Коронавирус сломал старт MotoGP, но «Ф-1» не сдается: Гран-при Австралии состоится, Вьетнам успешно сдерживает заразу
Трудности лишь на бирже.
К ежедневным утренним ритуалам вроде умывания или распития кофе с недавних пор добавился еще один: чтение новостей о коронавирусе. Поначалу информация о болезнях воспринималась с чувством легкой тревоги, но затем включился спортивный интерес – сколько человек заразилось за прошедший день, на каком месте та или иная страна в жутковатом рейтинге и от кого сегодня будут шарахаться люди в популярных туристических местах.
Если вы вдруг не в курсе – несмотря на жесткие карантинные меры, суровые внутренние блокпосты и закрытие внешних границ Китай все же не удержал вирус в себе. Заразу хлебнули как в остальных странах Азии (особенно в Корее и Японии), так и на других континентах. В последние дни неприятные истории полетели из Европы: рвануло в Италии (заболело более 1000 человек), возможны вспышки во Франции и Испании, а в Германии вирусологи рано или поздно ожидают заражения 60-70 процентов населения страны.
Вирус затронул не только здоровье человечества, но также мировую экономику: началось падение производства, под ударом оказались целые отрасли сферы услуг, в некоторых странах одно за другим отменяют массовые развлекательные и спортивные мероприятия.
Мотогонки под угрозой
Наиболее уязвимы сейчас глобальные виды спорта, в частности – гоночные чемпионаты вроде «Формулы-1», «Формулы E» и MotoGP. Однако у каждой серии специфичные черты, разные статусы и календари – все это влияет на решения промоутеров проводить соревнования. Общих шаблонов действий фактически нет, даже если две серии захотят поехать в одну и ту же страну примерно в одно время, и потому в похожих на первый взгляд ситуациях организаторы могут принимать разные решения. Сериал о коронавирусе и гонках будет идти еще очень долго.
Пока на три серии приходится четыре отмененных/перенесенных этапа – «Формула-1» и «Формула E» не смогут посетить Шанхай и Хайнань, а MotoGP не прилетит в Катар и Таиланд. С соревнованиями в Китае все давно понятно, но почему отменили первые Гран-при мотогонок?
Причина в резком росте числа заболевших в Италии в течение прошлой недели. Многие государства отреагировали на новость прекращением воздушных сообщений с Апеннинским полуостровом или введением 14-дневного карантина для прибывающих из «опасных» мест. Поскольку половина команд MotoGP базируется именно в Италии, а их персонал невозможно отправить на карантин не только до первой гонки сезона, но и до второй, катарцы и тайцы и решились на радикальные меры. К слову, молодежные этапы Moto2 и Moto3 на арабской трассе «Лосайл» состоятся по расписанию – из-за того, что коллективы прибыли на трек заранее (на предсезонные тесты).
Теперь старт сезона перенесен на 5 апреля (первая гонка должна пройти в США), но не исключены и другие изменения в календаре чемпионата. Чтобы этого не случилось, необходимо в ближайшие недели разобраться хотя бы с одной проблемой: или в Италии сумеют остановить рост заболеваемости и восстановят привычное сообщение с другими государствами (вряд ли), или мотогоночный промоутер «Дорна» выбьет какие-то послабления (например, особые разрешения на посещение стран сотрудниками итальянских команд или сокращение карантина до более приемлемых сроков).
Если ни в одной из областей не будет успехов, в MotoGP начнется ад – из-за плотного расписания придется исключать из календаря Гран-при с близкими датами, чтобы персонал успевал проходить карантин, и проводить всего по одной-две гонки в месяц (когда при этом сотрудники будут возвращаться домой – неизвестно).
«Формула-1» пока держится
Не считая переноса на неопределенный срок Гран-при Китая (его все еще надеются провести хотя бы осенью, хотя наверняка ничего не выйдет), у главной мировой гоночной серии сопротивляемость коронавирусу оказалась выше, чем у MotoGP – в воскресенье вечером организаторы Гран-при Австралии дали добро на проведение собственной гонки, проигнорировав общемировую тенденцию по отношению к гостям из Италии.
Возможно, дело в том, что в «Ф-1» выступают всего две команды под зелено-бело-красным флагом (одна из них – «Феррари»), и уследить за ними (а при необходимости и изолировать) – проще, чем за половиной паддока MotoGP.
Впрочем, не исключено, что дело в самом статусе «Формулы-1» и дорогом контракте на проведение Гран-при. Отменить этап без согласия промоутера серии «Либерти Медиа», Международной автомобильной федерации (ФИА), а также без глобального апокалипсиса (коронавирус им еще не стал) и при этом не нарваться на гигантскую неустойку не сможет ни один организатор. А о том, чтобы пустить к себе всю «Формулу-1», кроме «Феррари» (и «Альфа Таури»), речи вообще быть не могло.
Так что даже если в Мельбурне и опасаются европейских гостей, выхода у них по сути нет – «Формула-1» будет цепляться за каждую гонку и постарается провести все этапы, пока это не будет противоречить здравому смыслу.
Говорят, что наибольшие опасения в паддоке связаны с Гран-при Вьетнама, который состоится через месяц (5 апреля) в Ханое. Ведь эта азиатская страна напрямую граничит с Китаем, а также поддерживает с ним очень тесные торговые отношения. Подобная близость должна была чуть ли не автоматически превратить Вьетнам в одного из лидеров по числу зараженных людей коронавирусом, однако в реальности местное правительство одним из первых в мире закрыло въезд гражданам Китая на свою территорию, а также ввело жесткий карантин в северных приграничных поселках.
Меры оказались эффективными: если верить официальной статистике, за все время во Вьетнаме коронавирусом заразилось лишь 16 человек, но все они излечились (к слову, эти строки набраны как раз в одном из городов азиатской страны – в отличие от последних дней января, когда местные жители были немного возбуждены новостями о коронавирусе, сейчас здесь царит полное спокойствие). С точки зрения здоровья приезжих, первому в истории Гран-при Вьетнама пока ничего не угрожает.
Финансовые показатели
В связи со вспышкой заболеваемости в Италии, отсутствием всеобщего доверия к гонке в Ханое, а также глобальным статусом всей «Формулы-1» в понедельник акции Formula One Group на NASDAQ упали в стоимости с 46 до 38 доллара за акцию. Это можно было бы назвать очень плохим событием, однако сейчас в мире сложно найти крупные компании, которым удается расти.
Биржевые показатели, как правило, связаны с ожиданиями и верой в способности корпораций сохранять устойчивость в периоды неопределенности. Ни «Ф-1», ни кто-то еще сейчас ничего не может гарантировать, хотя стоит отметить, что после объявления промоутеров Гран-при Австралии акции «Ф-1» подросли на 1 доллар.
Важнее другое – благополучие «Формулы-1» по-прежнему сильно зависит от телевизионного зрительского интереса. И главным фактором, влияющим на стоимость гоночной серии, остается спортивная борьба. Если «Феррари» и «Ред Булл» с первой гонки будут успешно бороться с «Мерседесом», то разговоры о вирусе и финансовых проблемах тут же уступят место более важным историям.
Карта влияния коронавируса на спорт. К сожалению, она обновляется
Фото: Gettyimages.ru/Catherine Ivill, Mirco Lazzari gp, Mark Thompson, Thananuwat Srirasant
Делайте все, что нужно для обеспечения безопасности людей. Нужно отменить этап(ы) - отменяйте. Человеческая жизнь - единственная неделимая величина в мире!
В Феррари слегка напряглись.