Квята прозвали «Торпедой» за неумелые обгоны. Но теперь он красиво разрывает соперников
Собрали все его атаки за 2019-й – мегапрогресс очевиден.
Даниил Квят проводит лучший год в карьере за «Торо Россо» – за половину чемпионата 2019-го он уже набрал больше очков, чем за предыдущие 2,5 сезона за итальянскую команду (17 против 27). Можно даже сказать, что россиянин демонстрирует лучший перфоманс за все годы в «Формуле-1»: лишь на отрезке Гран-при Великобритании – Гран-при Сингапура в 2015-м у него была похожая стабильность результатов. Правда, тогда он ездил за «Ред Булл» и завершал заезды преимущественно на местах от шестого до второго, а теперь россиянину достался середняк с неявными претензиями на топ-10. Тем не менее Даниил и на болиде младшей команды воспользовался почти каждым шансом и шесть раз въехал в очковую зону. Финальным подвигом стал подиум на Гран-при Германии.
До увольнения из «Ред Булл» основной силой Квята считался стабильный гоночный темп, но по части квалификаций и особенно обгонов №26 не демонстрировал однозначного мастерства. Более того, из-за морального прессинга со стороны команды он бросался в чрезмерный риск и допускал результативные ошибки.
Именно безумная атака и подарила ему прозвище «Торпеда»: на Гран-при Китая 2016 года Даниил ринулся в невероятно опасный маневр в повороте.
Да, Даниил делал все по правилам и имел право на обгон, но три машины в ряд в среднескоростном повороте – это всегда высокая вероятность аварии, особенно с учетом внезапности атаки. В Шанхае Даниил успел проехать, но после гонки заслужил эпичную отповедь от Феттеля: «Ты влетел как торпеда!».
Буквально следующий же Гран-при в России доказал высокую степень риска подобных маневров с максимально поздним торможением – Квят приехал в зад «Феррари».
Колесо просто заблокировалось из-за «грязного воздуха» алой машины – Даниил уверял, что не пропустил точку торможения, но ему точно следовало бы вспомнить об аэродинамическом следе болидов «Формулы-1», влияющих на прижимную силу и динамику.
Новый Квят из 2019 года больше не допускает таких ошибок, не рискует просто так и не стремится выиграть позицию любой ценой как можно быстрее. Это не мешает ему стильно рвать соперников практически в каждой гонке: Даниил повзрослел и научился выбирать лучший момент для атаки. Теперь он – чуть ли не лучший по обгонам во всей «Формуле-1» и уж точно лидирует по части удачных атак в середине пелотона.
Последний обгон принес подиум на Гран-при Германии
Самый яркий, неоспоримый и наглядный пример техники нового Квята случился как раз в минувшие выходные: пилот «Торо Россо» воспользовался удачной тактикой с ранним переходом на самую мягкую резину для сухой погоды и показал лучший темп во всем пелотоне в ключевой момент гонки. Но для сохранения шанса на подиум одной скорости было недостаточно: Даниилу нужно было обогнать Ланса Стролла. Россиянин сделал это в спокойном и выверенном стиле.
Догнал канадца, потерпел полкруга за розовой машиной, открыл крыло DRS (устройство в заднем антикрыле болида – когда пластина поднимается, снижается лобовое сопротивление и скорость увеличивается на 7-12 км/ч. На последнем скрине его как раз видно) и объехал соперника в быстром повороте с минимальной потерей времени. На 100 процентов верное решение в условиях борьбы за топ-3 с монстрами вроде «Мерседеса» и «Феррари», когда каждая десятая секунды на счету.
К слову, адепты идеи «Квяту просто повезло» могут сравнить поведение Даниила с действиями Валттери Боттаса на чемпионской машине. Финн четыре круга провисел в секунде за канадцем, а когда команда приказала ему ускориться, все закончилось свиданием со стеной.
Еще раз: Боттас ехал в машине, выигравшей 9 гонок из 11. Машина Даниила не поднималась выше седьмого места в сезоне. Вряд ли можно сказать, что они были в равных условиях.
Гран-при Великобритании: 5 обгонов и прорыв на 8 позиций
После старта на 17 месте россиянин врубил форсаж и поехал исправлять ошибки квалификации: он последовательно опередил Антонио Джовинацци, Роберта Кубицу, Кими Райкконена, Джорджа Расселла, Ланса Стролла и Александра Албона (правда, последнего можно не считать и двух пилотов «Уильямса» можно не считать — они в тот момент явно не были конкурентами Даниилу).
Первая атака на «Альфа Ромео» – снова на прямой с минимальной потерей времени.
