«Ред Булл» вырастил замену Квяту: привел в «Ф-1» новичка из Японии. Он удивлял «Ф-2» яркими обгонами и рубился за титул с Шумахером
Представляем Юки Цуноду – нового пилота «Альфа Таури».
Текст впервые опубликован 27 августа 2020 года – после первых слухов о замене Квята
После успешного возвращения в «Формулу-1» Даниил Квят все-таки потерял место в «Альфа Таури»: Пьер Гасли обыграл российского пилота и в квалификациях, и в гонках. Даниил уступил партнеру 32-75 по очкам и 3-14 по квалификациям. Финальные победы в Сахире и Абу-Даби поправили статистику№26, но не изменили тренда.
Итогом стало повышение Юки Цуноды из «Формулы-2» – нового фаворита австрийской системы, вырвавшего место в «Ф-1» практически без конкурентов. Дэн Тиктум, долго считавшийся угрозой для Квята, покинул программу «Ред Булл» (ушел в тест-пилоты «Уильямса»), Юри Випс сдал во второй половине 2019 года и скитается между японской «Супер-Формулой» и европейскими гонками с мутными перспективами, а Лиам Лоусон и Деннис Хаугер слишком молоды и лишь начинают путь в «Формуле-3».
Цунода лишь второй год выступал в Европе – до сезона-2019 японец гонялся на родине, где выиграл местную «Формулу-4». Юки впечатлил зрителей «Ф-3» сразу же: в 2019 году выиграл гонку и занял девятое место в чемпионате за «Йенсер» – мягко говоря, не самую сильную команду с напарниками, набравшими ровно ноль очков за сезон (что позволяет получить представление об уровне инженеров, механиков и/или обратной связи от пилотов). Но, что важнее, Цунода запомнился яркими обгонами на трассе и вместе с чемпионом серии Робертом Шварцманом и другими ребятами получил место в «Ф-2» в 2020-м.
Как оказалось – заслуженно.
Главное препятствие Цуноды на пути в «Ф-1» заключалось в суперлицензии. Но японец блестяще все решил
Перед стартом сезона боссы весьма четко сформулировали задачу Цуноды.
«Мы ожидаем, что Юки финиширует в топ-4 в первый же год, – отметил главный в «Ред Булл» по молодежи Гельмут Марко, – Тогда у него будет достаточно баллов для суперлицензии. Цунода показывает невероятное гоночное мастерство. Он уже очень силен в плане обгонов. В квалификациях он не так хорош, однако упорно работает над ними».
Нынешний сезон оказался историческим для главной молодежной серии: за титул сразились не просто будущие пилоты «Ф-1», а, возможно, и чемпионы мира. Первое место в общем зачете по ходу сезона занимали россиянин Роберт Шварцман (чемпион «Ф-3»), Каллум Айлотт и Мик Шумахер – последний в итоге выиграл и получил повышение в «Хаас».
Неплохо показали себя и Никита Мазепин (две победы, четыре вторых места и тоже повышение в «Ф-1»), юниор «Рено» Кристиан Лундгор (те же две победы) и внезапно выигравший три гонки дебютант Фелипе Другович. Но все они и близко не сразились за титул с пилотами Академии «Феррари» – отстали на 60+ очков. Единственным серьезным конкурентом оказался именно Цунода – он финишировал третьим и уступил Шумахеру всего 15 баллов.
Правда, судьба японца решалась буквально на последнем этапе «Ф-2»: до него юниор «Ред Булл» сохранял математические шансы на вылет из заветной топ-4. Однако парень показал огромные способности к работе под давлением: взял поул, выиграл первую гонку и приехал вторым в завершающем сезон заезде.
Выходит, Юки формально получил повышение в «Формулу-1» абсолютно заслуженно, поскольку полностью выполнил ожидания программы «Ред Булл» и требовательного Гельмута Марко.
Более того, по инсайду авторитетного журналиста Адама Купера гоночный советник австрийской компании настолько впечатлился выстыплениями японца, что пытался протолкнуть его сразу в основную команду – в напарники Ферстаппена. Помешали только надежды на оба титула в 2021-м: «Ред Булл» решил не рисковать и отправиться в поход за Кубком конструкторов и личным чемпионством с более проверенным составом.
