12 мин.

«Феррари» устроила цирк в России: перехитрила сама себя с командной тактикой, все-таки задвинула Феттеля и проиграла гонку

Поул и преимущество в скорости не помогли.

До 29 сентября «Мерседес» выигрывал пять Гран-при России подряд: буквально каждый заезд по «Сочи Автодрому». Каждый – без шансов: мощь мотора и навыки пилотов (Хэмилтону и Боттасу трасса подходит идеально) постоянно решали все в пользу чемпионов.

Именно поэтому квалификация в Краснодарском крае имела огромное значение: «Феррари» не просто выиграла четвертый поул подряд и доказала свою силу, но и сделала это на вотчине «Мерседеса». При этом Шарль Леклер привез Льюису Хэмилтону аж 0,4 секунды – вряд ли у кого-то возникли сомнения в том, что SF90 просто быстрее и непременно должна победить и прервать умопомрачительную серию главного соперника.

Мегакруг Леклера, благодаря которому он сравнялся с Шумахером

Но это же Скудерия. Она просто не может спокойно добраться до финиша без скандалов, драмы и фэйлов – что-то непременно выстрелит. И если в Сингапуре обошлось и итальянцы привезли в Маранелло кубки за две первые позиции, то в Сочи вышел натуральный цирк, завершившийся поражением.

У гонщиков «Феррари» было соглашение – и оно помогло выйти вперед Феттелю

Будущая драма зародилась еще после квалификации, когда у Леклера спросили, доволен ли он поулом.

«Старт всегда очень важен, но здесь, возможно, даже важнее – из-за длины стартовой прямой. Мне кажется, это не лучшая трасса для того, чтобы стартовать первым».

Да, на «Сочи Автодроме» и правда очень долгий путь от решетки до второго поворота (первый тут считается виражом только формально и проезжается с полным газом) – так что важность непосредственно отрыва с места немного снижается. В дело включается новый фактор: слипстрим. Если умело подстроиться сопернику в хвост, то можно успеть набрать впечатляющую скорость – и атаковать (либо защитить выигранную позицию) на первой же зоне торможения. Именно это провернул Валттери Боттас в 2017-м, обокрав обе «Феррари».

Теперь же Скудерия решила стратегически обыграть «Мерседес», используя тот же эффект: по договоренности между пилотами, Леклер предоставил Феттелю слипстрим и не боролся с напарником в первом повороте, чтобы помочь ему обойти Хэмилтона. В итоге же Себ возглавил гонку после второго поворота.

Доказательства существования этого соглашения можно найти не только в радиопереговорах с Леклером – №5 подтвердил уговор после финиша заезда, да и достаточно взглянуть на повтор, чтобы увидеть нетипичные для обороны места действия Шарля.

Смотрите: Феттель висит в точности за напарником, не меняя траектории. Хэмилтон пытается его выдавить из слипстрима, но Себ слишком хорошо стартовал.

Половину стартовой прямой №5 проехал ровно за №16 – и все это время он еще даже не приблизился на дистанцию атаки.

Поведение Леклера доказывает наличие соглашения: он вел себя совсем не как при обороне. В каждый из этих моментов Шарль мог сместиться во внутреннюю траекторию и отдать Себу внешнюю – а немец уже несколько раз в сезоне (в Китае и Испании) блокировал колеса и проигрывал гонки при попытках подобных атак. Но монегаск железно придерживался этой траектории и позволил напарнику выбрать внутреннюю примерно на середине прямой.

До поворота еще добрых метров 200, Феттель сместился для атаки, но Леклер и не думает обороняться и захлопывать калитку – так №16 и доехал до второго места.

При защите так просто никто не делает – больше всего это похоже на размен позициями при командной тактике. Шарль подтвердил это в послегоночном интервью.

«Конечно, Себ очень хорошо стартовал, но мы одинаково хорошо сорвались с места. А после этого я остался слева, чтобы дать Себу слипстрим».

План «Феррари» и правда сработал – алые болиды возглавили заезд, но самое интересное было впереди.

Драма и цирк по радио

Не прошло и нескольких кругов, как Леклеру сообщили о предстоящем размене позициями – по сообщениям гоночного инженера монегаска, Себ должен был вернуть первую позицию немедленно – похоже, именно так сторона №16 трактовала соглашение между пилотами.

