Хэмилтон – шестикратный чемпион мира. Уже в следующем году он может повторить главный рекорд Шумахера
Остался один шаг.
Самая удивительная на первый взгляд деталь чемпионской гонки сезона-2019 – необычно позднее оформление Льюисом Хэмилтоном шестого титула: имя победителя личного зачета можно было назвать в мае, но недосягаемым по очкам для соперников гонщик «Мерседеса» стал только в ноябре, за два Гран-при до завершения первенства.
Отсрочка итогового успеха Льюиса вызвана не только растянувшимся календарем и огромным количеством разыгрываемых очков – после летнего перерыва «Мерседес» упустил инициативу в гонке развития болидов и немного сбавил скорость, но сосредоточился на стабильном наборе зачетных баллов.
В другой год в другой команде с другими соперниками и с другим напарником Хэмилтону, возможно, под конец чемпионата пришлось бы пережить немало волнительных часов, но в 2019-м он единственным из топов был в привилегированном положении: достаточно быстрая и надежная машина позволяла регулярно бороться за высокие позиции, а послушный партнер не мешался под ногами, зато отбирал у конкурентов очки.
В отличие от «Феррари», где Феттель и Леклер готовы перегрызть друг другу глотки, или «Ред Булл», где Ферстаппену зачастую мешают проявить свой талант мотор «Хонда» или чрезмерные амбиции, в «Мерседесе» все выстроено так, чтобы Льюис ощущал себя неоспоримым лидером коллектива и не сходил из-за неожиданных технических неприятностей.
Полная поддержка в команде, проблемы «Феррари» и грамотный подход «Мерседеса» и самого Хэмилтона к выступлениям и стали определяющими факторами в победе англичанина в чемпионате мира.
Взрывной прогресс на старте сезона
«Лучший шанс победить – набирать максимум очков в начале сезона, пока у Льюиса возникают проблемы», – не раз отмечал Нико Росберг, единственный человек, сумевший отобрать титул у Хэмилтона в гибридную эпоху «Формулы-1». – «Затем он разбирается с трудностями, выходит на пик формы и становится неудержимым».
В двух предыдущих сезонах «Феррари» с пренебрежением относилась к постулату Росберга: в первых Гран-при чемпионата итальянцы регулярно теряли верные победы, к лету Льюис уже перехватывал лидерство, а осенью Скудерия эпично самоустранялась из чемпионской гонки.
Но в 2019-м «Мерседес» отправил конкурентов в нокдаун уже в первых раундах: Хэмилтон и Боттас сделали пять дублей подряд, а победная серия «серебряных стрел» продолжилась вплоть до середины июня.
Статистика «Ф-1» безжалостна: команда, разрывающая пелотон в первой трети чемпионата, редко упускает итоговую победу. Ярким примером можно назвать титулы Дженсона Баттона и «Брауна» 10 лет назад – серия успехов в начале года заложила прочный базис для похода за первыми местами в личном зачете и Кубке конструкторов, и даже после практически полной остановки развития машины коллектив дотянул до чемпионства.
Примечательно, что мощный старт «Мерседеса» в 2019-м был обусловлен не мощностью силовой установки, как в прошлые годы – наоборот, в этой области «трехлучевые» уступили лидерство «Феррари», – а пересмотром концепции работы шасси из-за раздавшегося вширь переднего антикрыла и новых покрышек.
Под руководством «шинного гуру» Джеймса Эллисона в Бракли создали автомобиль с подвеской, которая помогает быстрее всех прогревать покрышки и затем беречь их на длинной дистанции. Широкий рабочий температурный диапазон резины и аэродинамическая эффективность W10 растянули окно оптимальных настроек, что помогло «Мерседесу» на старте сезона быть быстрым практически в любых условиях – как с малым количеством топлива, так и с полным баком.
В довершении ко всему W10 в начале года обрастал деталями настолько быстро, что конкуренты не поспевали за гонкой обновлений лидера пелотона. А если учесть, что «Феррари» сделала ставку на концепцию машины с низким лобовым сопротивлением, из-за которой технику тяжело настраивать и улучшать, то разница в прогрессе стала совсем неприличной.
К моменту, когда соперники очухались и наконец-то поехали, «Мерседес» уже снял все вопросы о победителях сезона.
Пилотажный стиль
Гоночный автомобиль – как музыкальный инструмент: с плохим невозможно подняться выше определенного уровня, но и потенциал хорошего полностью раскрыть получится только большим мастерам.
«Мерседес» W10 позволил Хэмилтону проявить свои лучшие черты, главная из которых – идеальное понимание поведения техники на грани сцепления, за счет чего Льюис может расположить болид на любом участке трассы так, как ему нужно. В квалификациях это помогает проезжать аккуратные и быстрые круги, а в гоночных условиях – бороться с соперниками колесо в колесо без опасных последствий. Еще важнее, что выступать так англичанин может почти весь спортивный год – другие топ-пилоты менее стабильны.
