В автоспорте – девушка-суперталант. Била рекорды в 11 лет, а теперь выносит парней в молодежной серии и целит в «Ф-1»
Спасибо за это чудо, Япония!
Помните, чуть больше двух лет назад гоночный мир удивлялся невероятной 11-летней Дзюдзю Ноде из Японии? Она побила национальный рекорд трассы в Окаяме для болидов «Формулы-4», проехав круг за 1.32,8, хотя лучшее достижение для данной техники составляло 1.33,769 (его установил Синтаро Кавабата в 22 года) и занялась освоением машины «Формулы-3». Мы опубликовали о ней подробный материал, в котором нашлось место и очень милому видео.
Юная девушка хочет стать гонщицей «Формулы-1». И уже бьет рекорды в Японии
Однако рекорд не зарегистрировали – возраст не позволил Дзюдзю получить официальную гоночную лицензию для болидов «Ф-3» и «Ф-4». Из-за этого севшая за руль машины с открытыми колесами в 9 лет девочка не смогла полноценно гоняться на родине – только в неофициальных заездах и тренировочных гонках молодежных U17 Challenge Cup под эгидой местных «Ф-3» и «Ф-4».
Теперь ситуация изменилась: Ноде исполнилось 14 лет, и она прошла возрастной ценз в датской региональной «Формуле-4». Официальная карьера в гонках началась 20 июня – Дзюдзю завоевала поул под дождем (привезя ближайшему конкуренту 0,4 секунды), а затем выиграла и гонку на мокром асфальте, пролидировав все 15 кругов от старта до финиша. Нода установила и лучший круг заезда – в «Формуле-1» подобное редкое достижение называется «Большим шлемом».
Выступление и результат японки просто взорвал локальные медиа о молодых пилотах: главный сайт о восходящих звездах автоспорта Formulascout моментально назвал ее «японским гоночным чудом».
Возможно, победа в региональной молодежной серии может показаться не особо значительной, но вообще-то это – грандиозный сдвиг для всего женского представительства в автоспорте. До дебюта Ноды в «Ф-4» самой талантливой девушкой-гонщицей считалась Джейми Чедуик – чемпионка женской серии W и участница британской «Формулы-3». Она перешла в открытые колеса в 19 лет и год ждала первой (и пока единственной) победы в молодежной серии. Основной ее успех связывался именно с соперничеством в девушками – именно благодаря победе в серии W ее взяли на должность пилота по развитию в «Уильямс».
До Чедуик женщины и вовсе не добивались серьезных успехов на одном уровне в мужчинами: их максимум – несколько попаданий в очки в ДТМ (Сьюзи Вольфф) и GP3 (Татьяна Кальдерон), а также работа резервистом или тестером в «Ф-1» по явно коммерческим причинам. В последний раз девушка приезжала на уровне парней на Гран-при Испании в «Ф-1» в далеком 1975-м – Лелла Ломбарди стала первой и единственной женщиной, набравшей очки в ведущем чемпионате мира.
Теперь же все может измениться. Дзюдзю Нода всерьез рассчитывает на «Формулу-1» – именно такие амбиции она высказывала еще в 11 лет.
«Я определенно хочу продолжать двигаться вверх. Женщины уже гонялись в «Ф-1», но пока еще ни одной не удалось победить. Я хочу стать первой. Еще мне интересна «Формула Е». Но пока что главной целью остаются тренировки — ведь я смогу получить гоночную лицензию только через четыре года», – говорила японка в интервью три года назад.
Кажется, ее план довольно быстро претворяется в жизнь.
Почему Нода так быстра?
В первую очередь из-за огромного наката и опыта в частных тестах – девочка выиграла множество картинговых гонок в Японии к 8 годам, и ее семья решила повысить ставки. Для постоянных тестов на технике «Ф-4» и «Ф-3» ее отец основал школу пилотажа, поскольку денег на картинговые соревнования высшего уровня у семьи не оказалось. Они и правда стоят немало – около 400 тысяч долларов с хорошей техникой и механиками.
В результате Дзюдзю наездила тысячи километров на тех машинах, в которые ее сверстников в Европе не пускают – а в молодежных гонках (да и любых гонках) часто решает именно опыт. Нода изначально лучше знакома с поведением болида в любых условиях, а потому больше ему доверяет и способна выжимать максимум без риска.
