Леклер побеждает Феттеля из-за лучшей техники пилотажа. Телеметрия все объяснила
Себастьян просто хуже управляется с «Феррари».
2019-й принес сплошные разочарования и перелом в карьеру Себастьяна Феттеля: начиная с Гран-при Франции на середине чемпионата немец резко сдал и начал регулярно уступать Шарлю Леклеру и в гонках, и в квалификациях. С тех пор монегаск переиграл четырехкратного чемпиона во всех субботних заездах подряд (временами привозя вплоть до 0,7 секунды) и финишировал выше в 6 гонках из 8-ми, перехватив лидерство в «Феррари» в общем зачете. Более того, по сообщениям журналиста официального сайта «Формулы-1» Лоренса Барретто, высокопоставленные люди в Скудерии всерьез считают, что такая же ситуация продлится вплоть до конца сезона.
Проблемы Феттеля чаще всего сравнивают с особенностями пилотажного стиля и свойствами машины: Себастьян из-за любви к стабильной задней части постоянно сдерживает себя и разворачивается после масштабного пакета обновлений, как раз внедренных на Гран-при Франции.
Феттель потерял скорость из-за обновлений «Феррари». Машина не подходит его пилотажному стилю
С другой стороны, разница в гоночных техниках между Феттелем и Леклером просматривалась еще на самом старте чемпионата после заезда в Бахрейне.
Леклер легко укатал Феттеля в Бахрейне. У новичка «Феррари» особый пилотажный стиль
Тем не менее, истинное превосходство Шарля над Себом по части именно гоночной школы было довольно неочевидным весь сезон. Теперь же у нас наконец появился шанс сравнить их и понять: поможет нам в этом деле телеметрия из официального приложения F1 App с квалификации на Гран-при Бельгии, выложенная на сайте Revandshift.com.
(Автор таблицы указал на ошибку: ось х – не время, а количество отснятых в приложении кадров. Принципиально это не влияет на кривую. Также время Феттеля заканчивается чуть раньше из-за ошибки приложения – но уже после последнего поворота, так что она тоже не влияет на итоговый результат).
Также интересно выглядит и график оборотов моторов на болидах Феттеля и Леклера.
Красная линия – Леклер, синяя – Феттель
Что же становится понятно из этих графиков?
Самое очевидное: Леклер тормозит позже и эффективнее Феттеля, снимает ногу с педали тормоза раньше и въезжает в поворот на большей скорости.
Казалось бы, это невозможно: весь стиль Себа с V-образными траекториями основан прежде всего на поздних торможениях, а лишь затем на ранних разгонах. Но если вторая часть пилотажной техники немца вполне себе работает (он постоянно догоняет и даже обгоняет Леклера по скорости в процессе прямых), то с торможениями явно происходит что-то странное: чемпион давит на педаль раньше, чем по идее должен, фаза замедления длится дольше, чем та, на которую способна SF90, и ведет к меньшей скорости и потере времени.
Причем разница в эффективности замедления видна невооруженным глазом: у Леклера замедление почти отвесное, в то время как у Феттеля слегка более параболическое.
О чем же это говорит? Поскольку машины у ребят одинаковые, версий может быть несколько.
Леклер просто более подготовленный физически и потому способен быстрее передавать максимальное усилие, чем Себ. Также он лучше натренировался давить на тормоз ровно столько времени, чтобы не замедлять машину слишком сильно (кстати, именно в этом поздний Айртон Сенна превосходил всех конкурентов).
Леклер использует большее давление в тормозной системе по сравнению с настройками Феттеля. В таком случае монегаск просто техничнее и круче как гонщик, потому что в таком случае повышается вероятность блокировок колес – тем, не менее, у №16 в квалификациях они случаются реже. К примеру, когда Себ попытался затормозить с эффективностью Леклера перед финальной шиканой, то просто заблокировал переднюю ось – если предположить, что у немца это вышло с меньшим давлением, то у него и правда большие проблемы.
