Марк Уэббер vs Кими Райкконен
Относительно поздно для начала XXI века дебютировав в Формуле-1, Марк Уэббер, пожалуй, выбрал довольно подходящий момент для начала выступлений в Королеве автоспорта. Показав, на что способен в Минарди, австралиец заслужил место в середняке - Ягуаре, откуда перешел в Уильямс, потерявший свою мощь времен Шумахера-Монтойи. Проведя там два года, Уэббер принимает предложение Ред Булла, что был примерно такого же уровня - еще два года в средних рядах.
Ред Булл позволил Марку Уэбберу впервые в карьере стабильно претендовать на победы и подиумы в 2009 году. Австралийцу уже было 33 года. Так «хорошист» среди «талантливых» поздно пришел в Ф-1 после успехов в Формуле-3000 и других сериях, затерялся в средних рядах на много лет и получил свой шанс почти под занавес своей карьеры. Фактически у Марка был лишь один шанс на титул - в 2010 году, но сход в Корее, растрата там всего преимущества и провал финальной гонки в ОАЭ поставили крест даже на вице-чемпионском звании.
Уэббер трижды был третьим по итогам года: 2010-2011, 2013 гг. Во всех случаях он проигрывал две позиции своему напарнику по Ред Буллу Себастьяну Феттелю (чемпиону мира в те годы, разумеется). По статистике Марк почти идентичен Фелипе Массе и Дженсону Баттону, но мы постараемся сравнить австралийца именно с Кими Райкконеном, дабы финн также провел большое количество времени бок о бок с Феттелем и имел опыт борьбы с Ником Хайдфельдом в Заубере. Сам же Уэббер встречался с Ником в Уильямсе в 2005-ом. Кроме того, оба пилота гонялись с Дэвидом Култхардом: Кими в 2002-2004 гг в МакЛарене, а Марк - в 2007-2008 гг в Ред Булле.
Сравнение Хайдфельда и Райкконена:
2001: неоднозначно дебютировав в Ф-1 в Просте, Ник принимает предложение Заубера, что после ухода опытных гонщиков, на протяжении долгих лет неизменно населявших Хинвиль, пошел на опрометчивый шаг - посадить двух совсем юных спортсменов за руль. Хайдфельд, обладая преимуществом в один год опыта, расправился с Кими, но еле-еле выиграв квалификации со счетом 10:7, заработав 12 очков против 9 у финна и оказавшись четырежды впереди напарника при семи обоюдных финишах.
Сравнение Уэббера и Хайдфельда:
2005: после ухода из Ягуара Марк, наконец, встретился с достойным ему соперником, таким же не слишком удачливым Ником Хайдфельдом, что заслужил из Заубера перейти в топ-команду, а не в погибающий Джордан. Уильямс после смены поколений приютил в последний год альянса с БМВ двух талантливых пилотов, что никак не могли бросить вызов большим ребятам. Это, надо сказать, им удалось: поул, еще один первый ряд, двойной подиум в Монако и еще пара пьедесталов Ника. По субботам Уэббер оказался сильнее в 9 из 14 квалификаций до травмы Хайдфельда, но при обоюдных финишах немец оказывался впереди 4 раза против 3 у напарника. Очков Ник также набрал больше - 28:24.
Сравнение Райкконена и Култхарда:
2002: ушёл финн, да здравствует новый финн. Именно так сошлись звезды в МакЛарене, где молоденький Кими с однолетним стажем пришел к матерому Дэвиду Култхарду, которому так и не удалось за столько лет одолеть Феррари и Мику Хаккинена в течение одного взятого сезона. Райкконен часто сходил, чего не скажешь про опытного шотландца, но в скорости не уступал. На 17 этапах Кими был быстрее напарника в 10 случаях, а при всего трех обоюдных финишах проиграл лишь однажды. Правда, очков из-за сходов набрал всего 24 против 41 у напарника.
2003: в год первой борьбы за чемпионство Райкконена многое поменялось. Парадоксально, что первый этап сезона выиграл именно Дэвид... Но затем Кими выдал великолепную серию подиумов и разыгрывал первые три места с Шуми и Монти, а DC остался в группе Ральфа, Алонсо и Рубенса. Айсмен вновь одержал победу в 10 квалификациях, но уже в 16 этапах, 8 раз оказывался впереди напарника, проиграв лишь при победе Култхарда в Австралии. Райкконен набрал 91 очко, повторив рекордное достижение для вице-чемпиона Дэймона Хилла в 1994 году, опередив партнера по команде на 40 баллов.
2004: в свой последний год в МакЛарене Дэвид впервые не заработал ни одного подиума за сезон и провел свой худший чемпионат. Кими, пожалуй, ожидал еще один МП4, способный хотя бы повторить прошлогодний успех, но не вышло: финн сумел стать лишь седьмым, уступив очко Ярно Трулли, но опередил напарника на 3 позиции, набрав 45 баллов против 24 у шотландца. По субботам Райкконен вновь взял верх со счетом 12:6, в гонках при обоюдных финишах также одолел ушедшего из МакЛарена легендарного пилота - 7:2.
