«Феррари» кошмарит соперников по «Ф-1» мощностью нового мотора. Есть подозрения в нелегальном преимуществе
Сразу три возможных версии нарушения правил.
«Феррари» рвет «Формулу-1» на прямых и по мощности мотора уже больше года, но именно в 2019-м преимущество достигло космических масштабов. На Гран-при Бельгии SF90 привез «Мерседесу» и «Ред Булл» больше секунды с круга, а в Италии на более коротком автодроме Монцы отрыв оказался 0,8 секунды и 0,6 секунды соответственно.
Правда, в «Храм скорости» все привезли примерно одинаковые аэродинамические обвесы с минимальной прижимной силой, а «Ред Булл» в этом деле зашел максимально далеко.
Тем не менее, все инновации и обновления не помогают соперникам итальянцев: после внедрения третьей модели силовой установки «Феррари» снова выигрывает около 55 л.с. у моторов «Мерседеса», «Рено» и «Хонды». Именно эта разница и помогла Шарлю Леклеру выиграть два поула и две гонки подряд. Естественно, фактор монегаска за рулем тоже играл значительную роль, но без продвинутого мотора побед бы не было: например, хотя бы потому, что с новым двигателем SF90 просто невозможно было догнать на прямых даже в слипстриме с открытым крылом DRS. По сообщению Auto Motor und Sport, в Италии Хэмилтон по расчетам инженеров «Мерседеса» ехал на 0,2 секунды с круга быстрее Леклера, у него были более мягкие шины и возможность пользоваться открытым антикрылом – но все равно Льюис приближался к Шарлю на самой длинной прямой только на 2 метра (если пилоту «Феррари» не мешали, само собой).
Это невероятное преимущество, которое редко встречается в современной «Формуле-1». Но откуда же оно берется? Как Скудерии удается повышать мощность на целых 55 л.с.? Точно никто из соперников не знает – и «Мерседес, и «Хонда», и «Рено» находятся на примерно одинаковом уровне и безуспешно бьются над решением загадки SF90 – одной из главных в гонках за последние сезоны. Немецкое издание AMuS попробовало разобраться и как следует расспросило руководителей команд и собственные внутренние источники в инженерных кругах.
Босс чемпионов Тото Вольфф рассказал журналистам в Монце, что его команда работала над разгадкой с самого старта сезона – и у них уже есть объяснение. Тем не менее, его не огласили. Даже обычно хорошо осведомленные инсайдеры немецкой прессы в стане «Мерседеса» молчат.
Руководитель «Ред Булл» Кристиан Хорнер тоже озаботился вопросом моторов в Италии.
«Мы отправили ряд наших подозрений в ФИА, но там пока не ответили», – рассказал англичанин.
Причины секретности понятны: если инновация «Феррари» легальна, то нет никакого смысла делиться ключом с общественностью и дарить конкурентам шанс сравняться по скорости с болидом Скудерии. Намного логичнее доработать собственную силовую установку и уложить Себастьяна Феттеля и Шарля Леклера на гоночном треке.
Тем не менее, чтобы попробовать разобраться, в чем же причина доминирования моторов из Маранелло, нужно понять, как именно и в какие моменты гонщики «Феррари» получают прибавку по мощности.
Прежде всего это решающие круги в квалификации, стартовые отрезки гонки и рестарты после завершения режимов автомобилей безопасности. К тому же, данный режим нельзя активировать моментально, иначе Себастьян Феттель сумел бы контратаковать после обгона Льюиса Хэмилтона в Спа. Только в Италии с обновлением мотора у Шарля Леклера появился полноценный экспресс-режим, который монегаск использовал для обороны позиции – но судя по замерам GPS, повышение мощности в этот момент было значительно меньше, чем 55 л.с.
