В «Ф-1» сдвинули переход на революционные машины на 2022-й. Ради спасения команд от банкротства из-за пандемии
С заморозкой шасси на 2021-й.
Пандемия коронавируса вместе с волной карантинов скосила все спортивные соревнования: от Евро-2020 и чемпионата мира по хоккею до всевозможных пивных лиг. Автоспорт и «Формула-1» не стали исключением: отложены ближайшие Гран-при, а старт сезона и вовсе перенесен как минимум до конца мая (и босс серии отказывается давать хотя бы приблизительные оценки возможного возвращения).
Теперь практически невозможно спрогнозировать итоговый календарь чемпионата. Ясно одно: летнего перерыва не будет (его предлагают перенести на конец марта и апрель), а все августовские уик-энды щедро набьют перенесенными гонками – весь вопрос заключается в грамотной логистике. В идеале боссы «Формулы-1» мечтают о 17-18 Гран-при до финала сезона в декабре.
Но даже если это пойдет по плану, то чемпионат все равно потеряет колоссальные деньги: около 150 млн долларов только лицензионных выплат от промоутеров за четыре несостоявшихся. Это 18 процентов от всех предполагаемых доходов с продажи прав на Гран-при – примерно на такую же сумму снизятся и поступления от спонсоров и телеконтрактов.
Зацепит и команды – ведь они получают 67 процентов всей выручки «Формулы-1» через призовые и выплаты по Договору согласия. Просядут и поступления от частных спонсорских сделок – ведь партнеры платят командам за эфирное время и успехи, а в 2020-м все логотипы мелькали пока только на тестах. При этом зарплаты персоналу нужно выплачивать в прежнем объеме – траты команд не особо снижаются из-за пауз.
Правда, подобный сценарий уже считается весьма оптимистичным: в реальности запланированный на конец мая Гран-при Монако может не состояться – там сейчас просто некому строить трассу (привычные для княжества рабочие из Франции и Италии сидят по домам на карантине). Даже гонка в Баку в начале июня грозит сорваться: азербайджанские власти тоже напуганы неопределенностью и начали отзывать у европейцев выданные ранее визы.
Прогноз потерь сейчас основан только на последних планах по продолжению сезона – и уже никто не гарантирует их реализацию. В реальности с учетом бесконечных карантинов и повсеместных убытков все может быть намного хуже – спонсоры и рекламодатели еще сильнее урежут выплаты.
Выживет ли тогда «Формула-1»? При нынешней системе функционирования – очень вряд ли.
Команды уже на пороге банкротства из-за системы выплат от «Ф-1» и спонсоров
Современная финансовая система «Формулы-1» работает примерно так: команды выплачивают призовые и отчисления от менеджерской компании серии (FOM) за 2019-й в течение всего 2020-го из тех самых средств, которые серия зарабатывает именно в 2020-м.
Годами схема работала безупречно (поскольку доходы чаще всего росли и предоставляли маркетинговой команде пространство для инвестиций и экспериментов), но сейчас она вызовет мощный бюджетный кризис в пелотоне. Ведь гонок (а значит, и заработков) не будет еще несколько месяцев, а авансовые платежи тоже вряд ли возможны: «Ф-1» еще предстоит разбираться с финансовыми последствиями переноса и/или отмены Гран-при (как минимум Австралии, Китая, Бахрейна, Вьетнама, Нидерландов и Испании), возврата денег за билеты (пока не особо понятно, кто понесет эти расходы – промоутер или серия) и перекройки календаря. С новым расписанием (явно нестандартным) сильно вырастут расходы на логистику – и покрывать их чемпионату пока что неоткуда.
