Хитрая математика. Сезон-2010. Часть 1
2010 год. Считаем потерянные очки пилотами 5 лучших команд чемпионата в первой четверти сезона. В целом, материал довольно большой, память у меня плохая, а полную информацию найти не всегда удается, так что жду от вас конструктивных уточнений по анализу :)
Гран-при Бахрейна
1. Себастьян Феттель (4-е место) - потеря 13 очков. В те далекие времена самовоз Ньюи уже был самовозом, но довольно часто странным образом ломался. Очевидно, что технические проблемы стоили Себу победы.
2. Марк Уэббер (8-е место) - потеря 11 очков. Марк неудачно провел 3-ю часть квалификации, а затем на старте уступил еще 2 позиции. Гыгы. Примем за максимум австралийца 3-е место, и все потерянные очки идут в минус гонщику.
3. Льюис Хэмилтон (3-е место) - максимум. Учитывая то, что в данной гонке "Макларен" был 3-й по силе машиной, подиум - это несомненный успех Льюиса.
4. Дженсон Баттон (7-е место) - максимум :) 3-й машиной "Макларен" был именно в гонке, в квалификации Хэм выпрыгнул из штанов, чтобы показать свой результат. Дженс весь уик-енд проигрывал напранику до полусекунды, так что стартовать повыше он не мог (тому же Шумахеру он уступил во всех 3-х сегментах). Ну а поскольку обгоны и Бахрейн - это не очень совместимые понятия, то ругать Баттона за улучшение лишь 1-й позиции было бы неправильно.
5. Фернандо Алонсо (1-е место) - максимум. Неудачно провел квалификацию, но в гонке сделал все правильно, и воздалось.
6. Фелипе Масса (2-е место) - максимум. Нет, пропускать Алонсо на старте, конечно, не стоило, но.. :)
7. Нико Росберг (5-е место) - максимум. Все хорошо, но уныло.
8. Михаэль Шумахер (6-е место) - максимум. Те же яйца.
9. Роберт Кубица (11-е место) - потеря 2 очка. В общем, Роберт и Адриан поступили нехорошо, найдя друг друга в первом повороте. Гнобим естественно гонщика, а не команду.
10 .Виталий Петров (сошел) - потеря 1 очко. Вообще говоря, Виталя здесь находится только его наличия в анализе 2011-го :) Из патриотических соображений допустим возможность того, что Петров мог справиться с Баррикелло и занять 10-е место. В любом случае, болид был против методов россиянина и сломался.
где НО - набранные очки; ПОВК - потерянные очки по вине команды; П1 - потенциал с учетом ПОВК; ПОВП - потерянные очки по вине пилота; П2 - потенциал с учетом всех потерь.
Гран-при Австралии
1. Себастьян Феттель (сошел) - потеря 25 очков. В те далекие времена самовоз Ньюи уже был самовозом, но довольно часто странным образом ломался. Очевидно, что технические проблемы стоили Себу победы. ^____^
2. Марк Уэббер (9-е место) - потеря 23 очка. Марк делал всё не так: неудачно стартовал, поздно перешел на слики, неудачно оборонялся (от Хэма), неудачно атаковал (в основном, его же), лишний пит-стоп опять же провел. Вину за потерянные очки между гонщиком и командой разделим в отношении примерно 1 к 2, все же ошибки в стратегии оказались решающими.
3. Льюис Хэмилтон (6-е место) - потеря 10 очков. Льюиса следует поругать за неудачную квалификацию (не попал в 3-й сегмент), но он сумел-таки прорваться на 3-ю позицию. Так что на счет гонщика запишем только 3 очка, остальные 7 уходят команде за не самую лучшую тактику.
4. Дженсон Баттон (1-е место) - максимум. Он знал.
5. Фернандо Алонсо (4-е место) - максимум. В столкновении в первом повороте Фернандо не виноват, а в дальнешйем ни он, ни команда никаких ошибок не совершили.
6. Фелипе Масса (3-е место) - потеря 3 очка. Решающим для Массы оказался пит-стоп, на котором он пропустил Кубицу и Росберга. Нико потом заехал, а вот Роберт так и остался впереди. Щелбан механикам.
7. Нико Росберг (5-е место) - потеря 5 очков. Если бы не лишний пит-стоп, Нико смог бы заехать на подиум. А так ему еще повезло, что Уэббер несмотря ни на что решил обогнать Хэмилтона.
