7 мин.

Инновационный руль «Мерседес» для «Ф-1» полностью легален, несмотря на возражения конкурентов. Юридически его невозможно запретить

Протесты не помогут.

Главной темой первых тестов «Формулы-1» 2020 года стала сенсационная и скандальная хитрая инновация «Мерседеса» под названием DAS – дейвайс, позволяющий менять угол наклона и развал-схождение колес путем толчка или вытягивания руля.

Заглушка

Здесь мы подробно разобрали, как она работает, какие преимущества дает (увеличение скорости на прямых, дополнительная опция контроля на нагревом передних шин, вариативность настройки), а также зачем вообще система двухосного управления потребовалась «Мерседесу».

«Мерседес» снова хакнул правила «Ф-1» – на этот раз рулевым управлением. Уникальная инновация для скорости на прямых

Реакция главных конкурентов из «Ред Булл» оказалась предсказуемой: советник гоночной программы австрийцев Гельмут Марко сразу же выразил сомнения в законности DAS.

«Если вы активным образом изменяете развал-схождение, меняется площадь контакта шин с асфальтом. Следовательно, высота просвета между машиной и поверхностью трассы также меняется, пусть и очень ненамного. Это запрещено, потому что такая концепция имеет сходство с принципом активной подвески, использовать которую нельзя» – заключил доктор Марко.

«Мне трудно понять, как это может быть легально, – уточнил главный конструктор «Ред Булл» Эдриан Ньюи. – Ведь гонщик при задействовании системы не задает машине направление движения».

Однако Международная автомобильная федерация практически сразу развеяла все сомнения, объявив DAS абсолютно легальной и полностью соответствующей правилам. И новость вызвала шквал негодования и стенаний у фанатов.

Главная тема тестов «Ф-1» – хитрый руль «Мерседеса». Фанаты шутят и негодуют, а чемпионы издеваются в ответ

Но если абстрагироваться от эмоциональной составляющей скандала (ее как раз можно понять: команда, выигравшая шесть последних титулов подряд, выкатывает очередную хитрую инновацию – приятного просмотра нового сезона) и подойти к вопросу логически, станет ясно: ФИА никак не может забанить новинку в рамках действующего регламента. Юридически подобную операция практически не провернуть. Давайте разбираться.

Активный аэродинамический элемент?

При задействовании DAS в болиде меняют положение только колеса, которые на самом деле ну никак нельзя назвать «аэродинамическими элементами»: на них нет деталей обвеса, они у всех одинаковые и в принципе не предназначены как средства гененирования прижимной силы – то есть не выполняют аэродинамических функций.

Да, у тормозных воздуховодов обычно есть мелкие закрылки и рассекатели, но доказать пользу системы в смысле прокачки этого аэродинамического пакета будет очень сложно – и преимущество (если оно и есть) окажется практически неразличимым. К тому же, в случае раскручивания ситуации в данную сторону «Мерседесу» достаточно будет снять все закрылки, чтобы завести протест в тупик.

Также положение может менять сам пилон, двигающий колесо – но он точно так же смешается и при повороте руля, управляя колесом в виражах. Даже если придумать ему ключевой аэродинамический смысла (а для задействования этого правила нужно, чтобы аэродинамическое назначение превалировало над всеми остальными), его можно считать выведенным из-под этого пункта правил.

Элемент активной подвески?

То самое, на что упирает Гельмут Марко: раз смещается дорожный просвет, то система нелегальна как часть запрещенной еще в 90-х автоматической смены пространства между днищем и асфальтом.

Здесь все немного ближе к возможному бану, но все равно-таки прежде всего пункт правил 10.2.1 и 10.2.2 запрещает гидравлические или электрические помощники, а также создавать дополнительные степени свобод для центра колес. Система DAS же явно механическая (или легко может стать таковой), а никаких дополнительных степеней свобод не появляется, поскольку колеса двигаются исключительно предназначенным первоначальной конструкцией образом – поворотом на определенный градус. Формально рулем колеса можно повернуть на тот же градус – так что здесь все чисто.