Спонсоры тоже вряд ли заплатят командам в полной мере за период без гонок. Обычно переводы по контракту разбиты на несколько траншей: например, во втором сезоне Drive To Survive владелец «Хааса» рассказал, что к середине сезона получил от главного спонсора только аванс (фактически бонус за подписание) и еще одну выплату (скорее всего, после шестого места на Гран-при Австралии). Теперь в похожем режиме придется жить всему пелотону – и кто-то неизбежно угодит в глубокий кассовый разрыв и окажется на грани банкротства. Речь не только о маленьких частниках вроде «Уильямса» или «Хааса» – с невозможностью рассчитаться с поставщиками и персоналом могут столкнуться вообще все, ведь в условиях карантина и падения фондовых рынков убытки терпят и автогиганты, и богатые миллиардеры с пакетами акций команд. Сейчас «Ф-1» переживает тот редкий период, когда в одной лодке оказалась и «Феррари», и «Альфа Таури».
Сезон-2020 планировался как самый дорогой в истории
Неопределенность пугает команды до полусмерти не только из-за грядущих трудностей с расчетом: все-таки персонал «Форс-Индии» и «Лотуса» еще в 2010-х получал зарплату с задержкой и не разбежался. Проблема намного глубже.
В 2020-м параллельно с новой битвой за титул команды собирались приступать к разработке машины под революционную смену регламента для 2021-го. Ожидался масштабный технический разворот, так что каждую деталь болида предполагалось строить с нуля – а это очень дорого.
«Формулу-1» спасут от скуки сверхопасным эффектом. Даже придумали, как избежать жестких аварий
Причем к работе над моделями авто нужно приступать уже сейчас – и без денег провернуть такое весьма непросто. Да и составить адекватное расписание крэш-тестов, испытаний на стендах или продуваний деталей в аэротрубе тоже крайне сложно, когда доходы уже гарантированно просядут на пятую часть, а дата их поступления все еще неизвестна.
При этом со следующего сезона планировали и внедрение потолка бюджетов в 175 млн долларов. Следовательно, основную часть капитальных инвестиций на далекое будущее команды (особенно «Мерседес», «Рено», «Феррари», «Ред Булл» и «Макларен», обычно превышающие новый лимит трат) начали или предполагали запустить сейчас, чтобы не попасть под грядущие ограничения. Эффективное внедрение нового симулятора «Феррари», аэродинамической трубы «Рено» и новой базы «Рейсинг Пойнт» оказалось под угрозой – особенно если у команд с трудом хватит денег для завершения сезона.
В итоге карантин грозил поломкой не только сезона-2020, но еще и чемпионата-2021 – поскольку абсолютно никто не представлял, найдутся ли деньги в нужном объеме и сколько деталей удастся спроектировать. И опасность для следующего сезона была даже больше, ведь машины для 2020-го уже готовы – и с ними можно откатать любое количество гонок даже без обновлений.
Решение найдено: базы закрыты на три недели, внедрение нового регламента отложено
Все усилия команд в последние дни логично направлены на максимальное сокращение издержек в моменте и обозримом будущем – здесь даже самый технологичный «Макларен» или сверхбогатый «Мерседес» ничем не отличается от любого ресторана или клуба из города, закрытого на карантин. Сейчас перед всеми прежде всего стоит вопрос выживания без накопления умопомрачительных долгов.
И первый шаг сделан 18 марта: комиссия «Формулы-1» вместе со Стратегической группой (состоит как раз их участников чемпионата) договорилась о переносе летнего закрытия баз на март и апрель. Теперь команды имеют право отправить в отпуск персонал на 21 день в ближайшие два месяца, а не ждать до августа – а значит, вынужденный простой перестает приносить фактические убытки. Летний перерыв все равно отменят и заполнят перенесенными гонками, а сотрудники команд теперь хотя бы не будут бессмысленно тратить время на заводах без Гран-при и отдохнут с семьями. С точки зрения годовой отчетности затраты даже слегка уменьшатся (экономия на путешествиях в те места, которые не попадут в новый календарь), зато распределятся по сезону эффективнее.
Второй и гораздо более монументальный шаг – перенос внедрения нового технического регламента с 2021-го на 2022-й – совершили 19 марта.