8. Михаэль Шумахер (10-е место) - потеря 3 очка. Михаэлю, как и Фернандо, не повезло на старте, но ему в отличие от гонщика "Феррари" оптимального результата добиться не удалось. Медленные пит-стопы, нелучшая тактика, а так финишировать за Лиуции было вполне реально.
9. Роберт Кубица (2-е место) - максимум. Благодаря высокой максимальной скорости болида "Рено" Роберт смог сдержать атаки Хэмилтона, остальное было делом техники. Отметим хорошую работу механиков команды, позволивших опередить на пит-стопе Массу.
10 .Виталий Петров (сошел) - потеря 6 очков. Виталя после всех пит-стопов оказывался впереди группы Лиуцци, следовательно, из-за своей ошибки гонщик упустил шанс занять 7-е место, т.е потерял 6 очков.
где НО - набранные очки; ПОВК - потерянные очки по вине команды; П1 - потенциал с учетом ПОВК; ПОВП - потерянные очки по вине пилота; П2 - потенциал с учетом всех потерь.
Гран-при Малайзии
1. Себастьян Феттель (1-е место) - максимум. Себ проиграл хаотичную квалификацию, но сумел реабилитироваться в гонке, выиграв старт и уверенно доведя дело до победы.
2. Марк Уэббер (2-е место) - потеря 7 очков. Опять проигранный старт, затем всю гонку ехал за напарником, но без каких-либо шансов. Марк стабилен.
3. Льюис Хэмилтон (6-е место) - потеря 7 очков. Если бы не 20-е место на старте, Льюис мог бы побороться за подиум. Но в "Макларене" решили, что дождя не будет. "Впрочем, не только в Макларене".
4. Дженсон Баттон (8-е место) - потеря 8 очков. В отличие от ситуации с Хэмилтоном, потерянные очки здесь разделим поровну между гонщиком и командой., поскольку кроме ошибки с моментом выезда в первой части квалификации случились вылет на круге возвращения и неудачное начало гонки, в результате чего Дженс оказался позади своего напарника и пилотов "Феррари".
5. Фернандо Алонсо (сошел) - потеря 12 очков. Возьмем за предел "красных" в этой гонке 4-е место и все очки запишем на команду.
6. Фелипе Масса (7-е место) - потеря 6 очков. То же самое, что и для предыдущего оратора, только Фелипе все-таки добрался до финиша, потому и потеря меньше.
7. Нико Росберг (3-е место) - максимум. Лучше было нельзя. Хуже (с учетом наличия непроходимого для соперников Сутиля) тоже.
8. Михаэль Шумахер (сошел) - потеря 8 очков. На момент схода Михаэль находился на 6-м месте, условно примем этот результат за максимум. Разумеется, тут гонщик также не при чем.
9. Роберт Кубица (4-е место) - максимум.
10 .Виталий Петров (сошел) - максимум. Да, опять подвела техника, но шансов набрать очки у Петрова почти не было.
где НО - набранные очки; ПОВК - потерянные очки по вине команды; П1 - потенциал с учетом ПОВК; ПОВП - потерянные очки по вине пилота; П2 - потенциал с учетом всех потерь.
Гран-при Китая
1. Себастьян Феттель (6-е место) - потеря 17 очков. Себ стартовал с поула, болид вполне позволял ехать быстро, так что здесь имеет смысл говорить об упущенной победе. Основную часть потерянных очков (13) запишем на команду, Феттеля же покараем за неудачный рестарт на 26-м круге. Пропускать Алонсо, а потом сидеть за ним вплоть до пит-стопа не стоило - как итог, 4 потерянных очка - это разница между итоговыми местами Себастьяна и Фернандо.
2. Марк Уэббер (8-е место) - потеря 11 очков. А вот темп Марка в концовке гонки оказался слишком низким, поэтому для него приму за максимум 3-е место. Из вредности запишу 2 потерянных очка на счет Уэббера, все-таки убивать резину до такой степени, что мимо тебя проносится Петров, нехорошо.
3. Льюис Хэмилтон (2-е место) - максимум. Льюис стартовал позади Дженсона, позади него и приехал. Поскольку обгонять из-за более высокой скорости на прямых Хэму было проще, чем другим гонщикам, выбравшим неверную тактику, то потеря позиций оказалась некритичной, а потери времени не произошло из-за пейс-каров. Так что результат Льюиса оптимален.
4. Дженсон Баттон (1-е место) - максимум. Он снова знал.