Сравнение Уэббера и Култхарда:
2007: после ухода из МакЛарена, Култхард, надо сказать, преобразился и в 2005-2006 гг выступал очень ярко, тянул команду за собой и даже заработал подиум. То же самое можно было сказать и про Марка времен Ягуара, правда, без подиума. И вот он снова в Милтон-Кинсе. 30-летний австралиец разгромил 36-летнего шотландца по квалификациям со счетом 15:2, трижды при 4 обоюдных финишах пересекал линию раньше напарника, но набрал на 4 очка меньше! 10:14 в пользу опыта.
2008: заключительный сезон в больших призах Дэвид, надо признать, провел в пол ноги. Он снова бессовестно проиграл квалификации со счетом 15:3, в 11 случаях обоюдных финишах лишь дважды сумел опередить Уэббера, а по очкам Марку проиграл 13 пунктов (21:8).
Сравнение Уэббера и Феттеля:
2009: впечатлив всех за рулём Торо-Россо, Себ оказывается в старшей команде, которая, наконец, благодаря многолетней работе Эдриана Ньюи стала одним из лидеров. К сожалению, для Милтон-Кинса Браун в начале сезона был недосягаем и, создав себе задел в первой половине чемпионата, уверенно довел дело до двух титулов. Правда, Феттелю удалось переиграть Рубенса Баррикелло и стать в 22 года вице-чемпионом. Марк уступил бразильцу 7,5 очков, напарнику - 14,5. В квалификациях молодой немец разгромил австралийца со счетом 14:3, а в гонках 6 раз в 10 случаях финишировал впереди.
2010: как уже было ранее сказано, Марк в самой концовке чемпионата упустил титул. Тот сезон был наполнен яростной борьбой Феррари, МакЛарена и Ред Булла, где каждый из пилотов то проваливался, то поднимался на вершину от Гран-При к Гран-При. Не без воли случая Феттель стал чемпионом мира, переиграв Алонсо и напарника, что выиграл 7 квалификаций из 19 этапов, 5 раз оказывался впереди из 15 гонок с обоюдными финишами и проиграл лишь 14 очков и два места новому королю Ф-1.
2011: коронованный немец продолжил свое победное шествие и разгромил всех годом позже, оставив вопрос лишь для вице-чемпионства, что достался Баттону, а не Марку, который уступил британцу 12 баллов, напарнику - 134... (392:258) По субботам Себ при тех же 19 Гран-При дал себя опередить лишь во время трёх уик-эндов, а в гонках оказывался быстрее 15 раз из 17 возможных.
2012: до азиатского турне казалось, что песенка Феттеля спета, и теперь он точно не станет чемпионом, ведь проигрывает за 7 этапов до конца 39 баллов Фернандо Алонсо, а также 3 позиции. Марк был совсем неподалеку от напарника. Плотность была настолько высока, что занимавшие 4 и 5 строчку пилоты Ред Булла приносили своей команде первенство в Кубке конструкторов. Себастьян вновь забрал свое в конце сезона и особенно в последней гонке, а Уэббер - наоборот пропустил даже Баттона. Впрочем, Марк почти сравнялся по квалификациям с Феттелем - 8:11, но в гонках, хоть и с прогрессом, все было также плачевно - 5:11, по очкам 179:281...
2013: последний сезон в карьере Марка Уэббера был ознаменован отсутствием побед впервые с 2008 года, постоянным проигрышам напарнику до введения новых старых шин, и уж тем более после этого события, а также случайным 3 местом в личном зачете, благодаря уходу Кими из Лотуса и смене, опять же, покрышек. Два поула австралийца в конце сезона так и не дали пойти на второй десяток побед, все забрал себе Феттель, набравший рекордное до 2018 года количество очков, одержавший рекордные 9 побед подряд. Уэббер ни разу не опередил напарника в гонках, лишь дважды сумев его переквалифицировать в 19 этапах и набрал всего 199 очков против 397 у Себастьяна...
Сравнение Райкконена и Феттеля:
2015: после пощечины от Даниэля Риккьярдоь непобедимый, казалось бы, немец отправился на место Фернандо Алонсо в Феррари, которая смогла ему дать машину, способную уже во второй гонке за Скудерию одержать победу. Впрочем, с Мерседесом противостоять было невозможно, и Феттель был чистым №3. Кими же оставили, и финн намного скромнее выступал четырехкратного чемпиона мира, борясь в основном с Уильямсами. Тем не менее, Райкконену по очкам удалось проиграть только Мерседесам и Себу (278:150). В квалификациях Феттель прошелся катком по финну, аки по Марку - 15:4, и только 3 раза проиграл в воскресенье, в 10 случаях побеждая.