Беспощадный обгон Айсмена: финн выехал чуть широко в шпильке, у Квята оказался лучший разгон — без шансов для чемпиона 2007 года.
Атака на Стролла уже поинтереснее: очень внезапный для канадца маневр начался совсем издалека.
Но для нырка на внутреннюю траекторию в среднескоростной поворот с такого расстояния на самой жесткой резине нужны и смелость, и полный контроль над машиной. Квят выполнил маневр идеально: никаких блокировок, вылавливаний болида или выезда на поздний апекс (в гонках – виртуальная точка вершины поворота, в которой болид ближе всего к краю дороги и на которой обычно начинают разгон) потерей времени. Топ-класс.
Обгон на Гран-при Австрии на сломанной машине
На «Ред Булл Ринге» Квяту откровенно не повезло в квалификации: во время решающей попытки ему на пути попался Джордж Расселл. Пришлось выезжать за пределы трассы и прыгать по высоким поребрикам – Даниил не только потерял шанс на высокую стартовую позицию, но еще и сломал тормозной воздухозаборник.
Квят не виноват в провале на Гран-при Австрии. Да, опять защищаем Даниила – но у нас есть аргументы
Из-за технической неполадки шансов поправить положение в гонке не было: у тормозов упала эффективность, а вместе с ней пострадала и выработка энергии на гибридной силовой установке. Россиянину объективно было трудно кого-то обгонять, поскольку даже «Уильямсы» были быстрее на прямых, но один раз все-таки удалось.
Как видите, к проблеме пришлось подойти творчески: из-за нехватки максимальной скорости нельзя было просто объехать Кубицу в зоне DRS, а в точках жесткого торможения мешала поломка болида. Но Квят перехитрил соперника: нырнул вслед за Расселлом, оказался на более широкой траектории с лучшей разгонной динамикой, закрыл внутреннюю траекторию и фактически вынудил Роберта затормозить раньше нужного (поскольку поляк уже не мог снова занять оборонительную позицию).
Обгон равной машины на Гран-при Франции
Пусть гонщики «Торо Россо» и боролись за 14 место, но все равно – Даниил верно воспользовался выпавшей возможностью.
Албон слишком рано ушел на внутреннюю оборонительную траекторию, так что россиянину осталось только перетормозить напарника и не запутаться в безумном оформлении «Поля-Рикара».
Вот как это выглядело с машины Алекса: он смещается, когда поворота еще даже не видно.
Понимает ошибку и пытается вернуться, но уже поздно.
Летит в контратаку, но Квят умно перекрыл траекторию и сохранил позицию.
Честная и чистая борьба.
Стильный обгон «Макларена» в борьбе за очки на Гран-при Канады
В 2019-м оранжевая машина – уже не конкурент «Торо Россо», но иногда Квят все-таки ввязывается в борьбу с превосходящим по скорости соперником. Например, в Монреале Даниил воспользовался борьбой Карлоса Сайнса и Ланса Стролла и отвоевал себе зачетный балл.
Чистая победа в битве тормозов и идеальное попадание на апекс – причем все выполнено на жестких шинах! Кажется, испанец очень удивился такому повороту событий.
Только посмотрите, сколько Даниил проигрывал Строллу и Сайнсу перед секцией из двух прямых.
Секрет маневра – осознанное превышение предела возможного в каждом из поворотов, чтобы догнать и удержать позади превосходящий болид. После обгона Квяту даже пришлось корректировать траекторию рулем после раннего нажатия на педаль газа, но мастерство владения STR14 все решило.
Герой дня на Гран-при Испании
Трек в Барселоне считается одним из самых необгонных в «Формуле-1» – все из-за большого количества быстрых и среднескоростных поворотов, в которые можно въехать по единственной траектории. Поэтому в Испании часто случаются паровозики с атаками лишь на прямой старта-финиша с DRS.
В 2019-м Квят сломал систему: только посмотрите, как завораживающе он разделался с Кими Райкконеном как раз в одном из быстрых поворотов!
Обгон Нико Хюлькенберга ничуть не хуже: Даниил не стал рисковать в вираже, сохранил преимущество в скорости в воздушном мешке и вовремя выскочил из-за хвоста «Рено» в поворот.
И уже по классике — обгон Кевина Магнуссена без потери времени, который позволил Квяту взобраться на виртуальную восьмую позицию
Датчанин пытался разбить слипстрим и одновременно сместиться на оборонительную траекторию, но россиянин держался за «Хаасом» ровно сколько нужно, а потом вовремя сменил направление, одновременно выиграв у соперника на торможении. Как по учебнику.