5. Фернандо Алонсо (4-е место) - потеря 13 очков. Фернандо стартовал впереди Баттона, при этом темп "Феррари" был ничем не хуже темпа "Макларена". Своим фальстартом Алонсо упустил победу (7 очков - гонщику), а неверным переходом на дождевую резину - подиум (еще 6 очков - команде).
6. Фелипе Масса (9-е место) - потеря 6 очков. Фелипе всю гонку за кем-нибудь ехал, так что оценить его потенциал, угадай команда с тактикой, очень сложно. Условно примем за максимум 6-е место и добавим команде еще 6 потерянных очков.
7. Нико Росберг (3-е место) - максимум. Нико довольно уныло уступил лидерство Баттону, фактически пропустив соперника без борьбы, но это не повод снимать с него очки. Подиум для "Мерседеса" - тоже здорово.
8. Михаэль Шумахер (10-е место) - потеря 7очков. У Михаэля темп был, конечно, ни к черту. Да и рестарт он провел нездорово. В результате пришлось терять время за Сутилем, что не могло не сказаться на итоговой позиции. Часть потерь (3) все же отнесем на счет команды - лишние пит-стопы в начале и неудачно выбранный момент для последней остановки никуда не делись.
9. Роберт Кубица (5-е место) - максимум. Это еще с пейс-каром не повезло.
10 .Виталий Петров (7-е место) - потеря 2 очка. На протяжении первой половины гонки Виталя отставал от Кубица по 1,5 сек на круге, но после рестарта на 25-м круге был очень даже хорошо, и, не будь того разворота на 33-м, вполне мог финишировать впереди Феттеля.
где НО - набранные очки; ПОВК - потерянные очки по вине команды; П1 - потенциал с учетом ПОВК; ПОВП - потерянные очки по вине пилота; П2 - потенциал с учетом всех потерь.
Гран-при Испании
1. Себастьян Феттель (3-е место) - потеря 3 очка. Себастьян уступил напарнику в квалификации и был медленнее в гонке (это был первый из серии гран-при на "бракованном" болиде :)), так что за максимум примем 2-е место, которое не было достигнуто из-за проблем с тормозами.
2. Марк Уэббер (1-е место) - максимум.
3. Льюис Хэмилтон (сошел) - потеря 18 очков. У Льюиса все шло хорошо вплоть до предпоследнего круга, но его болид решил, что на этом стоит остановиться и немедленно начал действовать. Удалось.
4. Дженсон Баттон (5-е место) - потеря 5 очков. Неудачный пит-стоп - и Дженсон лишился возможного подиума, оказавшись позади медленного Шумахера на необгонной трассе. Как и у вышеперечисленных гонщиков, все потери относим в вину команды.
5. Фернандо Алонсо (2-е место) - максимум.
6. Фелипе Масса (6-е место) - максимум. Стартовать позади медленного в гонке Шумахера не стоило, но в такой ситуации особо поделать ничего было нельзя.
7. Нико Росберг (13-е место) - потеря 4 очка. С одной стороны, Нико проиграл старт, с другой, неудача на пит-стопе лишила его шансов даже на 1-2 очка. Так что здесь 50 на 50.
8. Михаэль Шумахер (4-е место) - максимум.
9. Роберт Кубица (8-е место) - потеря 4 очка. Роберт стартовал впереди Массы и Сутиля, а финишировал позади из-за неудачного начала гонки. Все очки в минус гонщику.
10 .Виталий Петров (11-е место) - максимум. Ехал, старался, но без шансов.
где НО - набранные очки; ПОВК - потерянные очки по вине команды; П1 - потенциал с учетом ПОВК; ПОВП - потерянные очки по вине пилота; П2 - потенциал с учетом всех потерь.
Четверть сезона позади, а столбец "ПОВП" до сих пор представляет собой унылое зрелище - лишь Марк Уэббер контрастирует с общей почти безошибочной картиной. Но мы-то знаем, что это было только начало... :)
Хитрая математика. Гран-при Бразилии
Одной из причин, по которой я стал считать именно так, является сложность учета фактора удачи, без которого тогда не обойтись. Посмотри ту же Австралию-10. Алонсо с Шумахером не повезло на старте, но по твоей логике я должен им снять очки за то, что они финишировали ниже 2-го (максимум для Массы) и 3-го (максимум для Росберга) места. Это было бы неправильно.
Тем не менее, при окончательном анализе я попробую учесть удачу и посчитать процент очков, набранных гонщиками, от максимума для машины.