7 команд «Ф-1» грозят судом за тайно замятое дело о читерстве «Феррари». Но победа почти нереальна – есть лишь одна лазейка
«Ред Булл» уже заявил об ущербе в $24 миллиона.
До старта нового сезона «Формулы-1» осталось меньше десяти дней – а в соцсетях и паддоке все еще догорают споры о 2019-м. Новую волну рефлексии и негодования вызвала настоящая бомба от Международной автомобильной федерации: в последний день тестов примерно за час до финала завершающей сессии (как раз после проведения всех пресс-конференций и отъезда боссов команд) ФИА опубликовала заявление о завершении расследования по делу возможного моторного читерства «Феррари» в прошлом сезоне. Технические делегаты разбирали вопрос около шести месяцев и еще три изучали спорный мотор, конфискованный у Скудерии – и вместо вердикта закрыли вопрос тайным соглашением с командой из Маранелло.
«Подробности соглашения останутся между сторонами, – нагло декларировало официальное заявление. – ФИА и «Феррари» сошлись на ряде технических шагов, которые улучшат мониторинг всех силовых установок в «Формуле-1» в ближайшие сезоны. «Феррари» также поможет ФИА в выполнении других регуляторных обязанностей в «Формуле-1» и исследований, касающихся выбросов углерода и более экологически чистых видов топлива».
Соглашение слишком сильно напомнило досудебную сделку преступника и правосудия: Скудерия по сути ушла от возможного наказания и репутационных потерь, а взамен раскрыла проверяющему органу все свои трюки и обязалась профинансировать развитие новых видов горючего – конкуренты оценили это как завуалированный штраф в 10-20 миллионов евро.
Конечно, сам факт договора между Скудерией и ФИА не является однозначной гарантией читерства в 2019-м – все-таки команда из Маранелло просто могла найти серую зону в регламенте и крайне нагло и обширно ее использовать. Но в таком случае соглашаться на дискредитирующие сделки было бы просто странно: вариант с передачей дела в арбитраж и юридическим перетягиванием регламентного каната выглядел намного логичнее. Раз «Феррари» согласилась тайно замять дело – ей есть что скрывать.
Точно так же рассудили и семь конкурентов Скудерии: 4 марта они объединились в альянс и опубликовали одно и то же открытое письмо в адрес ФИА.
«Мы, подписавшиеся ниже команды, удивлены и шокированы заявлением, которое ФИА сделала в пятницу 28 февраля по поводу завершения расследования в отношении двигателя «Феррари», – гласит позиция «Мерседеса», «Ред Булл», «Альфа Таури», «Макларена», «Рено», «Рейсинг Пойнт» и «Уильямса». – С учетом того, что расследование, длившееся несколько месяцев, было проведено ФИА только после поступления соответствующих запросов от других команд, мы решительно не согласны с тем, что ФИА заключила соглашение с «Феррари».
В связи с этим мы публично заявляем о стремлении добиться полного и надлежащего раскрытия информации по данному вопросу, чтобы гарантировать равенство и одинаковое отношение ко всем командам со стороны органов управления.
Также мы оставляем за собой право искать юридическую защиту в компетентных судах в соответствии с правилами ФИА».
Личная реакция боссов главных конкурентов оказалась еще более грозной и показательной.
«Творится как-то бардак, – заявил Тото Вольфф в интервью Spiegel. – В поступках «Феррари» нет ничего хорошего, но ФИА повела себя в этой ситуации еще хуже».
«Такое поведение ФИА неприемлемо! – согласился с боссом «Мерседеса» советник программы «Ред Булл» Гельмут Марко в разговоре с репортером AMuS. – Мы могли бы посоветовать руководителю команды Кристиану Хорнеру подать в суд на ФИА на 24 миллиона, которые мы должны были бы получить в случае финиша на втором месте в Кубке конструкторов. Потому что мы бы получили их, если бы «Феррари» наказали надлежащим образом.
Когда мы финишируем на третьем месте вместо второго, то теряем больше десяти миллионов евро не только призовых. В наших контрактах со спонсорами есть бонусы, предусмотренные на случай определенного результата. Полагаю, у других команд похожая ситуация.
