«Скажите мне, когда позвонит Феррари». Уникальные истории из жизни Ники Лауды
Он обманул самого «Коммендаторе».
Ники Лауда умер в 2019 году. Для мира автоспорта это была настоящая трагедия, ведь австриец – яркий пример настоящего пилота, пример того, каким должен быть гонщик: дерзким, расчетливым, мужественным.
В тексте представлены самые интересные отрывки из интервью Ники Лауды, которое доступно на F1 TV. Но так как не все ладят с английским и не все готовы платить (а это платный сервис), то вот материал, в котором можно прочитать все самое лучшее из разговора с 3-кратным чемпионом.
Проблемы со спонсорами
Выступления за команду «Марч», где Лауда начал свой путь в «Формуле-1», не особо радовали австрийского пилота. В отчаянии он взял новый кредит и решил купить себе место в другом коллективе – «БРМ». Однако, как оказалось, тогда все было не так просто. Ники выкручивался, как мог.
«Льюис Стэнли прилетел в Вену и попросил моего нового спонсора, менеджера банка, прийти со мной на встречу. Мы приехали в венский аэропорт, начались переговоры. Я сказал: «Это мой спонсор». Он им не оказался противен, что хорошо. Лучше всего в этой ситуации было то, что тот менеджер банка не говорил хорошо по-английски. В общем, что бы я ни переводил, я всегда был уверен, что они не будут до конца понимать, когда получат первую часть денег. Для меня же главным было то, что я поеду в «Ф-1», покажу результат, а уже потом заплачу в мае за первую часть сезона.
Надо сказать, я неплохо справился, выступая за «БРМ». К примеру, в Монте-Карло я ехал на третьей позиции. Но я еще не заплатил тогда, потому что оплата должна была быть как раз после Монако. В той гонке я снова сошел, потому что, к сожалению, машина была слабой. Затем мистер Стэнли позвал меня в отель вечером, в воскресенье, и сказал мне: «Я знаю, что у тебя есть кое-какие проблемы со спонсорами. Почему бы нам не подписать тебя как основного пилота, без спонсоров». Контракт был рассчитан на два года. Я был так счастлив, что в конце концов я сделал свою работу, как надо, и обеспечил себе место в «Формуле-1».
Контракт с «Феррари»
Талант Лауды был замечен в «Формуле-1» самим Энцо Феррари. Как итог, австриец оказался в самой легендарной команде автоспорта. Он не мог не рассказать подробнее об этом.
«У нас была такая шутка: перед гонками я говорил: «Скажите мне, когда позвонит Феррари». В понедельник они пришли ко мне и сказали: «Звонил Феррари. Вот номер, перезвони ему». Я позвонил ему, ответил Монтедземоло, который был тогда частью руководства команды. Я должен был успокоиться: «Мистер Феррари хочет меня видеть». Ответ был краток: «Запрыгивай в машину и встреться с мистером Феррари, он тебя ждет». История оказалась недлинной. Феррари сказал:
- Я хочу, чтобы ты выступал за нас.
- Вчера я подписал контракт с «БРМ». Я не думаю, что я могу что-то сделать.
- Позволь мне решить этот вопрос. Я договорюсь с «БРМ», не переживай.
И он все решил. Так я подписал контракт с «Феррари».
Спор с Энцо Феррари
Лауда столкнулся с трудностями, лишь впервые сев за руль красного болида. Он был очень недоволен машиной, что вызвало интерес у Энцо.
«После сезона я приехал на первые тесты во Фьорано. У машины была плохая поворачиваемость, она не входила нормально в повороты, не было тяги – болид попросту не работал. Я остановился, там стоял пожилой человек Гэри, главный инженер, важная персона. Я вылез из машины. Я тогда не говорил по-итальянски. Пьеро, его сын, должен был перевести мои слова. Я сказал, что машина ужасна, что она плохая и вообще не работает. Пьеро сказал, что не может передать эти слова отцу, Я сказал, что он должен, потому что она ужасна. Он сказал ему. Тому это не понравилось, ведь «Феррари» для них – это нечто особенное. Затем он, инженер, меня спросил: «Что же нам сделать, чтобы машина стала быстрее?» Я ответил: «Я не знаю, я не инженер, но вы должны улучшить поворачиваемость». Он был уже третий год в «Ф-1», а машина была так ужасна. Они его пригласили, чтобы тот сделал чемпионскую машину. Я сел поговорить с Гэри, чтобы объяснить, что не так. Затем он сделал первые изменения.
