Ферстаппен выиграл семь Гран-при, но ни разу в карьере не занимал поул-позицию. Этот круг и один метр на финише все изменили
Первая победа в квалификации за пять сезонов в «Формуле-1».
К Максу Ферстаппену можно относиться по-разному, но трудно не признать: он — особенный пилот. В 17 лет голландец побил рекорд юности для дебютантов в Гран-при и самым молодым из попадавших в топ-10, а через год установил новые возрастные достижения для лидеров и победителей заездов. Он же стал самым молодым в истории пилотом, выигравшим несколько Гран-при.
Более того, он зажег и нынешний сезон, выиграв две шикарные гонки в Австрии и Германии. За последние 365 дней он ни разу не выпадал из топ-5 — таким не похвастаются Льюис Хэмилтон, Себастьян Феттель или Валттери Боттас.
В Нидерландах сходят по Ферстаппену с ума: от 40 до 80 тысяч фанатов следуют за ним по всему свету, и стенд с мерчем и кепками Макса есть даже на самой захудалой заправке на границе с Германией. Более того, популярность парня достигла таких высот, что специально для него «Формула-1» объявила о возвращении местного Гран-при в Зандворте, а болельщики уже отправили миллион заявок на билеты всего за три месяца. В честь Ферстаппена «Хонда» выпустила особую версию Civic, а сестра пилота Виктория создала целую именную линейку одежды. Макс — уже суперзвезда в свои 21.
Казалось, за последние пять лет в «Формуле-1» Макс должен был завоевать уже не один поул и стать еще и самым молодым победителем квалификаций в истории, но именно с решающими субботними заездами у молодого голландца постоянно не складывалось. Семь раз он подходил вплотную к цели — но оставался вторым.
Самым драматичная история – в прошлом году в Мексике: у Макса оставался последний шанс побить рекорд молодости Себастьяна Феттеля для обладателей поула, голландец доминировал в каждой практике и в каждом сегменте, но в решающий момент первым оказался его напарник Даниэль Риккардо. Судьбу лучшего достижения решили 0,026 секунд.
Ферстаппен почти побил рекорд «Формулы-1». Его стильно обокрал напарник
Следующий лучший шанс выпал Максу на Гран-при Германии: обе «Феррари» самоустранились из-за технических поломок, у Боттаса возникли проблемы с тормозами, и пилот «Ред Булл» остался один на один с заболевшим Хэмилтоном. И снова неудача — Ферстаппен вел на середине круга, но Льюис собрался и отыгрался. Все решила ошибка Макса на финальном секторе.
И вот теперь на Гран-при Венгрии Макс все-таки добился своего и стал сотым победителем квалификаций в истории «Ф-1».
1.14,572 — новый рекорд круга на «Хунгароринге». Правда, Боттас отстал на какие-то 0,018 секунд (примерно 1 метр дистанции) — поул вновь мог уплыть в последний момент. Естественно, радовались все: и механики «Ред Булл», и болельщики, и сам Макс.
Почему же Ферстаппен выстрелил именно в Венгрии?
Макс без сомнений блестяще отжигал весь сезон, но именно в Будапеште пазл наконец сложился.
Характер трека: большое количество медленных поворотов — но не обычных шпилек, где нужно нажать на тормоз в самый последний момент и просто завернуть руль. Здесь все решает смелость пилота: с какой же скоростью он решается проезжать эти повороты с риском вылететь в гравийные ловушки. Благодаря этому картодромному характеру результат зависит от гонщика больше, чем где-либо (да, даже больше, чем в Монако).
«Ред Булл» именно сейчас догнал «Мерседес» по скорости в медленных и среднескоростных поворотах. Судя по всему, штабу Ньюи удалось отлично настроить подвеску и баланс прижимной силы — Макс получил возможность направлять машину ровно так, как хотел.
Тем не менее, «Хонда» пока не дотягивает до мощности немецкой силовой установки: Боттас отыгрывал у Макса время на каждой прямой и быстром участке.
К примеру, идеальной иллюстрацией пилотажа Ферстаппена стал момент с проездом мимо вот этого высокого желтого бордюра.
Джордж Расселл в первом сегменте первым опробовал рисковый способ его прохождения с частичным наездом — теоретически так машина шире выезжает из предыдущего поворота и быстрее направляется в следующий, выигрывая несколько сотых секунды. Но при слишком активном разгоне заднюю часть может сорвать с поребрика, и тогда пилот потеряет в несколько раз больше на коррекцию траектории. Ферстаппен же направил машину ровно-ровно рядом с бордюром: так он выиграл почти все то же самое время, но без чрезмерного риска. Итог — лучшее время дня на этом секторе трассы.
Еще лучше уверенность при пилотаже Макса видна при сравнении его онборда с кругом напарника Пьера Гасли: француз постоянно пытался проехать поворот быстрее возможного и постоянно боролся с машиной, в то время как Ферстаппен точно и расчетливо выживал ровно сколько надо и сохранял постоянный угол руля. И да, Пьер в каждом вираже дергал руль намного сильнее, что всегда чревато срывом.
Неудивительно, что итоговый разрыв между ними составил 0,9 секунды.
«Макс проехал феноменальный круг, – сказал босс «Ред Булл» Кристиан Хорнер в эфире Sky SportsF1. – Ключевым стал третий отрезок трассы, где пилоты «Мерседеса» были особенно сильны. Макс знал, что ему нужно прибавить именно там, и он сумел идеально пройти последние повороты. Это и обеспечило ему победу над Боттасом».
В итоге Макс стал только четвертым в списке самых молодых обладателей поула — его обошел не только Себастьян Феттель, но и Шарль Леклер (да, новичок «Феррари» в Бахрейне был моложе на 142 дня) с Фернандо Алонсо. Но, похоже, этот вопрос на самом деле не так уж сильно волновал голландца.
«Для меня это никогда не имело значения, – объяснил гонщик. – Я знал, что это вопрос времени или удачи. Конечно, бывало, я и сам ошибался и упускал поул, но сегодня я наконец-то завоевал его. Конечно, я очень счастлив и рад за команду. Но еще больше рад за то, что мы быстро изменили ситуацию в тех зонах, где раньше отставали от соперников».
Да, кажется, теперь вся борьба в «Формуле-1» начнется заново.
Гонщик «Формулы-1» уснул прямо во время заезда. Мы не шутим!
Фото: Gettyimages.ru/Dan Mullan; REUTERS/Lisi Niesner
кстати, обрати внимание автор изменил подзаголовок..