Если «Феррари» действительно жульничала, то потеря 10-20 миллионов евро – это даже слишком дешево. Более того, если теперь «Феррари» будет совместно с ФИА разрабатывать различные топливные смеси, то они еще и получат преимущество над остальными за счет этого опыта!»
Кажется, негодование конкурентов пахнет судами, многомиллионными исками и длительными веселыми разбирательствами – история далека до завершения даже несмотря на закрытие дела. Но есть ли вообще у «Мерседеса», «Ред Булл» и компании шансы на победу и компенсации?
ФИА ответила – и новое заявление вряд ли кого-то устроит
Международная автомобильная федерация выжидала и подбирала слова целый день – и вот что сочинили чиновники.
«Тщательные исследования по ходу сезона-2019 породили подозрения, что силовые установки «Феррари» не соответствовали регламенту ФИА на всех этапах. «Феррари» отвергла подозрения и утверждала, что ее силовые установки работали по правилам в течение всего сезона. ФИА не была полностью удовлетворена объяснениями, однако решила, что дальнейшие действия могут не привести к окончательному выводу из-за сложности вопроса и невозможности предоставить неопровержимые доказательства нарушений.
В соответствии со статьей 4 (II) Судебных и дисциплинарных правил ФИА приняла решение прийти к соглашению с «Феррари» об окончании расследования. Такой тип соглашения является правовым инструментом, который признается необходимым компонентом любой дисциплинарной системы и используется многими государственными структурами и спортивными федерациями для разрешения споров. Конфиденциальность соглашения регламентируется статьей 4 (VI) Судебных и дисциплинарных правил.
ФИА предпримет все необходимые меры для того, чтобы защитить спорт, а также свою роль и репутацию регулятора чемпионата мира «Формулы-1».
Что же мы узнали из ответа?
– «Феррари» не сотрудничала со следствием
– стопроцентных доказательств нарушений у ФИА так и не появилось
– подозрения все еще никуда не делись
Но намного важнее то, чего мы (и конкуренты) не узнали – федерация так и не раскрыла вообще никаких деталей сделки со Скудерией. А ведь именно этого прежде всего и требовал альянс во главе с «Мерседесом» и «Ред Булл» – следовательно, история с ответом гарантированно не закончится.
Тогда зачем же было публиковать такой документ? В чем смысл?
Судя по всему, в ФИА решили, будто главная причина недовольства – упущенный доход от спонсоров и призовых (закономерно – с учетом заявлений Марко). Поэтому чиновники просто мягко намекнули остальным на невозможность дисквалификации «Феррари» в любом случае – типа «господа, охладите траханье, прибавки все равно не будет».
Успокоит ли подобный посыл негодующих конкурентов? Совершенно точно нет. Точнее, пустой ответ даже скорее подтолкнет альянс к действиям юридического характера.
Шанс на победу в судах есть – но он исчезающе мал и основан на единственной лазейке
Для оценки возможности дожать ФИА до дисквалификации «Феррари» и/или компенсации недополученных призовых командам необходимо сперва добиться-таки разглашения деталей – причем не только самой сделки, но и расследования.
Возможно ли это? Сложный вопрос: автоспортивные чиновники как опытные бюрократы обложились пунктами из правил со всех сторон и, казалось бы, полностью защитили секреты «Феррари». Однако способ добраться до них все-таки теоретически имеется.
По объяснениям Адама Купера в колонке для Motorsport, у федерации в соответствии с Дисциплинарным кодексом и правда было право вести конфиденциальное расследование против «Феррари» вместе с закрытыми слушаниями. Но в таком случае пункт правил 8.2 предусматривает вести видео- или аудиозапись процесса, а в случае невозможности конспектировать его от руки поминутно, записывая даже отказы от ответов на вопросы. То есть как минимум предметные обсуждения предмета нарушения технического регламента у ФИА должны были остаться.
После проведения слушаний у делегатов есть три пути: передать дело в Международный Трибунал, закрыть его или прервать процедуру через заключение сделки.