Феттель специально увеличивает тормозной путь, чтобы выиграть еще пару тысячных даже на отрезке перед поворотом. Теоретически это подходит его пилотажному стилю, но такой подход из-за повышенного взаимодействия шин и асфальта перегревает и изнашивает резину и сбрасывает слишком много скорости. В результате Себу приходится более резко подгазовывать в самих поворотах (видно на графике оборотов), а это уже не идет на пользу стабильности задней части.
Феттель пытается изменить стиль пилотажа и подстроиться к SF90: сокращает скорость на апексе ради более стабильного поведения болида и снижения риска разворота. Таким образом чемпион стремится сохранить хотя бы часть преимущества на разгонах, пожертвовав преимуществом на стадии замедления. Теоретически это возможно, но тогда вдвойне забавнее от того, что Леклер выигрывает большую часть времени как раз на торможениях, откуда и пошли изменения.
Что же можно понять из этого?
Техника Леклера более совершенная и плавная: он по минимуму сокращает время торможения и благодаря лучшему чутью педали ловит в повороте максимум возможного от SF90. Эта философия лучше всего подходит для атак и обороны позиции – особенно на медленных трассах. Также у Шарля теоретически дольше должны работать любые шины.
Техника Феттеля по-прежнему вращается вокруг V-образных траекторий с поздним заворотом – правда, теперь трудно понять, по желанию ли немца или вынужденно из-за проблем с тормозами. Ясно одно: Себ дольше и сильнее замедляется, из-за чего ему приходится более активно поворачивать с большим углом (традиционно для позднего заворота) – из-за чего шины нагреваются еще сильнее. Скорость в таких условиях снижается еще сильнее, и как раз для этого четырехкратному чемпиону и нужны подгазовывания, которые и создают опасность разворотов или пробуксовок (с еще большим износом). Также необходимость в дополнительных нажатиях на педаль газа диктует увеличение аппетитов по топливной загрузке, что снижает возможную скорость машины в начале заезда. Отсюда и проблемы с первыми кругами относительно соперников и напарника: Шарлю благодаря более экономичному стилю можно заливать меньше топлива, и потому он почти не проигрывает Феттелю.
По сути у стиля Себа только одного сильное преимущество: он способен начинать разгон намного раньше выхода из поворота. Благодаря этому немец намного быстрее набирает скорость на прямых, что здорово помогает ему при попадании в зону DRS: у соперников практически не будет шансов отбить атаку до поворота из-за разницы в пиковых показателях км/ч. Также тактика немца идеальна при использовании стратегии перекрещивания траекторий.
Однако в 2019-м все чаще выстреливают недостатки из-за проблем с машиной: нехватка прижимной силы на выходов из поворотов, повышенный износ более тонких покрышек и медленный темп в начале гонки. Теперь же к ним добавился и проигрыш кучи времени на торможениях (именно в них они и уступил 0,7 секунды в Бельгии, по чуть-чуть нагоняя на прямых), а также всякие забавные случаи вроде момента на Гран-при Италии, когда при попытке обыграть на торможении «Уильямс» Себ чуть не улетел с трассы.
Так что можно сколько угодно говорить о недостатках машины, неправильном отношении внутри команды, раздолбаям вместо стратегов и неразберихе на командном мостике. Когда дело доходит до заездов, Леклер побеждает Феттеля не благодаря интригам, а потому, что его стиль и техника просто лучше и экономичнее.
В «Феррари» – война. Феттель обречен на поражение и бегство
Феттель – чемпион по штрафам в современной «Формуле-1». Не сравнятся даже Квят с Ферстаппеном
Источник: revandshift.com
Фото: globallookpress.com/Photo4/Lapresse, Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com, Alessio Marini/ZUMAPRESS.com, imagephotoagency.it
Феттелю не подходит болид с избыточной поворачиваемостью, да и вообще с низкой прижимной силой. То что Леклер сильнее это понятно, но списывать Сэба совсем не стоит. Дайте ему точку опоры и он Землю поднимет.
Из того что есть, ему нужно в Редбулл. В Феррари наверняка теперь будут строить болид под Леклера.
С Ферстаппеном у Феттеля схожие потребности, болид Эдриана Ньюи ему подойдет.
вы не учли, что Спа - это лишь одна гонка из многих, где Леклер его обыгрывает.
