Ярно Трулли vs Дженсон Баттон
Ярно Трулли, как и Джанкарло Физикелла, был одним из немногих представителей Итальянской Республики в Формуле-1 во второй половине 1990-х. «Немногих» - относительно, конечно, лет предыдущих, когда едва ли не десяток итальянцев были представлены в Королевских гонках. Времена изменились, и именно на Физико и Ярно была сделана ставка болельщиками из Страны, похожей на сапог.
Трулли начал свою карьеру в 1997 году с Минарди, где провел всего полсезона, после чего заменил в Просте травмированного Оливье Паниса. Справляясь потом с трудной машиной на протяжении еще двух лет, Ярно заставил обратить на себя внимание и продолжил свое дело в Джордане. Первый шанс на большие призы датированы 2003-2004 гг, то есть в самом экваторе карьеры итальянца, но ругань с Флавио Бриаторе практически автоматом направила его в Тойоту. В японской конюшне Трулли еще 5 лет будет пытаться выиграть хотя бы одну гонку, лишь время от времени претендуя на подиумы. Карьера уроженца Пескары завершится в Лотусе после двух лет в статусе аутсайдера.
Впрочем, речь пойдет не о двух последних до недавнего времени итальянцах в Формуле-1, а о сравнении одного из них с Дженсоном Баттоном. Ярно Трулли выступал с британцем в Рено в 2002 году, что станет главным предметом сравнения. Кроме того, в 2003-2004 гг итальянец делил боксы той же команды с Фернандо Алонсо, а Дженс – в 2015-2016 гг в МакЛарене. И, наконец, Трулли выступал в Тойоте с Ральфом Шумахером в 2005-2007 гг, когда как Баттон соревновался с немцем на одинаковых машинах в 2000 году, в Уильямсе.
Сравнение Трулли и Баттона:
2002: по сути оставшись в ребрендированной команде, Дженсон Баттон сумел, наконец, провести успешный сезон после двух разгромов от Джанкарло Физикеллы и Ральфа Шумахера. Отрадно для англичанина было то, что Трулли уже тогда был опытным бойцом, подходившим к пику своей карьеры. Бывший пилот Джордана вновь одолел очередного своего напарника по квалификациям со счетом 12:5, лучше смотрелся в гонках, оказавшись четырежды впереди своего напарника в 6 случаях обоюдных финишей. Впрочем, очков Баттон набрал больше (14:9). Возможно, столь ощутимая по тем временам разница обусловлена тем, что Трулли на два раза больше сошел с дистанции, чем партнер по команде. Да и оба пилота заняли 7 и 8 места в личном зачете…
Сравнение Баттона и Ральфа Шумахера:
2000: после ужаснейшего сезона Алессандро Дзанарди в напарники к набирающему мощь Ральфу Шумахеру представили молоденького 20-летнего уроженца Сомерсета, Дженсона Баттона. Надо признать, что немец очень уверенно расправился с партнером по команде. Дженс только однажды опередил на финише Шумахера в шести случаях, когда оба пересекли черту; выиграл 6 квалификаций во время 17 этапов и набрал в два раза меньше очков (12:24).
Сравнение Трулли и Шумахера:
2005: именно Тойота стала топ-командой с большим бюджетом и двумя классными гонщиками, проиграв 3 место Феррари в Кубке конструкторов только из-за той самой гонки в США, где Трулли, кстати, взял поул. То же самое достижение будет и Ральфа в Японии, а также еще будет множество подиумов. Внутри команды Ярно вновь не оставлял шансов в субботу (14:4) и переиграл Ральфа по обоюдным финишам впереди со счетом 8:6, правда набрав на 2 очка меньше (43:45).
2006: оставить скорость на том же уровне японскому концерну не удалось. Ярно в третий раз в карьере «сыграл вничью» с напарником по квалификациям при счете 8:8 (до 2011 года Трулли вообще никому не проиграл в квалификациях). На финише итальянец на сей раз оказывался позже пять раз из восьми и очков набрал на 5 меньше (15:20)
2007: решающий раунд меньше Трулли и Шумахером прошел полностью под диктовку итальянца. Он громил немца в субботу (14:3), с трудом выиграл показатели обоюдных финишей со счетом 5:4, а также набрал 8 очков против 5 у Ральфа. Как вы понимаете, скорость Тойоты окончательно ушла. Шумахер-младший же ушел после сезона-2007 из Формулы-1.
Сравнение Алонсо и Трулли:
2003: дождавшись своего шанса после годовой работы тест-пилотом, Фернандо Алонсо начал заявлять о себе с самых первых гонок того чемпионата (испанец за 5 Гран-При умудрился трижды побывать на пьедестале и заработать поул). Ярно выступал куда скромнее, но в квалификациях себе не изменял – ничья 8:8. В гонках, правда, все было подконтрольно Фернандо, ведь он при семи обоюдных финишах лишь дважды уступил напарнику и набрал на 22 очка больше (55:33)!
2004: годом позже, надо сказать, Ярно Трулли был уже немного другим. Учитывая итоговый скандал с Бриаторе и разрыв с Рено, сравнение необходимо проводить по 15 совместно проведенным в том сезоне этапам. Так вот Ярно одержал единственную в том сезоне для команды и для себя в карьере победу с поула в Монако, взял еще один поул-позишн, когда как у Алонсо подобное достижение в 2004-ом было только одно. Трулли победил с минимальным разрывом в квалификациях, оба по 4 раза опережали друг друга в гонках при обоюдных финишах. А теперь внимание! Ярно Трулли набрал на одно очко больше Фернандо Алонсо за эти 15 Гран-При при том, что конфликт назревал-назревал и во время последних пяти итальянец не набирал очков!