У Феттеля оказалось другое мнение: он ответил командному мостику, что обогнал бы всех в любом случае. Когда же в «Феррари» продолжили настаивать на размене местами, Себ предложил Шарлю подъехать поближе – просто к тому моменту немец установил несколько лучших кругов и оторвался на 1,5 секунды. Сброс скорости для сокращения такого гандикапа сожрал бы кучу времени, чрезмерно охладил машину и позволил бы Льюису Хэмилтону подобраться на дистанцию атаки – формально в логике Феттелю отказать было нельзя.

Тем не менее, Леклер же ответил: «В данный момент сократить отрыв невозможно» – то есть по сути предложил напарнику все равно рискнуть своей гонкой, постоянно напоминая командному мостику о решении «задвинуть его назад».

В «Феррари» еще несколько раз предложили Феттелю посторониться, но в ответ услышали только молчание и помехи.

Результатом обсуждения стало решение, принятое на десятом круге – отложить разборку до более поздних фаз гонки, поскольку Хэмилтон и правда оказался слишком близко.

Ответ №16 оказался фееричным.

«Я полностью понимаю. Единственная вещь, которую я уважаю… Я дал слипстрим – без проблем. Потом мне пришлось атаковать в начале гонки и перегревать шины, но все равно – нет проблем».

К вопросу командной тактики в радиопереговорах больше не возвращались: Леклера просто зазвали первым на пит-стоп, а потом затянули остановку Феттеля на 4 лишних круга и чуть-чуть придержали Себа в боксах (его обслужили за 3 секунды против 2,5 у Шарля). Тем не менее, всего этого монегаску едва хватило, чтобы выйти вперед: только с помощью команды он сократил 4 секунды отрыва – его напарник, например, в Сингапуре столько же отыграл всего за одну петлю на свежих шинах.

Как бы то ни было, статус-кво был восстановлен: Шарль вышел в фактические лидеры заезда, а Феттель стал вторым.

Именно из-за этого становится совершенно непонятно: зачем вообще нужен был цирк с радиопереговорами и командной тактикой на первых же кругах гонки? Ведь в конце концов все равно команда выбрала опцию, изобретенную еще в 90-х – можно было сразу просто оставить приоритет пит-стопа у Леклера и провернуть все то же самое без скандалов и разборок.

Тем более, что в тот конкретный момент выяснение субординации реально выглядело абсолютно неуместной: Феттель демонстрировал мощный темп, и запихивать его под Шарля было немного странно. №16 в свою очередь никак не мог догнать напарника и ехал медленнее, так что его притязания на первое место в непосредственной близости от Хэмилтона звучали странно.

Что-то подобное мы уже видели и слышали 22 сентября во время заезда по Сингапуру: тогда Леклера зазвали в боксы всего на круг позже, но из-за космического круга Феттеля Шарль все равно оказался вторым. Обиженный монегаск принялся ныть по радио и требовать первое место обратно, но командный мостик не пожелал рисковать дублем.

Чудо в «Формуле-1»: стратеги «Феррари» обманули «Мерседес» и выбили дубль

К слову, перед Гран-при России №16 признал, что проявил слишком много эмоций и несдержанности.

«Совсем необязательно было реагировать так эмоционально. Команда все сделала правильно, мы финишировали на первом и втором местах. В машине сложно сдержать эмоции, много адреналина. Иногда нужно лучше контролировать себя в подобных ситуациях или, как бы сказать повежливее… просто заткнуться!».

Похоже, на собственных ошибках Шарль не учится.

Месть Леклеру или недооценка Феттеля?

Многие тифози решили, что Себ специально нарушил соглашение за выходку напарника в квалификации на Гран-при Италии: №16 должен был разгонять товарища слипстримом в решающей попытке третьего сегмента, но (по версии стороны Феттеля) воспользовался развившимся трэшем и как бы случайно придержал немца, не позволив ему начать круг.

Идиотизм в «Ф-1»: все хотели ехать последними, чтобы ускориться от соперников. В итоге на быстрый круг не успел никто

В итоге Шарль взял поул в Монце, став кумиром всех местных болельщиков, а Себа обрек на море насмешек. Естественно, в команде возник внутренний конфликт, сошедший на нет после победы монегаска в гонке.

Так реально ли Феттель мстил Леклеру за Италию? На самом деле вряд ли.

