Русский талант из «Феррари» – теперь президент цветочной компании (оборот – 650 млн рублей). Совместит погоню за «Ф-1» и бизнес
Виноват коронавирус.
Роберт Шварцман известен прежде всего как один из самых талантливых молодых пилотов мира: к 20 годам парень из Петербурга выиграл Toyota Racing Series и «Формулу-3», попал в Академию «Феррари» и стал флагманом молодежной программы «СМП Рейсинг» Бориса Ротенберга.
Чтобы понять, насколько Роберт хорош на трассе, просто посмотрите на двойной обгон во время французского уик-энда – после него Шварцман спокойно забрал победу.
Но главная фишка нашего пилота – способность поддерживать быстрый темп на долгих гоночных отрезках. Это настоящее взрослое мастерство – так умеют далеко не все молодые пилоты (из недавних сверхталантов – прежде всего Эстебан Окон и Джордж Расселл), и подобное воспитывается годами и тысячами километров наката.
Новый сезон россиянин должен был начать еще в марте в «Формуле-2» – причем он высказывал исключительно максимальные амбиции.
«Хочется с первых же гонок быть быстрым и избегать ошибок. Нужно набирать очки. По ходу сезона я буду улучшать результат, и очки, заработанные в начале года, сыграют очень важную роль, – пообещал Шварцман после новости о переходе в главный молодежный чемпионат мира. – Цель на сезон? Выиграть. Мик Шумахер (бывший конкурент по «Формуле-4» и «Формуле-3», сын Михаэля Шумахера – Sports.ru) будет для меня и соперником, и напарником. Да, мы поборемся с ним за победу в «Формуле-2» и, возможно, за попадание в «Формулу-1» в дальнейшем. Он сильный пилот, но такой же соперник, как и все остальные.
Я знаю, что я сильнее Мика как пилот и быстрее, поэтому важно сразу начать работу в правильном направлении и в следующем году всем доказать, кто я такой».
Однако новый сезон Шварцмана начался не с заездов в «Ф-2» с местом в Гран-при на кону, а с локдаунов и личной трагедии. COVID-19 ударил по нему максимально сурово: от заразы из Уханя скончался его отец Михаил.
«Это был человек, одержимый одной пассионарной страстью – реализовать талант своего сына, сделать его частью мировой спортивной элиты, – рассказал владелец итальянского PR-агентства DelisPro Андрей Дельцов. – У людей его уровня достатка обычно есть увлечения «для себя»: яхты, лыжи, искусство. Михаил очень сильно от других отличался. Он имел одну цель – и он ее достиг».
Роберт и правда лишился важной поддержки: отец всячески способствовал увлечению сына картингом еще с 2004 года, и когда парню исполнилось 9 лет, перевез того в Италию для участия в местных топовых чемпионатах. Более того, Михаил не пропустил ни одной гонки за 11 последних сезонов и оплачивал продвижение Роберта в «формулы» вплоть до 2016-го. Всего Шварцманы потратили на карьеру парня 5 миллионов евро за 7 лет.
«Карьера Роберта много лет была основной статьей расходов нашей семьи, – объяснил Михаил в интервью Forbes в 2019-м. – Ну, а как иначе? Первый карт стоил $3000. Проехать картинговый чемпионат в хорошей команде с крутыми механиками стоит €300 000 – €500 000. Один день тестов в «формулах» – от €10 000, а чем больше тестов – тем лучше результат. Сезон в «Формуле-3»-- от €1 млн, в «Формуле-2» — раза в два дороже. Если бы я заранее знал, через что нам придется пройти и сколько это будет стоить, я бы хорошенько подумал, ввязываться в эту историю или нет. Но когда Роберт начинал, я не представлял масштаб расходов, а потом было уже поздно менять стратегию — у него слишком круто все получалось».
Только после третьего места в итальянской «Ф-4» (вслед за мощными талантами Ральфом Ароном и Чжоу Гуаньюем – впоследствии Шварцман превзойдет обоих в «Ф-3») расходы на себя взяла программа «СМП Рейсинг». Однако Михаил не прекратил ездить на гонки сына.
Откуда же у питерской семьи оказалось столько денег – и на соревнования в Италии, и на постоянные переезды? Шварцманы – владельцы фирмы «Цветоптторг». Это крупный импортер и розничный продавец цветов в России и Санкт-Петербурге – 56 магазинов, 40 процентов городского рынка, суммарная выручка в 650 миллионов рублей и прибыль в 19 миллионов рублей (данные «СПАРК» за 2018-й). Бизнес Михаил развивал вместе с отцом Романом еще с 90-х – и теперь по семейным стопам пошел и Роберт. Именно он – президент компании.