Феррари тогда сказал: «Если ты избавишься от проблем с поворачиваемостью, насколько быстрее ты поедешь?» Я ответил: «На 0,3, без проблем». Он сказал: «Хорошо. Если ты не сможешь проехать на 0,3 быстрее, тогда у тебя будут проблемы со мной». Так он мне сказал. Все стояли вокруг него и были напуганы. Я нет. Я знал, какая поворачиваемость была мне нужна. Гэри изменил машину, ее настройки, доработал подвеску, не знаю, что он там еще сделал. И, как я помню, через неделю были новые тесты. Я был на 0,5 быстрее. Это улучшило мои отношения с Феррари. Мы стали ближе, лучше общаться. Он верил, что я могу направить инженеров в нужное русло и добиться успеха».
Пример невероятной силы духа
После легендарной аварии 1976 года Лауде, как известно, было очень тяжело. Ники был близок к смерти, о чем ему говорили сами доктора. Но австриец не был готов сдаться. Отсюда и начинается невероятная история его восстановления.
«Все, что у меня оставалось - это мой мозг. Тело было чуть ли не мертвым, но мозг все еще работал. Я убеждал себя в лучшем исходе, говорил себе в мыслях: «Будь бодр, не засыпай, потому что иначе ты умрешь. Слушай все, что происходит вокруг и давай, давай, поднажми!» Это была моя идея. И это работало. Через 2-3 дня главной проблемой уже оставались мои поврежденные легкие.
Когда я был выписан из больницы через 43 дня, по-моему, я отправился домой на пару дней и думал, возвращаться в гонки или нет. Я всегда знал, каким опасным делом занимаюсь, потому что каждый год кто-то погибал. Я сказал себе: «Я все еще жив. Слава Богу! Так что, конечно, я вернусь. Это часть моей работы и жизни в целом». Затем я снова сказал самому себе: «Сейчас я хочу посмотреть, как ты сможешь побороть страх, справиться с этой аварией». Это был некий вызов для меня. «Я попробую. Я возьму и попробую».
Затем я отправился во Фьорано, спросил Феррари, могу ли я заняться тестами болида, чтобы посмотреть, как я себя чувствую, потому что кровь текла прямо из моей головы, окрашивая балаклаву в красный цвет. Когда я ехал, я чувствовал страх, боль, меня спрашивали, как я буду пилотировать с такими травмами. Во Фьорано я был во вторник-четверг, на неделе, когда должна была пройти гонка в Монце, и тогда я решил: «Да, я попробую». Затем Феррари сказал мне:
- Зайди в мой офис. Садись. Ты уверен?
- Да, уверен.
- Почему? Ведь если мы не поедем в Монце и проиграем чемпионат, тогда это хотя бы будет выглядеть лучше.
- Не-не-не. Я хочу поехать в Монце, потому что я хочу гоняться. У меня контракт.
В четверг я приехал в Монцу. Неожиданно они решили, что мне нужен медицинский осмотр. Но я уже его проходил в Австрии, и у меня были все бумаги, которые доказывали, что я могу ехать. Они реально надоели мне со всем этим. Я ощущал огромное давление. СМИ меня ждали, журналисты уже сидели, это было ужасно. Я был слаб, хотел уйти, так ко мне еще и относились не лучшим образом. Затем, на следующий день, началась практика. Я все еще ощущал давление. На второй передаче я ощутил страх и остановил машину. Гэри спросил: «Какого черта происходит?» Я сказал: «Дайте мне время». Я не мог справиться с этим. Я вышел из машины, отправился в отель и думал: «Почему сейчас? Во Фьорано все было более менее, а здесь… В чем причина?»