Следовательно, по аналогии с другими моторами для накопления дополнительной мощности SF90 непременно нужен «медленный» круг. На этом и основывался план «Мерседеса» по обгону Леклера в Италии: давить на монегаска до тех пор, пока у него не закончится дополнительный заряд в гибридной установке ERS, а затем опередить перед торможением. Но в реальности этого не происходило: Шарль спокойно задействовал дополнительную электроэнергию на финишной прямой, жал на полную после второй шиканы и не сбавлял и по ходу круга – очевидно, каким-то образом находят способ перезарядиться при минимуме торможений.
В паддоке ходят три теории, объясняющие происходящее
Первая гласит, что «Феррари» сумела повысить отдачу мощности из батареи на привод со 160 разрешенных л.с. до примерно 218-220 л.с. Разницу в энергии компенсирует улучшенная система рекуперации тепловой энергии от выхлопных газов, так что аккумулятор не пустеет полностью, но для полной зарядки нужен медленный круг.
Вторая теория упирается в расход топлива: в соответствии с ней, медленный круг нужен, чтобы сенсоры ФИА зарегистрировали пониженный поток используемого топлива. Тогда на следующем круге подача горючего в камеры резко повышается, пробивая установленные ограничения, но средний показатель вписывается в лимиты, фактически обманывая сенсор.
Третья вновь касается старой эпопеи с маслом: якобы инженеры включают усиленное охлаждение воздухосборника перед двигателем именно смазочной жидкостью, ее часть задувает в цилиндры и уже там происходит более мощное возгорание с большей плотностью реагента. Теоретически эту схему тоже нельзя включить моментально, поскольку невозможно предсказать, сколько масла попадет в камеры сгорания, да и подобная схема напрямую запрещена регламентом.
Конечно, теории могут быть верными не в каждой мелкой детали, а лишь по общей сути, но даже этого хватит, чтобы технические делегаты запретили повышающую мощность систему.
Моторы «Феррари» уже подозревали
В прошлом году соперники и ФИА уже искали нарушения в моторах «Феррари»: подозревали двойные батареи, тайные баки с топливом в аккумуляторных ячейках, сжигание масла и другие хитрости. Все закончилось большим количеством уточняющих директив от автомобильной федерации – соперникам казалось, что все возможные лазейки прикрыли, но преимущество Скудерии никуда не делось и даже возросло. «Их метод, должно быть, чертовски умен, – прокомментировал анонимный инженер «Мерседеса». – Если он полностью легален, нам останется только снять перед ними шляпу».
В деле есть и еще более интересный поворот: итальянцы изо всех сил старались недопустить распространения новинки. Специально для этого они даже придумали маневр, обходящий пункт регламента по необходимости поставлять заводской и клиентской командам одинаковые установки: в Бельгии из Маранелло для «Альфа Ромео» и «Хааса» последние по счету разрешенные моторы – третьи. Вот только они оказались второй версии: «Феррари» специально отложила внедрение третьей модели, чтобы никто больше не получил тот самый чудо-режим. Конечно, и американцы, и швейцароитальянцы могут заказать его хоть сейчас, но для них это будет означать один проваленный Гран-при из-за штрафов за перерасход компонентов силовых установок – обычно середняки боятся такого и не рискуют.
Но на Гран-при Италии расчет «Феррари» улетел на помойку: Кими Райкконен дважды разбил машину и повредил новый мотор.
Теперь ему нужен еще один – и Скудерия обязана по регламенту продать «Альфа Ромео» последнюю третью версию. Возможно, из-за этого мир в Сингапуре уже в начале 20-х чисел сентября узнает чуть больше о секретах Маранелло.
С болидом «Уильямса» все еще хуже, чем кажется. Он весь сезон разваливается буквально на ходу
Эффект, который сломал квалификацию в «Формуле-1». Он дает машинам слишком большое преимущество
Теперь весь мир знает, как выглядит новый мотор «Мерседеса». Из-за раздолбайства команды «Формулы-1»
Источник: Auto Motor und Sport
Фото: globallookpress.com/Photo4/Lapresse, Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com, picture alliance, nph / Bratic, via www.imago-images; Gettyimages.ru/Mark Thompson