Судя по всем обсуждениям по радио, в «Феррари» просто не ждали отличного старта Себа в Сочи – никто и не предполагал, что он объедет не только Хэмилтона, но и самого Шарля. Тем более мало кто рассматривал последующую скорость немца: по сути, когда Феттель начал штамповать лучший круг за лучшим кругом и отрываться, команда никак не смогла ему оппонировать и только повторяла свои требования. №5 же счел их необоснованными как раз из-за блестящего старта: судя по всему, он решил, что обогнал бы напарника и «Мерседес» без соглашений, так что выполнять их уже не обязательно – особенно раз он намного быстрее.

В итоге каждая из сторон оказалась по-своему права: Феттель был реально быстрее и верно говорил насчет потери времени, Леклер реально помог напарнику, а команда пыталась соблюсти соглашение, хоть и в неподходящих для этого условиях.

Именно поэтому нельзя винить конкретных гонщиков: вся ответственность лежит на стратегическом штабе и принимающих решения людях. Они сперва не предусмотрели все возможные развития событий и создали предпосылки для конфликта, а потом еще и не настояли на своем, превратив договор и хорошую идею в чистый цирк. Особенно когда проблема запросто решалась через все тот же более ранний пит-стоп.

Именно из-за гениев в форме «Феррари» оба гонщика теперь выглядят плохо и снова вернулись в конфликтную зону.

Маттиа Бинотто признал это в послегоночном интервью.

«Чтобы победить «Мерседес», нужно действовать идеально. Сегодня мы не были идеальны, во многих смыслах. Я чувствую горечь разочарования, – объяснил босс Скудерии. – Что касается тактики: мы попросили Шарля дать Себастьяну слипстрим, чтобы обе машины вышли в лидеры гонки. И это сработало. Но Себ стартовал настолько хорошо, что ему даже не потребовалась помощь, он бы неизбежно вышел в лидеры. Здесь нам нужно было четче прояснить ситуацию обоим гонщикам».

Потеря победы из-за невезения

На пит-стопе Феттель узнал не только о потере лидерства: тогда у него впервые возникли проблемы с силовой установкой. Круг спустя гоночный инженер потребовал у него остановиться как можно скорее, чтобы не допустить критического повреждения мотора – в таком случае следующую гонку Себ начал бы с последнего ряда из-за перерасхода деталей.

№5 нашел зону безопасности, в которую обычно закатывают машины, и сошел там – по словам пилота, чтобы не допустить появления автомобиля безопасности. Его расчет не сработал – маршалы все равно включили режим виртуального сэйфти-кара, и пересидевший конкурентов на трассе Льюис Хэмилтон провел пит-стоп с меньшей потерей времени и остался в лидерах.

Фактически в «Феррари» никак не могли повлиять на такое развитие ситуации (кроме, естественно, самой поломки): любая стратегия диктовала им более раннюю остановку из-за выбора «софта» для стартового отрезка. «Мерседес» же пошел по пути длинной поездки на более выносливом, но менее быстром «медиуме» – как раз поэтому №44 и оказался впереди конкурентов в момент поломки на машине Феттеля. Просто она случилась в самый неудачный момент – в «Формуле-1» так бывает. Единственное, что могли бы предпринять инженеры Скудерии – остановить своего пилота еще в боксах, но тогда, наверное, степень серьезности поломки не была очевидна.

В результате Леклеру пришлось ехать на второй пит-стоп, поскольку он единственным в топ-группе оставался на «медиуме» – все соперники перешли на «софт». В «Феррари» еще хотели посражаться за победу, а против Хэмилтона на самой быстрой резине у них точно не было шансов – поэтому монегаска и остановили вновь. После получения второго комплекта покрышек он вернулся за Боттасом – одним из главных мастеров обороны в современной «Формуле-1». Итог закономерен: Валлтери сдержал Леклера, и команда из Маранелло снова ничего не могла сделать для исправления ситуации.

Скорее всего, сам Шарль просто был недостаточно быстр в гонке: и на первом отрезке на «софте», и после раннего пит-стопа на «медиуме» (четыре круга на свежих шинах для отыгрыша всего 4 секунд – это реально много), и также далеко не по-чемпионски сражался с Боттасом в конце. Вряд ли после четырех поулов и двух побед стоит его за это критиковать, но проиграла сегодня не только «Феррари», но и лично Леклер.

Рейтинг пилотов с Гран-при России по данным телеметрии: Леклер – первый, Квят в топ-3 с лучшей работой рулем

Феттеля в России снова поймали на шпионаже за соперниками. Себастьяна не остановить

Леклер побеждает Феттеля из-за лучшей техники пилотажа. Телеметрия все объяснила

Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Charles Coates, Clive Mason; REUTERS/Maxim Shemetov, Thomas Peter