Ушло какое-то время, чтобы все это обдумать. Затем я сказал себе: «Это моя вина. Я слишком многого от себя требую, чтобы выступать на высшем уровне. Отправься туда в субботу и поезжай так, будто это тесты». Это была моя новая программа. Я приехал в субботу и сказал команде: «Я не хочу знать никакого времени, ничего. Я даже не хочу видеть своего времени. Просто дайте мне проехать». Я постарался отвлечься от всего давления и просто поехал, будто уже воскресенье. Быстрее и быстрее. Без всякого давления. Это была суббота. Пятницу я пропустил. Я вышел из машины, чувствовал себя неплохо, посмотрел на время. Лучшее время у «Феррари». «Ууу, - я сказал. – Как интересно». Я снова почувствовал уверенность.
И вот начало гонки. Никто мне не сказал, что старт будет начинаться по сигналу светофора. Я смотрю и не вижу парня с флагом. Вдруг все рванули с места. Затем гляжу: «Ууу, да там же зеленый свет». Затем я снова почувствовал страх: машина начала трястись. Это было опасно, плохо. Были все условия, которые не нужны. И все же я продолжал ехать. И финишировал 4-м или 5-м, не помню. (Ники финишировал 4-м – прим.). Я сделал это. Вот так».
Как обман и талант спасли Лауду
После сезона-1976 в Скудерии сомневались в способности Лауды продолжать выступать на высоком уровне, поэтому итальянцы подписали нового пилота, аргентинца Карлоса Ройтемана. Ники тогда был зол.
«Я спросил инженеров:
- Когда следующие тесты?
- В Поль-Рикаре.
- Кто пилот?
- Ройтеман.
- Ройтеман?
Я отправился в офис Феррари и спросил: «Что происходит?». Он сказал: «Да, ты неплохо ездил во Фьорано, но теперь есть Ройтеман. Он номер один. Он отвечает за развитие машины, и именно он будет тестировать машину в Поль-Рикаре, а не ты». Я сказал: «Больше не уверены во мне?» Он думал, что со мной все, потому что проигрыш в чемпионате и авария – вот это вот все. Это было его решение. В общем, я сказал: «Ладно». Я вышел из офиса, потом вернулся и сказал: «Я перехожу в другую команду». Он спросил:
- Куда?
- «Макларен», - но это была неправда. - Собственно, по моему контракту я могу быть первым номером. А теперь вы говорите мне обратное. В общем, вот мой контракт, я ухожу в «Макларен», потому что вы нарушаете наш договор.
Он выставил меня за дверь, начались разговоры, они обсудили все детали. Затем он позвал меня к себе и сказал: «Хорошо. Ты прав. Собирайся и отправляйся в Поль-Рикар, но ты примешь участие только в последнем дне». Все законно. Только последний день. Хорошо.
Это были тупые тесты тормозов. В первый день он сидел там, наблюдая за тем, как Ройтеман пилотировал мою машину. Затем я сел в машину, проехал три круга, проверил состояние болида, мне поменяли переднее крыло, дали новый комплект шин, двигатель был изношен, как и коробка передач. Вот. Я снова выехал. Было прохладное утро. На 0,6 быстрее лучшего времени Ройтемана за все его несколько дней.
И вот они все подошли ко мне: «Что мы можем еще сделать? Может, что-то с сиденьем?» Я спросил: «Что вы имеете в виду? Нет, я с тестами закончил, потому что если вы продолжите работать с ним, то вы пойдете по неправильному пути. Но я не сделаю ничего более, пока мы не уладим ситуацию». Я вернулся домой. На следующий день мне звонит Феррари:
- Прости, прости, прости. Ты ответственен за разработку болида.
- Не Ройтеман, я?
- Да, ты. Следующие тесты будут здесь, и ты наш первый пилот.
- Ладно.
Источник: F1 TV
Спасибо за отличный пост.
Есть вопрос: у вас тут ссылка на F1 TV, есть к нему доступ?