Дед Роберта Шварцмана
«Недавно произошла такая ситуация, я стал президентом компании «Цветопторг», – рассказал пилот в одном из эпизодов на ютуб-канале Дмитрия Гордея. – Недавно из-за коронавируса скончался отец. Коронавирус — это не шутки, это серьезно. Берегите себя.
У нас работает больше 100 человек. Компанией в основном рулит дед, он начинал с моим отцом. Я же сейчас только учусь, постепенно вхожу в курс дела. Это интересно. Всегда думал, что буду заниматься бизнесом, но не думал, что это произойдет так рано. К сожалению, жизнь не спрашивает, чего ты хочешь.
Я не очень рад этой должности, хотел бы видеть здесь отца. Но такова жизнь. Постараюсь не разочаровать коллег, буду быстро учиться. Надеюсь, ничего здесь не испорчу».
Можно сказать, Роберт уже входит в курс дела – легко рассказал аудитории канала-миллионника о главном преимуществе своей компании.
«На складе очень холодно: +1 градус по Цельсию. Зачем так? Температура нужна для сохранения цветов, чтобы они жили намного дольше. Дедушка рассказывал, что у нас есть уникальный патент на обработку цветов так, чтоб они жили два месяца. «Цветоптторг» – единственная компания, которая занимается такой обработкой. Во всем мире нет такого, чтоб цветы так долго жили. Это наша главная фишка – наши цветы живут дольше, чем у конкурентов».
В чем же секрет патента? В срезке цветов определенным образом, а затем вымачивать их при разных температурах поочередно в трех смесях: сперва с хлоридом аммония, потом с сахаром и затем с минеральными добавками. Запах подобную обработку практически не переживает, зато товарный вид не теряется несколько месяцев.
В итоге для расширения производства и поставки цветов в регионы в 2011-м в деревне Порошкино под Питером компания запустила строительство комплекса по подготовке цветов стоимостью 10 миллионов евро. Теперь здание тоже досталось Роберту в наследство.
Помимо компании и бизнеса, у Шварцмана есть еще и личная «Феррари», на которой чемпион «Ф-3» ездит по обычным дорогам – 458 Italia мощностью 570 л.с. и стоимостью в среднем около 200 тысяч долларов.
Но не спешите записывать парня в мажоры, если увидите такую на улицах Санкт-Петербурга: по объяснениям самого Роберта на канале Гордея, авто ему выдали от Академии Скудерии для записи ютуб-шоу в содружестве с «СМП Рейсинг». Просто из-за коронавируса съемки перенесли.
Правда, в самом скором времени пилоту «Феррари» уже будет не до роликов: сезон «Формулы-2» стартует одновременно с «Ф-1» 5 июля в Австрии, и Шварцмана ждет напряженнейший календарь из 8 этапов за два месяца. Они точно отвлекут от насущных проблем и смерти отца: Шарля Леклера в 2017-м личная трагедия не остановила на пути к титулу в доминирующем стиле, и теперь он – лидер команды из Маранелло. Остается только надеяться, что Роберта ждет примерно такая же судьба.
«Формула-1» возвращается! Первый отрезок – 8 гонок за 2 месяца, 6 трасс в Европе: все подробности
Леклер получил приз за поул в Сочи из рук чемпиона «Ф-3» из России. Они оба выступают за «Феррари»
Фото: instagram.com/scuderiaferrari ; instagram.com/robertshwartzman; dp.ru/Змеев Максим
Судя по приведённым числам, у него вся прибыль уходила на карьеру Роберта.
И если бы не СМП, то после Ф-4 пришлось бы эту лавочку прикрывать. Потому что взять и для выступления в Ф-3 выложить из кармана миллион евро (~70 миллионов рублей) при выручке в 650 миллионов в такого рода бизнесе - нереально. Только если идти ва-банк и продавать сам бизнес. Про Ф-2 даже не говорю.
Серьёзно? Парень только что похоронил отца, умершего от коронавируса. Ответ на вопрос выше: "убить отца?".
Для корректности и дружелюбия я добавил бы котов в комментарий, но вы вообще в своём уме? Что это за новость?
Будь он не мажором - гонялся бы в форме деливери клаб