«Феррари» гоняется в «Ф-1» 70 лет, но лишь раз в истории заняла все три места на подиуме. Да, раньше так можно было
Главный триумф в истории Скудерии.
«Формула-1» уже давно существует по привычному принципу «2 машины на одну команду» – опция по выставлению третьей прописана в Договоре согласия (контракте на участие в чемпионате мира) только в случае сокращения пелотона до шести организаций. Именно поэтому современному болельщику практически невозможно представить ситуацию, в которой все ступени подиума Гран-при заняли бы представители одной и той же команды.
Однако традиция в виде выставления лишь двух машин появилась только к середине 60-х с Кубком конструкторов и ростом расходов. На самом деле, ее даже не всегда соблюдали: к примеру, в 1976-м при возвращении Ники Лауды в «Ф-1» после чудовищной аварии на «Нюрбургринге» «Феррари» вполне законно выставляла три болида и не испытывала проблем с ФИА.
А до того периода команды имели право на безлимитное количество заявок: их желания ограничивал лишь штат механиков, необходимый для обслуживания автопарка, и стоимость самих болидов вместе с ремонтом и перемещением. Самые богатые организации вроде «Феррари» и заводских подразделений «Мерседеса», «Альфа Ромео», «Мазерати» и «Вануолла» выставляли и по 4 машины в отдельных заездах – их ограничивал только бюджет.
Удивительно, но Скудерия гонялась по таким правилам с первого же сезона чемпионата – 1950 года – но лишь раз в своей истории оккупировала весь подиум.
Это случилось на Гран-при Великобритании 1961 года – тогда итальянская марка показала миру, что значит «доминирование» благодаря инновационному болиду «Феррари» 156 Sharknose – «Акулья голова».
Гран-при Великобритании-1961
Ее построили специально под новый регламент с ограничением объема мотора в 1,5 литра и впервые введенным лимитом массы в 450 кг. 156-я модель стала первым среднемоторным творением Скудерии и полноценным произведением искусства: идеально уложилась во все ограничения и обладала колоссальным преимуществом по мощности – от 20 до 40 л.с. в зависимости от трека и настроек!
В результате пилоты «Феррари» всей массой в четыре машины претендовали на победу буквально в каждой гонке – их мог сдержать только шедевральный пилотаж либо адский труд механиков по сниманию с болида максимума лишнего (включая половину корпуса).
Но подобное работало только на медленных «пилотажных» трассах. Скоростные треки с большим количеством прямых и быстрых поворотов оставляли конкурентам надежду только на отказы алых машин – но они случались далеко не всегда.
К примеру, на Гран-при Великобритании из строя не вышла ни одна «Феррари» (Джанкарло Багетти формально ездил за клиентскую команду и разбил болид из-за собственной ошибки). Остальное трио Вольфганг фон Трипс – Фил Хилл – Ричи Гинтер пролидировало весь заезд и оккупировало весь подиум. Ближайший конкурент в лице действовавшего чемпиона Джека Брэбэма на минуту отстал от победителя и на 22 секунды – от третьего места.
Вольфганг фон Трипс
Всего в тот год «Феррари» выиграла 5 Гран-при из 7, в которых приняла участие (на последнюю гонку в США команда не поехала из-за траура по разбившемуся насмерть на этапе в Италии фон Трипсу), а Хилл стал чемпионом.
Наверное, даже Скудерия времен Шумахера не знала настолько же яркого момента триумфа, как полный подиум на территории нации-традиционного соперника в автоспорте.
Фото: Gettyimages.ru/Hulton Archive, Central Press; commons.wikimedia.org/Lothar Spurzem