8 мин.

Ярно Трулли vs Дженсон Баттон

Ярно Трулли, как и Джанкарло Физикелла, был одним из немногих представителей Итальянской Республики в Формуле-1 во второй половине 1990-х. «Немногих» - относительно, конечно, лет предыдущих, когда едва ли не десяток итальянцев были представлены в Королевских гонках. Времена изменились, и именно на Физико и Ярно была сделана ставка болельщиками из Страны, похожей на сапог.

Трулли начал свою карьеру в 1997 году с Минарди, где провел всего полсезона, после чего заменил в Просте травмированного Оливье Паниса. Справляясь потом с трудной машиной на протяжении еще двух лет, Ярно заставил обратить на себя внимание и продолжил свое дело в Джордане. Первый шанс на большие призы датированы 2003-2004 гг, то есть в самом экваторе карьеры итальянца, но ругань с Флавио Бриаторе практически автоматом направила его в Тойоту. В японской конюшне Трулли еще 5 лет будет пытаться выиграть хотя бы одну гонку, лишь время от времени претендуя на подиумы. Карьера уроженца Пескары завершится в Лотусе после двух лет в статусе аутсайдера.

Впрочем, речь пойдет не о двух последних до недавнего времени итальянцах в Формуле-1, а о сравнении одного из них с Дженсоном Баттоном. Ярно Трулли выступал с британцем в Рено в 2002 году, что станет главным предметом сравнения. Кроме того, в 2003-2004 гг итальянец делил боксы той же команды с Фернандо Алонсо, а Дженс – в 2015-2016 гг в МакЛарене. И, наконец, Трулли выступал в Тойоте с Ральфом Шумахером в 2005-2007 гг, когда как Баттон соревновался с немцем на одинаковых машинах в 2000 году, в Уильямсе.

Сравнение Трулли и Баттона:

2002: по сути оставшись в ребрендированной команде, Дженсон Баттон сумел, наконец, провести успешный сезон после двух разгромов от Джанкарло Физикеллы и Ральфа Шумахера. Отрадно для англичанина было то, что Трулли уже тогда был опытным бойцом, подходившим к пику своей карьеры. Бывший пилот Джордана вновь одолел очередного своего напарника по квалификациям со счетом 12:5, лучше смотрелся в гонках, оказавшись четырежды впереди своего напарника в 6 случаях обоюдных финишей. Впрочем, очков Баттон набрал больше (14:9). Возможно, столь ощутимая по тем временам разница обусловлена тем, что Трулли на два раза больше сошел с дистанции, чем партнер по команде. Да и оба пилота заняли 7 и 8 места в личном зачете…

Сравнение Баттона и Ральфа Шумахера:

2000: после ужаснейшего сезона Алессандро Дзанарди в напарники к набирающему мощь Ральфу Шумахеру представили молоденького 20-летнего уроженца Сомерсета, Дженсона Баттона. Надо признать, что немец очень уверенно расправился с партнером по команде. Дженс только однажды опередил на финише Шумахера в шести случаях, когда оба пересекли черту; выиграл 6 квалификаций во время 17 этапов и набрал в два раза меньше очков (12:24).

Сравнение Трулли и Шумахера:

2005: именно Тойота стала топ-командой с большим бюджетом и двумя классными гонщиками, проиграв 3 место Феррари в Кубке конструкторов только из-за той самой гонки в США, где Трулли, кстати, взял поул. То же самое достижение будет и Ральфа в Японии, а также еще будет множество подиумов. Внутри команды Ярно вновь не оставлял шансов в субботу (14:4) и переиграл Ральфа по обоюдным финишам впереди со счетом 8:6, правда набрав на 2 очка меньше (43:45).

2006: оставить скорость на том же уровне японскому концерну не удалось. Ярно в третий раз в карьере «сыграл вничью» с напарником по квалификациям при счете 8:8 (до 2011 года Трулли вообще никому не проиграл в квалификациях). На финише итальянец на сей раз оказывался позже пять раз из восьми и очков набрал на 5 меньше (15:20)

2007: решающий раунд меньше Трулли и Шумахером прошел полностью под диктовку итальянца. Он громил немца в субботу (14:3), с трудом выиграл показатели обоюдных финишей со счетом 5:4, а также набрал 8 очков против 5 у Ральфа. Как вы понимаете, скорость Тойоты окончательно ушла. Шумахер-младший же ушел после сезона-2007 из Формулы-1.

Сравнение Алонсо и Трулли:

2003: дождавшись своего шанса после годовой работы тест-пилотом, Фернандо Алонсо начал заявлять о себе с самых первых гонок того чемпионата (испанец за 5 Гран-При умудрился трижды побывать на пьедестале и заработать поул). Ярно выступал куда скромнее, но в квалификациях себе не изменял – ничья 8:8. В гонках, правда, все было подконтрольно Фернандо, ведь он при семи обоюдных финишах лишь дважды уступил напарнику и набрал на 22 очка больше (55:33)!

2004: годом позже, надо сказать, Ярно Трулли был уже немного другим. Учитывая итоговый скандал с Бриаторе и разрыв с Рено, сравнение необходимо проводить по 15 совместно проведенным в том сезоне этапам. Так вот Ярно одержал единственную в том сезоне для команды и для себя в карьере победу с поула в Монако, взял еще один поул-позишн, когда как у Алонсо подобное достижение в 2004-ом было только одно. Трулли победил с минимальным разрывом в квалификациях, оба по 4 раза опережали друг друга в гонках при обоюдных финишах. А теперь внимание! Ярно Трулли набрал на одно очко больше Фернандо Алонсо за эти 15 Гран-При при том, что конфликт назревал-назревал и во время последних пяти итальянец не набирал очков!