Сперва идею высказали на видеоконференции Стратегической группы с боссом «Формулы-1» Чейзом Кэри – и ее сразу же поддержали 9 из 10 команд. Лишь «Феррари» пока воздержалась и запросила немного времени на обдумывание предложения – правда, через день публично заявила о поддержке инициативы через официальный сайт серии. И уже к вечеру решение приняли официально: внедрение нового технического регламента отложено.
Суть заключается в гибридизации правил на 2021-й: команды согласились заморозить развитие шасси, трансмиссии и подвески на весь следующий сезон после финиша 2020-го. Разрешить планируют только доработку аэродинамического обвеса – поскольку из-за запрета на апгрейды шасси и подвески массированные изменения пакета окажутся невозможными, работы над оптимизацией небольших закрылков, рассекателей и дефлекторов потребуют не так уж много денег.
Более того, эксперимент с заморозкой позволит командам сэкономить из-за отказа от разработки новых машин и пережить следующий сезон без массовых сокращений и банкротств. Даже руководитель «Рейсинг Пойнт» (той самой, которой владеет отец одного из гонщиков и долларовый миллиардер!) Отмар Сафнауэр сразу признал, что в нынешней катастрофической ситуации другого пути по сути нет.
Но новый регламент не отложат целиком: перенесут внедрение только именно технических пунктов. Все остальные аспекты вроде сокращения количества дней в Гран-при, изменения системы штрафов и даже потолка бюджетов вступят в силу в 2021-м в полной мере. Не исключено даже ужесточение лимита трат – подобная возможность обсуждалась на видеоконференции.
Не спешите паниковать: это может быть интересно
Даже если вас достал современный регламент, доминирование «Мерседеса», паровозные гонки и малое количество борьбы на трассе, не стоит списывать 2021-й прямо сейчас.
Во-первых, мы до сих пор досконально не знаем расклад сил даже на 2020-й. Уже в прошлом сезоне нередко случалась красивая борьба между тремя командами или рубка колесо в колесо между ребятами вроде Ферстаппена и Леклера – никто же не откажется от повторения подобного на протяжении всего чемпионата? К тому же, боссы «Ред Булл» и «Рейсинг Пойнт» заявляли о сокращении разрыва между топ-3 и серединой пелотона – результаты на коротких трассах вроде Австрии и Канады могут оказаться совсем непредсказуемыми.
Во-вторых, можно ли представить последствия соревнований десяти команд с настолько ограниченными бюджетами? 2021-й запросто может обернуться битвой чистого таланта лучших инженеров-аэродинамиков мира без возможности выжать читерские преимущества в моторе, подвеске и шасси – и все это в условиях примерно равных возможностей! Такого еще ни разу не случалось за всю историю «Формулы-1».
Также вместе со стабильными правилами и исключительно видимыми обновлениями на первый план выйдет и прогресс пилотов по ходу сезона: наконец болельщики смогут объективно оценить, кто сдает после старта, а кто накатывает к концу сезона. Ребята наконец-то смогу показать себя с чуть более объективной стороны. С учетом трудности ситуации – выиграют все.
Осталось только дождаться хоть каких-то гонок вообще. И надеяться на победу над пандемией без отмены сезона с концами.
Фото: REUTERS/Loren Elliott; globallookpress.com/nph / Bratic via www.imago-image, Memmler /Eibner-Pressefoto; Gettyimages.ru/Charles Coates / Stringer
В дебютном сезоне сразу попал в быстрейшую команду. Потом перешел в доминирующий уже 6 лет Мерседес. И даже там, где был шанс что все поменяется и ему не удастся побить рекорд великого пилота, судьба сама приносит ему еще один титул.
Звание самого везучего пилота за всю историю Ф1 без сомнения принадлежит ему.
Тёмные времена для Ф1
_____________________________
И чего Вы так приложили мотористов и специалистов по ходовой? Считаете, что им талант не нужен?
По мне, так наоборот - Ф1 очень уже заигралась с аэродинамикой (отсюда и разговоры про грязный воздух и невозможность преследования соперника), которую пора бы упрощать, а не еще больше усложнять.