Пункт 10.2.3 посерьезнее: он напрямую запрещает внесение изменений в настройки подвески, пока машина в движении. Это сложный момент: с одной стороны, какие-то детали и правда меняют положение, двигая колеса. Здесь все зависит от того, что ФИА считает данными или деталями подвески – и здесь на помощь приходит пункт 34.1 о «закрытом парке». В соответствии с ним представитель каждой команды обязан предоставить данные о настройке подвески перед квалификацией по обоим болидам и гарантировать их неизменность.

Однако входит ли в список нужных данных угол между осью машины и колесом или угол наклона колеса? По свидетельству испанского журналиста Алберто Фабреги, работающего в паддоке «Формулы-1», ФИА никогда не требовала у команд эти настройки – а значит, их можно менять по своему усмотрению.

Заглушка

Таким образом вопрос о работе DAS попадает под пункт 10.4 «Рулевое управление». И там главное правило запрещает лишь менять направление движения более чем двух колес – судя по всему, здесь никакой опасности запрета нет. Про количество осей, по которым колеса могут двигаться, в правилах ничего не сказано.

Повышающий опасность элемент?

Также у ФИА есть право забанить абсолютно любую соответствующую регламенту инновацию, если она представляет угрозу для гонщиков в случае аварии. На этот вопрос обратили внимание многие болельщики – однако делегат Международной автомобильной федерации поделился с изданием Auto Motor und Sport информацией насчет надежности конструкции носовой части «Мерседеса». По словам инсайдера, чемпионы добавили надежные системы защиты на случай непредвиденных ситуаций и отказа системы и прошли все обязательные крэш-тесты – более того, именно рулевая колонка с W11 показала себя самой надежной в паддоке.

И в данном аспекте нельзя приплести политику: у крэш-тестов ФИА существуют весьма объективные показатели, на которые нельзя закрыть глаза. Политическое решение об игнорировании проваленных испытаний всего через полгода после гибели Антуана Юбера невозможно представить – иначе на машины не ставили бы гало с редкостной маниакальностью.

Деталь, идущая вразрез с духом правил?

На самом деле у ФИА оставалась еще одна лазейка, теоретически позволявшая запретить DAS: в соответствии с пунктом 2.5 у делегатов есть право бана технологий, не предусмотренных регламентом. Однако для его активации необходимо согласие Технического совета «Формулы-1», куда входят представители всех команд: то есть федерации требуется согласие каждого конкурента «Мерседеса».

Но даже в этом случае запрет вступит в силу только после финального Гран-при сезона (хоть и с публикацией всех технической документации по новинке).

Но ведь DAS все равно запретят в 2021-м, почему не сейчас?

Инновация «Мерседеса» и правда будет нелегальной в следующем сезоне – но совсем не потому, что ФИА сейчас так решила. Просто в новом регламенте предусмотрели оговорку об «определенных движениях колеса по одной оси», косвенно запретив любые системы вроде DAS. В действующем регламенте такой оговорки нет – здесь и заключается проблема. И поменять правила на ходу просто так нельзя.

Неужели ничего нельзя сделать?

Юридически «Формула-1» попала в тупик – у федерации остается лишь право выпустить дополнительную директиву, уточняющую определенные пункты регламента для запрета подобных вещей. Но обычно директивы основываются на положениях регламента, углубляют и расширяют их, а не вносят внезапные и довольно сильные изменения.

Если ФИА решит пойти по этому пути – то как раз и создаст политическое решение, которое можно будет оспорить в суде.

Конкурентам остается только смириться и продолжать работу над собственными инновациями.

Новый шедевр от «Мерседеса»: чемпионы «Ф-1» все-таки скопировали ключевую инновацию «Феррари» – но сделали ее еще лучше

Cередняк «Формулы-1» привез на тесты точную копию чемпионского «Мерседеса». Слишком много сходств в деталях

Все болиды для 2020-го выехали на трек: в «Ф-1» начались тесты. Каждая машина – красотка, но с двумя фанатов обманули

Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson; globallookpress.com/Lm/Keystone Press Agency; REUTERS/Albert Gea

Да-с65%Льюис Хэмилтон
Ну что вы, еще рано говорить35%Феррари