» под ним выпускает современную итерацию А110 – в образе мощного суперкара.
Хоть по общим показателям он и не тянет на зверя (290 л.с., разгон до сотни за 4,5 секунды, «максималка» – 250 км/ч), на рынке его приняли весьма тепло. К примеру, в конкурсе «Европейский автомобиль года» A110 до последнего сражался за первое место с новым электрокаром «Ягуар» I-Pace и проиграл только по дополнительным показателям.
Вот только продажи «Альпин» не взлетели моментально – и потому расходы на маркетинг и производство пробили немалую брешь в бюджете автоконцерна. «Рено» даже рассматривала вариант закрыть марку навсегда или перевести под ее крыло производство электромобилей (тогда бы «Альпин» появилась в «Формуле Е»), но в конце концов новый СЕО завода принял более неожиданное и смелое решение.
Теперь гигант из Булони отдаст суббренду все проекты супер- и гиперкаров – то есть «Альпин» превратится в аналог «Феррари» для «Фиата» или подразделения AMG для «Мерседеса». Под нормандским брендом будут выпускать самые быстрые авто концерна, а маркетинговой площадкой послужат топовые гонки – ведь «Рено» и так тратила на них сотни миллионов евро без конкретного выхлопа (и получала только репутационный вред). Теперь на продвижение «Альпин» не потребуется вбрасывать новые бесконечные инвестиции – вышла идеальная бюджетная оптимизация.
И нормандский бренд практически моментально получит новый импульс – ведь в 2021-м его лицом сразу же окажется двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо! Еще никогда, пожалуй, за рулем «Альпин» не сидел настолько титулованный гонщик – так что идею с продвижением уже можно назвать гениальной.
К тому же, ребрендинг не самой успешной команды «Формулы-1» снимает огромный прессинг и клеймо неудачников с головной компании: все-таки «Рено» соревновалась как конструктор уже почти пять сезонов, а добилась лишь нескольких четырех позиций, шуток о бесконечном ожидании и легкого позора из-за проигрыша менее богатым конкурентам.
Простое изменение шильды на не самую известную «Альпин» решит сразу две проблемы: резко повысит узнаваемость субмарки без дополнительных вложений на десятки миллионов евро и прекратит иронию в стиле «автогигант не может победить банкрота». Для простого производителя суперкаров (хоть и связанного с большой компанией) даже четвертое или пятое место в Кубке конструкторов рядом с «Мерседесом», «Феррари» и «Ред Булл» – большая удача и маркетинговая победа. Именно поэтому в «Ф-1» и приходит «Астон Мартин» – для не самых больших компаний успех выглядит совсем не точно так же, как и для монстров с оборотом в полсотни миллиардов евро в год.
К тому же, бывшая «Рено» внезапно может резко прибавить – и все благодаря «Альпин»! Просто нынешний шеф команды «Формулы-1» Сириль Абитебуль назначен и главой всего подразделений нормандского бренда – и, по инсайдам Formulapassion.it, он не сможет совмещать две должности и уйдет с поста руководителя гоночной организации.
Сириль за последние годы запомнился в основном не очень понятными поспешными решениями (продиктованными исключительно боязнью увольнения), неуравновешенностью, странными высказываниями, тягой к конфликтам и опрометчивым обещаниям. А еще он очень любит затыкать рот гонщикам по радио.
Всю суть отношения Абитебуля к публике можно понять по организации презентации новой машины «Рено» образца 2020 года.
Смена руководителя и последующее оздоровление атмосферы в коллективе точно поможет «Альпин» накануне масштабной смены регламента и перехода на новые болиды в 2022-м.
Похоже, команда сменит цвета
Сейчас «Рено» гоняет в привычной черно-желтой ливрее.
Но после ребрендинга появление новой раскраски почти неизбежно: только посмотрите, какую палитру выбрали корпоративные дизайнеры для объявления о переименовании команды.
В WEC «Альпин» тоже далеко не черно-желтая.
И художники (как профессионалы, так и любители) уже подготовили с десяток концептов – в соответствии с традиционными цветами бренда.
Вот что предлагает один из самых известных среди фанатов дизайнер ливрей Марк Антар.
И еще одна версия от него же – чуть ближе к показанным на официальном постере цветам, с обыгрышем французского флага.
Похожий дизайн – от студии Paulgh Desing: матовые спокойные цвета, меньше броских полос и больше однотонности.
Вариант Тима Холмса – меньше синего и красного, больше белого.
А как вам опция вообще без белого, но с практически оранжевым моторным отсеком?
Понравился оранжевый? Есть ливрея, где его еще больше – от DS23.
Есть и такой вариант с градиентным оранжевым.
А это дизайн от Даниэля Кроссмана – он решил добавить в ливрею фирменные полоски «Рено».
Есть и вариант в полном синем облачении.
Правда, ближе всего к правде окажется ливрея в похожем стиле.
Это попытка осмыслить возможное сотрудничество «Альпин» с «Маклареном», сделанное дизайнером Шоном Буллом более двух лет назад. С тех пор его взяли в «Рено» в художественный штаб, и он работал над всеми логотипами, раскрасами и дизайном спортивного подразделения компании последних лет. Рисунок на постере – тоже его работа.
Так что следите за его инстаграмом – самые важные новости явно появятся в первую очередь именно там.
Фото: ; globallookpress.com/Sutton Motorsport Images/Imagestate, Panoramic/ZUMAPRESS.com, National Motor Museum, Sebastian Geisler/imago stock&people, Hoch Zwei/Keystone Press Agency; instagram.com/
Расцветка конечно будет сине-бело-красная с преобладанием синего. Синий - это традиционный французский гоночный цвет, и вообще у них сейчас идет патриотический подъем, и реношники решили вслед за сборной по футболу разыграть национальную карту.