Очевидно, у ФИА не было достаточно улик по части читерства для победы в суде, но и «Феррари» не смогла доказать отсутствие нарушений – судя по всему, итальянцы заняли позицию «обосновывать – ваша работа». Поэтому Скудерия точно не получила иммунитета от сделки: его по Дисциплинарному кодексу дают только за полное и добровольное сотрудничество со следствием, всевозможное сотрудничество и самостоятельную выдачу всех улик.
Попросту говоря, «Феррари» не обезопасила себя от пересмотра дела, открытия нового расследования по вновь установившимся фактам или от нового протеста. По сути соглашение в данной части вообще никак не повлияло на расклад сил.
А что же с тайной сделки?
В том же пункте 8 Дисциплинарного кодекса на этот счет есть особая оговорка.
«Ведущий следствие орган и все участники процесса обязаны соблюдать конфиденциальность в отношении третьих сторон, не имеющих отношения к расследованию».
И вот здесь как раз и кроется юридическая лазейка, которой могут воспользоваться команды!
Все из-за формулировки «не имеющих отношения к расследованию». Ведь «Ред Булл», к примеру, соревновался с «Феррари» на треке 21 гонку подряд, несколько раз уступил (потенциально) нелегальной машине и недополучил из-за этого 24 миллиона долларов призовых – можно ли назвать его всего лишь третьей стороной, не имеющей отношения к процессу? Похоже, что нет – и, должно быть, команды считают точно так же. Об этом фактически и сказано в их открытом письме – они всего лишь воспользовались правом на раскрытие информации.
Если вопрос дойдет до суда, здесь и развернется главное сражение юристов ФИА и альянса недовольных команд. Потому как при активации этого пункта федерация обязана будет рассекретить записи всех слушаний – и детали сделки с «Феррари» в том числе (как финальную часть расследования). Пункты, указанные в ответе чиновников, никак не защитят соглашение – ведь запрос пойдет с другой стороны.
Хитрый политический ход?
Главная ирония заключается в том, что Дисциплинарный кодекс на самом деле даже не обязывает ФИА публично оглашать о заключенной сделке. Выходит, если бы чиновники и правда захотели оставить дело в тайне – им бы вряд ли что-то могло помешать, и мы бы не обсуждали его сейчас. Но они пошли на раскрытие договора, которым явно и сами не очень-то довольны – вероятно, чтобы заставить команды возмутиться, воспользоваться через суд правом ознакомиться с деталями слушаний, узнать результаты проверок мотора и помочь делегатам с объяснениями, было ли все же читерство или нет.
Я не поклонник конспирологии, но версия выглядит очень даже логично: ФИА осознает собственное бессилие в вопросе неоспоримого доказательства (все-таки гибридная силовая установка «Формулы-1» – сверхсложная штука, а технических и денежных ресурсов у федерации в разы меньше, чем у крупнейшей и богатейшей команды), идет на выгодную для себя сделку с пониманием грядущего взрыва среди конкурентов – и ждет действий и помощи от них.
Все-таки не стоит забывать: история началась с подачи протеста от «Ред Булл» – именно они впервые подробно описали возможную схему обмана топливных датчиков и нелегального повышения мощности двигателя Скудерии. До того момента технические делегаты раз за разом рапортовали об отсутствии нарушений, а в паддоке ходили слухи, будто схема «Феррари» слишком сложна даже для лучших инспекторов ФИА.
Пока же ясно лишь одно: дело гарантировано затянется. 2020-й будет очень веселым.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Формула-1» прямо сейчас!
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Clive Mason, Dan Istitene
Теперь отомстит то он отомстит, но бан то это не отменит.
А ведь многое может это решение подвинуть. Например, для того же Мерседеса информацию по признанию легальными подвески и режима вечеринки тоже вряд ли хотелось бы озвучивать, там 6 титулов на кону.
из всего сделаем вывод, что Тото и Марко живут вместе и практикуют горячее траханье, а Бинотто - апостол Павел. ну и Феррари ничего не нарушали, весь сыр-бор - ради третьего сезона на Нетфликсе.