Цунода – яркий, но нестабильный пилот
Юки действительно хорош в борьбе за позицию: обгонные качества пилот многократно демонстрировал и в «Ф-3», и в «Ф-2», а в фантастической каталонской гонке мастерски оборонялся на изношенных шинах от соперников на свежих комплектах. Все в порядке и с темпом на одном круге – на счету пилота «Карлина» четыре поула в сезоне (включая важнейший и решающий во втором уик-энде в Бахрейне). К слову, это лучший результат в 2020-м: столько же – у Айлотта, а чемпион Мик Шумахер не выиграл вообще ни одной квалификации. Японец же практически всегда стартует из топ-10 – неплохой результат для новичка серии (у Квята, напротив, квалификации в «Ф-1» не складываются).
Вот так Цунода боролся с Джеком Эйткеном в Испании – изящно и эффектно:
Сражение колесо в колесо с Джейком Хьюзом в «Ф-3» вышло зрелищным:
Хотя борьба на грани приводит и к печальным моментам – вроде столкновения с конкурентом по системе «Ред Булл» Лиамом Лоусоном в «Евроформуле»:
А вот и маневры из решающего заезда в битве за суперлицензию.
А это не менее важный прорыв на 6-е с последнего ряда – что ни говори, но парень знает свое дело.
Готов ли Цунода к дебюту в «Ф-1» уже в 2021-м? Еще в середине казалось, будто нет – даже в случае получения суперлицензии. Раньше при финише в очках Юки с большой долей вероятности оказывался на подиуме, но, к сожалению, великолепные гонки чередовались со сходами и финишами в районе 18-й позиции. Юки сильно не везло на старте сезона, однако даже с учетом данного фактора 50 процентов заездов вне очковой зоны – ужасный показатель для одного из лидеров.
«Он показал свою скорость и талант с самого старта сезона, но из-за того, что опыта не так много, порой случаются контакты с соперниками, – признавал руководитель автоспортивного подразделения «Хонды» Масаси Ямамото, – Но он учится каждую гонку и, думаю, раскроется после победы в Сильверстоуне».
Сам пилот тоже не спорит с критикой:
«В начале сезона мне с трудом удавалось довезти переднее антикрыло до финиша! Однако в Великобритании я сделал большой шаг вперед и не потерял его. Но нам есть над чем работать».
Однако мощнейший финиш чемпионата убедил всех: Цунода научился включать режим «побеждать сейчас». Тот самый, которого так не хватало Квяту за всю его карьеру в «Ф-1». Осталось только не потерять этот ценнейший навык и на вершине автоспорта.
Фото: Gettyimages.ru/Peter Fox / Stringer, Bryn Lennon; Instagram/yukitsunoda0511; REUTERS/Hamad I Mohammed/Pool
Да, одной левойт укатывает Дарувалу. Но уровень Дарувалы, уж простите, никогда не оценивался как ТОП ни в близких, ни в далёких перспективах.
Для новичка едет неплохо, но уступает том уже Шварцмана. И достаточно много.
Победа на этапе Ф2? Не будем забывать, что это та самая гонка, где Шуми-младший вынес Шварцмана. Так бы он пришел там вторым-третьим, а без победы на этапе картинка была совсем другой. К тому же не стоит забывать, что это была гонка с реверсивной решетки, а не стандартная. Это важно.
Чего у японца не отнять, так это - зрелищности. Отмечу самурайский характер в одной из недавних гонок, где он очень жёстко сдерживал кучу болидов на свежих шинах, будучи сам на шинах убитых. Фарта, например, Шуми выносит Шварцмана и победа приходит в руки Цуноде. И, конечно, не забываем вопрос национальности и Хонды.
Как итог, уверен, японец попадет в Ф1 (только если сильно не налажает), в следующем году или через год. Держать Квята/Гасли/Албона быки особо не будут. Но как по мне судьбу этой троицы он в итоге и повторит, может, чуть более удачно. Но, очевидно, это не Макс. И не Фет.
Формула 3 - 9 место
Формула 2 - 3 место. Благодаря 2-м последним гонкам, где набрал 43 очка, что составляет 21,5 % от всех заработанных очков (200) за сезон (24 гонки).
Так себе достижения. Будет бороться с Албоном за Азиатский рынок.
Хонда против РБ.