Сравнение Алонсо и Баттона:
2015: переход на двигатели Хонда стал причиной возвращения Фернандо Алонсо в стан МакЛарена. По его словам 2014 года можно проследить, что выиграть титул можно либо на моторах Мерседес, либо не на Рено и Феррари, то есть на Хонде. Как мы все помним, план не удался, и обладатели трех титулов на двоих частенько сходили с дистанции, боролись в последних рядах, случайно и редко зарабатывали очки. Дженсон Баттон проиграл своему напарнику по квалификациям 8:10, но лучше смотрелся в гонках (5:4). По очках также Дженс переиграл своего визави со счетом 16:11.
2016: прогресс Хонды и шасси позволил МакЛарену выйти на новый уровень, что сполна доказал случайно дебютировавший Стоффель Вандорн, взявший в своей первой гонке одно очко. Впрочем, Дженсон, видимо, уже готовился к отставке, начиная с весны, и проиграл борьбу Нандо по всем статьям. В субботу британец оказывался быстрее лишь 5 раз из 20 Гран-При, в воскресенье был впереди при обоюдном финише также 5 раз против семи у Алонсо. По очкам испанец переиграл своего напарника со счетом 54:21.
Трулли vs Баттон:
Квалификации: 12/5 в пользу Трулли
Гонки: 4/2 в пользу Трулли
Очки: 9/14 в пользу Баттона
Итог: условное равенство между пилотами по совокупности показателей
Баттон vs Шумахер:
Квалификации: 6/11 в пользу Шумахера (35,29%)
Гонки: 1/6 в пользу Шумахера (14,28%)
Очки: 12/24 в пользу Шумахера (33,33% от очков Уильямса в том году)
Итог: безоговорочная победа Шумахера по всем трем показателям
Трулли vs Шумахер:
Квалификации: 37/16 в пользу Трулли (69,81%)
Гонки: 16/15 в пользу Трулли (51,61%)
Очки: 66/70 в пользу Шумахера (48,53% от очков Тойоты за тот период)
Итог: волевая победа Трулли
Алонсо vs Трулли:
Квалификации: 15/16 в пользу Трулли (51,61%)
Гонки: 9/6 в пользу Алонсо (40%)
Очки: 100/89 в пользу Алонсо (47,09% от очков Рено за тот период)
Итог: волевая победа Алонсо по совокупности показателей
Алонсо vs Баттон:
Квалификации: 25/13 в пользу Алонсо (34,21%)
Гонки: 11/8 в пользу Алонсо (42,11%)
Очки: 65/31 в пользу Алонсо (32,29% от очков МакЛарена за тот период)
Итог: безоговорочная победа Алонсо по всем трем показателям
Вывод:
Исходя из совместных выступлений Ярно Трулли и Дженсона Баттона в 2002 году в Рено, проведенных сезонов бок о бок с Ральфом Шумахером и Фернандо Алонсо, можно сделать вывод о том, что итальянец безоговорочно намного лучше смотрелся в квалификациях, чем в гонках. По воскресеньям поддерживать темп своих коллег Трулли не удавалось, за что его прозвали «паровозиком». Впрочем, если смотреть конкретные цифры относительно Баттона, то Ярно лучше выглядел на фоне Алонсо и Ральфа.
Однако встает вопрос, кто тогда лучше: Физико или Ярно? Оба выступали с Шумахером-младшим, Фернандо Алонсо и Дженсоном Баттоном. Это можно просто проследить по анализу сравнений.
Шумахер vs Физикелла:
Квалификации: 7/10 в пользу Физикеллы (58,82%)
Гонки: 3/2 в пользу Шумахера (40%)
Очки: 13/20 в пользу Физикеллы (60,6% от очков Джордана в том году)
Итог: победа Физикеллы
Трулли vs Шумахер:
Квалификации: 37/16 в пользу Трулли (69,81%)
Гонки: 16/15 в пользу Трулли (51,61%)
Очки: 66/70 в пользу Шумахера (48,53% от очков Тойоты за тот период)
Итог: волевая победа Трулли
Трулли vs Баттон:
Квалификации: 12/5 в пользу Трулли
Гонки: 4/2 в пользу Трулли
Очки: 9/14 в пользу Баттона
Итог: условное равенство между пилотами по совокупности показателей
Баттон vs Физикелла:
Квалификации: 4/13 в пользу Физикеллы (23,53%)
Гонки: 1/8 в пользу Физикеллы (11,11%)
Очки: 2/8 в пользу Физикеллы (20% от 10 очков Бенеттона в том году)
Итог: безоговорочная победа Физикеллы по всем трем показателям
Алонсо vs Физикелла:
Квалификации: 26/11 в пользу Алонсо (29,73%)
Гонки: 23/5 в пользу Алонсо (17,86%)
Очки: 267/130 в пользу Алонсо (32,75% от очков Рено за тот период)
Итог: безоговорочная победа Алонсо по всем трем показателям
Алонсо vs Трулли:
Квалификации: 15/16 в пользу Трулли (51,61%)
Гонки: 9/6 в пользу Алонсо (40%)
Очки: 100/89 в пользу Алонсо (47,09% от очков Рено за тот период)
Итог: волевая победа Алонсо по совокупности показателей
Рейтинг пилотов (на будущее):
Фернандо Алонсо
Льюис Хэмильтон
Ярно Трулли
Джанкарло Физикелла
Нико Росберг
Дженсон Баттон
Фелипе Масса
Кими Райкконен
Марк Уэббер
Рубенс Баррикелло
Эдди Ирвайн
Джонни Херберт