2016: рывок Ред Булла не позволил закрепить успех прошлого года, и Феррари стала №3. На этом фоне Кими поближе подобрался к напарнику, и их разделил только Макс Ферстаппен, а также всего 26 очков (212:186). В гонках счет повторился, но субботы остались за Райкконеном, 11:10!
2017: первая возможность выиграть титул Феррари с 2012 года окончательно расставила гонщика №1 и №2. У Феттеля не получилось собрать все воедино, и азиатское турне безоговорочно сделало Хэмильтона чемпионом. Райкконен проиграл аж 100 очков Вальттери Боттасу, разделившему пилотов Скудерии. Себу финн проиграл 112 баллов, уступил 5:15 по квалификациям и в гонках оказывался впереди в двух случаях при 15 обоюдных финишах.
2018: снова никуда не уйдя, Кими Райкконен продолжал нести бремя второго номера. Феттель чудесно начал чемпионат, да и после Великобритании могло показаться, что в этот раз может получится, но снова нет, ошибка у себя дома в Германии, и все... Кими же, не хватая особо звёзд с небес, стабильно приезжал на подиумы и при четырех сходах против одного у Феттеля набрал 251 очко, когда как у напарника было 320, что косвенно подтверждается счетом в гонках при обоюдных финишах - 8:8! Вполне вероятно, Кими был способен и на 300 баллов. На этот раз они финишировал рядом, на 2 и 3 местах, в квалификации однако немец был вновь неудержим - 17:4. На том чемпион мира 2007 года и ушёл в Альфа Ромео.
Хайдфельд vs Райкконен:
Квалификации: 10/7 в пользу Хайдфельда (41,18%)
Гонки: 4/3 в пользу Хайдфельда (42,86%)
Очки: 12/9 в пользу Хайдфельда (42,86% от очков Заубера за тот сезон)
Итог: волевая победа Хайдфельда по всем трем показателям
Хайдфельд vs Уэббер:
Квалификации: 5/9 в пользу Уэббера (64,29%)
Гонки: 3/4 в пользу Уэббера (57,14%)
Очки: 28/24 в пользу Хайдфельда (46,15% от очков Уильямса за тот сезон)
Итог: примерное равенство между пилотами
Култхард vs Райкконен:
Квалификации: 19/32 в пользу Райкконена (62,75%)
Гонки: 4/17 в пользу Райкконена (80,95%)
Очки: 115/160 в пользу Райкконена (58,18% от очков МакЛарена за тот период)
Итог: уверенная победа Райкконена по всем трем показателям
Уэббер vs Култхард:
Квалификации: 30/5 в пользу Уэббера (85,71%)
Гонки: 12/3 в пользу Уэббера (80%)
Очки: 31/22 в пользу Уэббера (58,49% от очков Ред Булла за тот период)
Итог: уверенная победа Уэббера по всем трем показателям
Уэббер vs Феттель:
Квалификации: 23/70 в пользу Феттеля (24,73%)
Гонки: 16/56 в пользу Феттеля (22,22%)
Очки: 947,5/1410 в пользу Феттеля (37,05% от очков Ред Булла за тот период)
Итог: разгромная победа Феттеля по всем трем показателям
Феттель vs Райкконен:
Квалификации: 47/24 в пользу Феттеля (33,8%)
Гонки: 41/16 в пользу Феттеля (28,07%)
Очки: 1127/792 в пользу Феттеля (41,27% от очков Феррари за тот период)
Итог: уверенная победа Феттеля по всем трем показателям
Вывод: исходя из результатов выступлений обоих сравниваемых с Ником Хайдфельдом, Себастьяном Феттелем и Дэвидом Култхардом, можно сделать вывод о том, что Марк Уэббер одолел бы свого визави в квалификационной схватке, но не сумел ничего противопоставить Кими Райкконену в воскресенье. По сути, анализ подтверждает некое поверье в то, что Кими действительно из-за стиля пилотажа испытывает проблемы на одном быстром круге, что нивелируется в гоночных условиях. Выступая вместе с финном на одинаковой машине на протяжении трех сезонов, полагаю, что Уэббер выиграл бы все сезоны по квалификациям или, может, один был бы сведен "вничью". Что касается личного зачета этих трех виртуальных чемпионатов, то ситуация зеркальна. Австралиец совсем немного проиграл по совокупности показателей Райкконену, что может оставить Марка впереди Рубенса Баррикелло в общем рейтинге.
Рейтинг пилотов (на будущее):
Фернандо Алонсо
Льюис Хэмильтон
Нико Росберг
Дженсон Баттон
Фелипе Масса
Кими Райкконен
Марк Уэббер
Рубенс Баррикелло
Эдди Ирвайн
Джонни Херберт
У Марка в карьере было 4 чемпионские машины. И он ни разу даже вице чемпионом не стал
У Кими помимо титула есть, в числе прочего, вице чемпионство на третьей машине сезона (2003).
Этих пилотов в принципе не зачем сравнивать.
А теперь смотрим сколько быстрых кругов было у Кими в гонке