Сравнение Алонсо и Баттона:

2015: переход на двигатели Хонда стал причиной возвращения Фернандо Алонсо в стан МакЛарена. По его словам 2014 года можно проследить, что выиграть титул можно либо на моторах Мерседес, либо не на Рено и Феррари, то есть на Хонде. Как мы все помним, план не удался, и обладатели трех титулов на двоих частенько сходили с дистанции, боролись в последних рядах, случайно и редко зарабатывали очки. Дженсон Баттон проиграл своему напарнику по квалификациям 8:10, но лучше смотрелся в гонках (5:4). По очках также Дженс переиграл своего визави со счетом 16:11.

2016: прогресс Хонды и шасси позволил МакЛарену выйти на новый уровень, что сполна доказал случайно дебютировавший Стоффель Вандорн, взявший в своей первой гонке одно очко. Впрочем, Дженсон, видимо, уже готовился к отставке, начиная с весны, и проиграл борьбу Нандо по всем статьям. В субботу британец оказывался быстрее лишь 5 раз из 20 Гран-При, в воскресенье был впереди при обоюдном финише также 5 раз против семи у Алонсо. По очкам испанец переиграл своего напарника со счетом 54:21.

Трулли vs Баттон:

Квалификации: 12/5 в пользу Трулли

Гонки: 4/2 в пользу Трулли

Очки: 9/14 в пользу Баттона

Итог: условное равенство между пилотами по совокупности показателей

Баттон vs Шумахер:

Квалификации: 6/11 в пользу Шумахера (35,29%)

Гонки: 1/6 в пользу Шумахера (14,28%)

Очки: 12/24 в пользу Шумахера (33,33% от очков Уильямса в том году)

Итог: безоговорочная победа Шумахера по всем трем показателям

Трулли vs Шумахер:

Квалификации: 37/16 в пользу Трулли (69,81%)

Гонки: 16/15 в пользу Трулли (51,61%)

Очки: 66/70 в пользу Шумахера (48,53% от очков Тойоты за тот период)

Итог: волевая победа Трулли

Алонсо vs Трулли:

Квалификации: 15/16 в пользу Трулли (51,61%)

Гонки: 9/6 в пользу Алонсо (40%)

Очки: 100/89 в пользу Алонсо (47,09% от очков Рено за тот период)

Итог: волевая победа Алонсо по совокупности показателей

Алонсо vs Баттон:

Квалификации: 25/13 в пользу Алонсо (34,21%)

Гонки: 11/8 в пользу Алонсо (42,11%)

Очки: 65/31 в пользу Алонсо (32,29% от очков МакЛарена за тот период)

Итог: безоговорочная победа Алонсо по всем трем показателям

Вывод:

Исходя из совместных выступлений Ярно Трулли и Дженсона Баттона в 2002 году в Рено, проведенных сезонов бок о бок с Ральфом Шумахером и Фернандо Алонсо, можно сделать вывод о том, что итальянец безоговорочно намного лучше смотрелся в квалификациях, чем в гонках. По воскресеньям поддерживать темп своих коллег Трулли не удавалось, за что его прозвали «паровозиком». Впрочем, если смотреть конкретные цифры относительно Баттона, то Ярно лучше выглядел на фоне Алонсо и Ральфа.

Однако встает вопрос, кто тогда лучше: Физико или Ярно? Оба выступали с Шумахером-младшим, Фернандо Алонсо и Дженсоном Баттоном. Это можно просто проследить по анализу сравнений.

Шумахер vs Физикелла:

Квалификации: 7/10 в пользу Физикеллы (58,82%)

Гонки: 3/2 в пользу Шумахера (40%)

Очки: 13/20 в пользу Физикеллы (60,6% от очков Джордана в том году)

Итог: победа Физикеллы

Трулли vs Шумахер:

Квалификации: 37/16 в пользу Трулли (69,81%)

Гонки: 16/15 в пользу Трулли (51,61%)

Очки: 66/70 в пользу Шумахера (48,53% от очков Тойоты за тот период)

Итог: волевая победа Трулли

Трулли vs Баттон:

Квалификации: 12/5 в пользу Трулли

Гонки: 4/2 в пользу Трулли

Очки: 9/14 в пользу Баттона

Итог: условное равенство между пилотами по совокупности показателей

Баттон vs Физикелла:

Квалификации: 4/13 в пользу Физикеллы (23,53%)

Гонки: 1/8 в пользу Физикеллы (11,11%)

Очки: 2/8 в пользу Физикеллы (20% от 10 очков Бенеттона в том году)

Итог: безоговорочная победа Физикеллы по всем трем показателям

Алонсо vs Физикелла:

Квалификации: 26/11 в пользу Алонсо (29,73%)

Гонки: 23/5 в пользу Алонсо (17,86%)

Очки: 267/130 в пользу Алонсо (32,75% от очков Рено за тот период)

Итог: безоговорочная победа Алонсо по всем трем показателям

Алонсо vs Трулли:

Квалификации: 15/16 в пользу Трулли (51,61%)

Гонки: 9/6 в пользу Алонсо (40%)

Очки: 100/89 в пользу Алонсо (47,09% от очков Рено за тот период)

Итог: волевая победа Алонсо по совокупности показателей

Рейтинг пилотов (на будущее):

  1. Фернандо Алонсо

  2. Льюис Хэмильтон

  3. Ярно Трулли

  4. Джанкарло Физикелла

  5. Нико Росберг 

  6. Дженсон Баттон

  7. Фелипе Масса

  8. Кими Райкконен

  9. Марк Уэббер

  10. Рубенс Баррикелло

  11. Эдди Ирвайн

  12. Джонни Херберт