Гран-при Азербайджана: обгон в борьбе за топ-10
Да, в той гонке Даниил точно мог добиться больше после старта с шестой позиции, но даже после смерти шин и очень ранней остановки в боксах №26 не сдался. В результате ему пришлось попотеть с прорывом мимо конкурентов – и главным маневром стала атака на Ромена Грожана в борьбе за десятую строчку.
Да, простой DRS-обгон, но почему бы и нет? У некоторых ребят вроде Пьера Гасли в Германии и такое не всегда получается.
Обгон «Ред Булл» на Гран-при Австралии
Кстати, насчет противостояния с французом: Даниил с первой же гонки после возвращения в «Формулу-1» схлестнулся со вторым пилотом «быков» – и вышел победителем.
Смотрите, Гасли только выехал из боксов.
Квят это заметил и сразу же выбрал более широкую траекторию для лучшего разгона на следующей прямой.
Моментально достал машину из топ-3.
Сразу же реализовал полученное предыдущим маневром преимущество в скорости и просунул на внешнюю траекторию три четверти корпуса – к слову, все это проделылвал снова на жестких шинах, в то время как на болиде «Ред Булл» стоял самый мягкий состав.
Уехал еще до точки торможения.
Точное попадание на апекс — никаких шансов для контратаки.
Конечно, можно оправдывать Пьера непрогретой резиной, но практически в каждой гонке находится пилот в схожей ситуации — и как правило пилоты на топ-машинах не уступают середнякам (а часто даже и другим топам).
С точки зрения атакующего такой маневр всегда чрезвычайно сложен: фактически его нужно готовить за один-два поворота. Для этого план атаки нужно составлять моментально – и у Квята на решение были те полсекунды, пока он сбрасывал скорость в точке торможения после стартовой прямой. Если бы он промедлил хотя бы на одно мгновение, то въехал бы в вираж по обычной траектории, которую уже занимал Гасли – в результате «Торо Россо» уткнулась в «Ред Булл» еще до выезда на прямую, а россиянину пришлось бы сбрасывать темп, чтобы не столкнуться. Тогда никакого обгона и героического десятого места не было бы.
Квят больше не допускает результативных ошибок
Отсутствие фэйлов на регулярной основе даже еще важнее успехов: в прошлом все и так знали, что Даниил способен гонять на топовом уровне, но он регулярно время от времени ошибался. Причем большинство его ошибок заканчивались отрицательно: например, встреча со стеной в Сингапуре (после которого ему и дали первый отпуск на две гонки), столкновение с напарником в Великобритании, завоз в стену Кевина Магнуссена в Монако или торпедирование Фернандо Алонсо и еще нескольких пилотов в Австрии.
Квят постоянно попадает в аварии. Что с ним не так?
Но в 2019-м мы увидели совсем другого №26: фактически он допустил лишь одну серьезную ошибку за все 12 гонок — вылетел на гравий на первом заезде сезона при атаке Стролла. Причем его заезд не завершился — россиянин вернулся на трек (как раз после этого он и разделался с Гасли).
Больше Даниил вообще не допускал ошибок – ни вынужденных, ни случайных (Гран-при Китая и столкновение с «Макларенами» в расчет не берем – авария стала результатом неудачного стечения обстоятельств, судьи явно погорячились со штрафом). Особо показателен как раз Гран-при Германии: помарки разной степени тяжести совершали вообще все: от лидера чемпионата Льюиса Хэмилтона до победителя гонки Макса Ферстаппена (его один раз развернуло в начале заезда, если вы забыли). Себастьян Феттель, к примеру, половину заезда проторчал за Кими Райкконеном и тем самым потерял шанс подняться еще выше. Валттери Боттас, Пьер Гасли и Шарль Леклер вообще расколотили болиды. Александр Албон гениально ехал четвертым, а потом упустил четыре позиции буквально за круг. Автора гениальной тактики Стролла тоже разворачивало в первой половине заезда. Бывший напарник Квята Карлос Сайнс на середине Гран-при только каким-то чудом спас болид от встречи со стеной.
В «Формуле-1» хаос: топы вылетали и разбивали машины, на подиум приехали с последнего места
Лишь один гонщик ровно и без единой ошибочки преодолел все 64 круга по «Хоккенхаймрингу» – Даниил Квят. И этот факт был бы сам по себе чрезвычайно важен даже без подиума – россиянин действительно вырос и избавился от слабостей предыдущих лет. Теперь он – самый настоящий топ-пилот безо всяких авансов.
Фото: Gettyimages.ru/Alexander Hassenstein, Mark Thompson, Charles Coates
молодец!