что характерно, когда Феттель драл Кими, никто не писал, что ему машина не подходит. когда же дерут Феттеля, у некоторых фанов начинается поиск отмазок. с Риккардо у него не было мотивации, с Шалем - машина не подходит. ха!
только вот не замечаете очевидной вещи - настоящим чемпионам отмазки не требуются.
Всё можно описАть гораздо короче и главное понятнее. Пока машина была под Феттеля, Леклер летел 1-6. Но Николя явно не сидел без дела, и уже с Поль-Рикара машина была перепилина под предпочтения подопечного сына главы ФИА. Так счёт стал 7-0, Леклер топ пилотом, а Феттель днищем.
Это как раз тот случай, когда комментами зачитываешься))
Мне одному видится противоречие во фразе? Весь сезон было неочевидно, а тут вдруг квалификация в Бельгии показала истинное положение вещей? Не болел никогда за Феттеля, но политика спортса сейчас напоминает о практике "пнуть дохлого льва".
Мне ситуация кажется следующей: Феррари, когда в первой половине сезона первым номером был Феттель, навязать борьбу Мерседесу не смогла и поэтому команда переориентировалась в конструировании болида на Леклера, а адаптация Себа к обновлениям, скажем мягко, затянулась. Не умаляя заслуг Шарля, Феттеля отправить в утиль - чересчур. При этом Себ завалил реально только Италию. Но при этом я бы не сказал, что он открыл войну с Леклером и командой - во всяком случае, психоза типа "Феррари плохо работает" и т.п. от него не исходит. Может быть, команда решила поставить на Шарля из-за того, что ставки не Феттеля не сработали. Эра Шумахера, короткий период Кими и Фелипе, эра Алонсо, эра Феттеля... Теперь по ходу это Шарль. Несмотря на надежды на Леклера и его потенциальное чемпионство в будущем (неочевидное, кстати), надо бы авторам быть более объективными - Феттель не рядовой гонщик и точно даже не середнячок, чтобы гнобить его чуть не в каждой статье последнего месяца.
У Феттеля есть поул.
У Феррари машина до обновлений во Франции претендовала минимум на две победы (Бахрейн и Канада).
После обновлений машина стала медленнее, а не быстрее (минута в Венгрии от Мерса).
То есть фуры просто перепилили болид под Леклера.
Ньюи просто данность. В мире нет ничего несправедливого в принципе.
Я тебе про Шарля такое сказать могу - он ничему не научился, кроме как побеждать с поула.
Так если Феттелю платят 30 или сколько там млн, это проблема не Феттеля, что в Феррари такие дурачки.
Они и так ориентируется на Шарля. Вот и посмотрим, чего он добьётся )
А то, судя по графику, Леклер одни и те же действия делает позже Феттеля...
>В Канаде слил 6 десятых на двух прямых,ну опять таки,а дальше то что?это уже за поражение считать не будем?
Конечно ты упомянул Баку,где леклер сам облажался,а Германию и Австрию,где феттель проиграл не по своей вине,нет.Да даже в Монце Феттель спокойно взял поул,будь у него слип стрим в первой попытке как у всех
И вряд ли кто-то поспорит что в борьбе колесо-в-колесо Шарль намного сильнее Себа. Картинговый опыт и талант ведения борьбы сразу заметны в арсенале Леклера. А Себ пускай ждет своего сменщика Мика)))
В следующих 7 ГП у Феттеля средняя стартовая позиция 7,57
От меня Тодту твёрдая пятёрка )
Феррари меняли посреди сезона болид в пользу Тодта как минимум один раз, в 2008 году. Нет ни одной причину, почему они не могут этого повторить сейчас.
факт: в этом году у Леклера 4 поула, у Феттеля - 0. факт: первый свой поул Шарль взял во второй гонке чемпионата, до мниных изменений и интриг против Феттеля. факт: обновления Феррари работают, они быстрее, чем в первых гонках чемпионата, они побеждают. факт: лишь один гонщик смог воспользоваться этими обновлениями.