В последних сезонах Хэмилтон научился контролировать и собственную агрессию на треке – он прекрасно знает, в какой момент можно и нужно поджимать конкурентов, а когда следует сосредоточиться на стабильном и безопасном пилотаже. В арсенале умений Льюиса есть как просчитанное давление (на Феттеля в Бахрейне или Канаде), так и способность вовремя отступить, если соперник борется слишком жестко (Леклер в Италии). Cпособности включать и вовремя выключать режим яростной битвы за позицию не хватает молодым талантам из «Феррари» и «Ред Булл».
Лучшая роль второго плана
Валттери Боттас удобен Хэмилтону по многим причинам. Во-первых, из-за пилотажного стиля, который идет вразрез с вектором развития машины, ведь финн предпочитает недостаточную поворачиваемость, от которой инженеры всех команд стараются изо всех сил избавиться (машина с недостаточной поворачиваемостью медленнее, хотя и стабильнее) – Льюис знает: как бы хорошо Валттери ни начинал год, все равно по ходу сезона провалится на несколько этапов, после чего из конкурента превратится в помощника.
Боттас идеально начал сезон «Формулы-1». Но «Мерседес» не скоро предложит ему контракт
Во-вторых, с Боттасом «Мерседес» избавлен от страшных головных болей, связанных с перестановками на треке: в то время как Леклер и Феттель не могут договориться даже о поведении на старте, а Маттиа Бинотто порой не знает, кого из своих гонщиков следует выпустить вперед, у чемпионов с иерархией нет никаких проблем – Валттери готов ехать медленнее на несколько секунд, как случилось в Сингапуре, где команда пожелала оставить Хэмилтона впереди напарника после пит-стопов.
В общем, в напарниках у Льюиса лучший второй номер в «Формуле-1» последних лет: беспрекословно подчиняется всем приказам, готов жертвовать собственной гонкой в интересах команды, способен отбирать очки у конкурентов, если у лидера плохой день, а также не лезет тому под кожу и не пытается вывести из психологического равновесия.
Хэмилтон повторит рекорд Шумахера по числу чемпионских титулов?
Главный вопрос, который следует задать по итогам нынешнего сезона – почему в гонке развития болидов «Феррари» вырвалась вперед «Мерседеса»?
Если текущая тенденция по части прогресса техники сохранится и в 2020-м, то нас ждет великое шоу с разборками пилотов в алых комбинезонах за победы, войнами в радиоэфире и возможно даже авариями. Хэмилтон в таком случае займется тем, что делали Фернандо Алонсо в 2005-м или Ален Прост в 1986-м – собирать очки и надеяться на безумства конкурентов. Он обязательно зацепит несколько побед, но в споре за титул сыграет роль претендента из тени.
Но если исходить из логики последних лет, а также способности «Мерседеса» резко прибавлять, куда проще предположить, что замедление прогресса во второй половине 2019-го вызвано переброской практически всех ресурсов и сил на новые проекты.
Да, в следующем году больших перемен не ожидается, но они наступят в 2021-м – потому неимоверно важно начать разрабатывать машину сразу после утверждения технического регламента, и «Мерседес» за счет быстрого завершения проекта-2020 постарается стартовать раньше остальных.
План простой: быстрое окончание работы над шасси-2020, подготовка большого пакета новинок для первых гонок, ударная серия побед и фактическое завершение чемпионата уже весной (как в этом году), после чего – перевод почти всех оставшихся ресурсов на следующую машину. Как пишет Би-би-си, одна из команд «Ф-1» уже сейчас продувает модель болида образца 2021 года в аэродинамической трубе – не исключено, что это как раз «Мерседес».
Если это предположение хоть немного похоже на план немецкой компании – мы увидим не только седьмой чемпионский титул Хэмилтона в 2020-м, но также восьмой – в 2021-м.
Всего несколько лет назад казалось, что рекорд Шумахера не побьет никто и никогда, но, как говорил сам немец: «Рекорды существуют для того, чтобы их били». Кажется, установление Хэмилтоном и «Мерседесом» нового великого достижения – вопрос совсем скорого будущего.
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Dan Mullan, Charles Coates, Clive Mason; REUTERS/Soe Zeya Tun
Валентино Росси – монстр: все еще гоняется в 40 лет. Рвется к рекорду, но никогда его не достигнет
А Хэмилтон - поп-звезда. Какой он нафиг чемпион. Скоро Ф1 скатится как бокс. Бокса щас нет. Одних версий пять штук. Одни мешки и ноунеймы.
А Шумахер - Чемпион. И будет им. Все будут помнить его, Сенну и Проста.
Но отрицать что Хэм великий гонщик может только упоротый.Шумахер кстати говоря тоже ездил на космовозе того времени так что ненадо ля ля
Не думаю что кто то из молодого поколения сможет приблизится к Льюису,хоть Макс и большой талант но врятли будет более чем 2 х кратным