К тому же, ее отец – бывший пилот команды «Лярусс» «Формулы-1» Хидеки Нода, также погонявший в «Формуле-Ниппон», «Индикаре», «Супер ГТ», A1GP и даже на «24 часах Ле-Мана». Именно ему принадлежит идея поступательного развития таланта дочери через тесты – а еще он, судя по всему, оказался блестящим учителем.
«Я научил ее основам гоночного мастерства, но у нее безумно много природного таланта. Да чего там, у нее больше таланта, чем когда-либо было у меня, – описал способности Дзюдзю Хидеки. – У нее есть способность чувствовать предел возможности машины и сцепления шин. Эти аспекты очень важны, потому что им никого нельзя научить. А она родилась такой. Если Дзюдзю чувствует, что подходит к пределу, она снижает напор, но остается сфокусированной спокойной и быстрой».
В 11-12 лет ее преимущество над более взрослыми парнями можно было объяснить еще и выигрышем в массе: несколько лет назад девочка весила всего 30 килограммов – а каждый кг дает выигрыш на круге примерно в 0,03 секунды (на скорости около 240 км/ч). С другой стороны, вряд ли тогда ей хватало физической силы для того же уровня контроля над машиной, что и состоявшимся гонщикам – и даже 0,9 секунды преимущества вряд ли могли это изменить.
Теперь все по-честному: Дзюдзю подросла за последние годы и лишилась преимущества по массе (девочки взрослеют немного раньше парней), но все равно их выносит.
Стоит начать за нее болеть, пока с ней не заключил контракт «Ред Булл» и это не стало мейнстримом.
Дэвид Култхард ищет гонщицу уровня Хэмилтона. «Уильямс» уже в деле
Фотофиниш в главном женском гоночном чемпионате: первое и второе места разделили 0,003 секунды
Феноменальный обгон из женской гоночной серии. Результаты уже заметили в «Формуле-1»
Фото: womensmediacenter.com; juju-driver; noda-racing; instagram.com/101022juju
А Дзюдзю в первой же гонке обогнала парня, который был чемпионом Дании по картингу и на равных боролся в международных соревнованиях, скажем, с Паулем Ароном, который в прошлом году стал третьим в итальянской Ф-4 (достаточно сильном чемпионате, в отличие от датского). Обе Аль-Кубаиси тоже, кстати, там катались, и набрали 0 очков на двоих.
Так что здесь нельзя ни преувеличивать, ни преуменьшать. Понятно, что Хидеки не дурак, и будет стараться вести дочь по пути наименьшего сопротивления - нужно набирать спонсоров и очки в суперлицензию. Но если раньше мы о возможностях Дзюдзю знали лишь в теории, то сейчас видим их на практике. И эти возможности пока что вполне отвечают заявленным.
Если лучше - значит лучше.
А еще Пауль Арон стал лучшим новичком в итальянской Ф4.
Также, думаю, Хидеки устроил дочь в Данию не только потому, что там проще, но и потому, что в итальянской Ф4, например, порог входа - 15 лет, а не 14. Думаю, здесь больше решали деньги и возможность получить лицензию на гонки в этом классе, чем уровень сопротивления. Но это только мои мысли, потому я в статье не стал это писать:)
но
-
#топимзаиру !!!
Про освоение техники замечание верное, но здесь есть два контраргумента: во-первых, помимо Дзюдзю там дебютант (заслуживающий внимания) всего один - собственно, Лаурсен, топ-картингист, основной её соперник. Все остальные уже знакомы с техникой. Некоторым участникам серии по 20 с лишним лет, а в прошлом сезоне вообще мужик сорокалетний выступал.
Во-вторых, все датчане с детства выступают на трассах, где проводится чемпионат, и идеально их знают. Дзюдзю трассу учила с нуля.
Так что великого преимущества у неё, на самом деле, нет.
Просто все эти рассуждения - он выиграл у того, который на равных смотрелся с тем, который совсем немного проиграл тому, который почти добрался до Ф1 - на серьезный анализ не тянут. Это все вкусовщина.