то есть, Фуры просто улучшают болид. Шарль может выжимать из него максимум и побеждать, а Феттель уперся в потолок и продолжает косячить. фанатские отмазы: машину переделывают под Шарля, кругом заговор и интриги. и вообще, что у Феттеля нет самовоза Ньюи - великая несправедливость, которая все объясняет.
я не думаю, что Феттель разучился что-то делать. он и не мог никогда просто. потому я вспомнил Риккардо и косяки в Фурах предыдущих лет - все укладывается в общую картину. началось это задолго до обновлений во Франции. его отрыв от других растет потому, что все прогрессируют, особенно - Шарль. он во второй гонке в новой команде взял поул! это лишь второй сезон в Ф1, у него еще море нераскрытого потенциала, с опытом он будетстановиться лучше.
Феттелю платят 30 лямов в год, а он бьет машины и сливает титулы. ясное дело, его надо гнать поганой метлой и ориентироваться на Шарля.
Да у нас всё то же примерно. Семья-работа-друзья)
Горыныч обитает больше на других форумах-чатах. У него всё хорошо )
Удачи )
Слово "монегаск", имхо, больше подходит для названия представителя некоей породы североамериканских индейцев ))
Я про заговор вообще не понимаю. Если Феррари сплавляет одного пилота, и тянет другого это не заговор, а обычное состояние этой команды.
Про то, что Феррари "готова слить сезон". Да она слила его давным давно.
Леклер - будущая легенда Феррари (по крайней мере на это надеется сама Феррари). Новый Прост, Лауда, Шумахер, и не помню кто там ещё. С этой точки зрения соврешенно разумно тянуть Леклера за уши, как тянет за уши Макса РБ или Льюиса Мерседес.
Разумно анализировать это хорошо. Но кто тебе сказал что у тебя это получается?
Не то что я в него верю или не верю. Я в принципе за него никогда не болел. И какое это имеет отношение к скорости болида Феррари до и после обновлений? Непонятно совсем .
Ну давай, по теории вероятности. Если в первых 7 ГП счёт 1-6, а в следующих 7 ГП счёт 7-0, и машина при этом обновилась как раз между этой точкой отсчёта, то какова вероятность, что это просто совпало так?
Я рассуждаю о конкретном ГА Бахрейна, где Феррари взяла первый ряд, и в гонке лидирующая машина до технических проблем показывала лучший темп в гонке. Во всех остальных гонках сезона подобной скорости Феррари не показывала.
Квалификационная скорость Феттеля не могла упасть сама по себе, для этого нужны причины. Неудобная машина - наиболее подходящее объяснение.
Сами по себе поула Феррари также не могут отражать прогресс или регресс машины. Феррари взяла все поулы на подходящей ей трассах, с обилием прямых. то есть 2 поула в первых 7 ГП против 3 поулов в следующих 7 ГП это не прогресс, а всего лишь количество подходящих трасс, Бахрейн + Канада до, и Австрия + Спа + Монца после обновлений.
Конечно машина не стала лучше. Была второй по скорости, стала третьей.
до этого ты сказал, что очки ничего не значат. судишь по квалам Феттеля и его счете с Леклером. и с чего же я взял, что ты свято веришь в Феттеля, действительно?
подытожим. после обновлений во Франции Феррари заработала больше очков и поулов. но машина стала хуже, потому что результаты Феттеля упали. мне интересны разные точки зрения, но тут как-то все сильно маргинально.
Феррари в сезоне 2019 простроила так называемый драгстер, который едет на трассах с прямыми, и не едет на трассах где прямые не решают. За 14 ГП с начала сезона таких трасс было 5. И все пять раз Феррари брала на них поулы. Это означает, что если бы Шпильберг, Спа и Монца расположились бы в календаре между Австралией и Канадой, то все 5 поулов Феррари взяли бы в первых семи ГП сезона. И наоборот, если бы Бахрейн и Канада оказались в календаре между Поль-Рикаром и Венгрией, то все поулы были бы промежутке от 8 до 14 ГП сезона.
Вывод. Нет никакого прогресса Феррари. Есть подходящие и не подходящие Феррари трассы.
Сильно маргинально это хорошо. Вся история человечества показывает, что маргиналы двигают прогресс, и только они.