Фелипе Масса vs Дженсон Баттон
Будучи представителями фактически одного поколения, карьерные дороги Дженсона Баттона и Фелипе Массы были в чём-то схожи. И бразилец, и англичанин первые годы своей карьеры набирались опыта, имея рядом с собой в боксах более возрастного напарника, находясь в стане команд-середняков. Дженсу однако удалось обойти пропуск одного года из-за работы тест-пилотом, хотя он, в отличие от Фелипе, не находился под патронажем могучей команды Ф-1.
Спустя годы Масса получил долгожданный и долгосрочный шанс в Феррари, где ему не удалось им полностью воспользоваться по причине, в первую очередь, страшной травмы головы в 2009 году, что разделила его карьеру на «до» и «после». Баттон же воспользовался своей едва ли не единственной возможностью выиграть титул в том же сезоне. Бразилец, напомню, является лишь вице-чемпионом 2008 года.
Согласно статистике оба пилота выступали на одном уровне: 11 побед у Массы, 15 - Баттона; 16 поулов у бразильца, 8 - у англичанина; 41 подиум у Фелипе, 50 - у Дженсона; 15 быстрых кругов - у вице-чемпиона, 8 - у чемпиона; 1167 очков - у латиноамериканца, 1235 - у островитянина. При этом нынешний пилот Формулы Е провел на 37 Гран-При меньше визави.
Предметом их сравнения станет выступления обоих бок о бок с Фернандо Алонсо: в Феррари у Массы с 2010 по 2013 гг, и в МакЛарене у Баттона с 2015 по 2016 гг. Кроме того, не забудем и про Джанкарло Физикеллу с Жаком Вильневым, с которым Фелипе делил боксы Заубера в 2004 и 2005 гг, а Дженс с итальянцем провел последний сезон Бенеттона в 2001 году и последний сезон канадца в БАРе в 2003-ем.
Сравнение Баттона и Физикеллы:
2001: после дебютного сезона в Уильямсе Дженсон Баттон попал в уже проданный Рено Бенеттон, где лидером и единственной надеждой уже который год являлся Джанкарло Физикелла. Скорость голубых машин была тогда самой ущербной за всю историю коллектива, и оба талантливых пилота вынуждены были бороться в последних рядах. Впрочем, это не помешало Физико набрать 8 очков против 2 у Баттона, 8 раз опередить британца при девяти обоюдных финишах и переиграть напарника по квалификациям со счетом 13:4.
Сравнение Баттона и Вильнева:
2003: Дженс, оставшись по факту в Энстоуне, воспрял духом и переиграл более опытного Ярно Трулли, затем перейдя в БАР к Жаку Вильнева. Вероятно, внутренние распри с руководством команды стали главной причиной спада результатов канадца, ведь Баттон не встретил особого сопротивления, выиграв квалификации со счётом 8:7, 3:1 - гонки и набрал 17 очков против 6.
Сравнение Физикеллы и Массы:
2004: прежде чем перейти в Рено, где Джанкарло сможет бороться за победы, итальянцу пришлось один годик посоревноваться с молодым, только что отбывшим один сезон в качестве запасного в Феррари, Фелипе Массой. Опыт и класс Физики, надо сказать, взял своё. Римлянин выиграл квалификации со счетом 11:7, в гонках был сильнее в 10 случаях из 13, набрав 22 очка, на 10 больше, чем напарник.
Сравнение Вильнева и Массы:
2005: во время своего последнего года обучения в университете Заубера Фелипе Массе противостоял чемпион мира 1997 года Жак Вильнев. Весьма демотивированный, более даже чем в 2003-ем с Баттоном, канадец уступил по квалификациям 7:12, лишь 3 раза финишировал впереди напарника из 13 возможных попыток и набрал 9 очков, уступив 2 балла напарнику.
Сравнение Алонсо и Массы:
2010: Феррари выбрала Массу, не Райкконена. Судьба вновь была благосклонна к бразильцу: в 2006 году после объявления контракта с Кими Михаэль Шумахер спас карьеру Фелипе в Скудерии, уйдя в отставку, а теперь был разорван контракт с Кими, и оставлен только-только восстановившийся после травмы бразилец. Все шло отлично в первые этапы сезона: интересная борьба трёх команд, Фелипе Масса даже лидировал в личном зачете, но потом несколько неудач, соперники ушли вперёд, пропуск Алонсо на Гран-При Германии, и вице-чемпион был потерян. Алонсо выиграл 15 квалификаций из 19, уступил лишь в двух гонках из 16 с обоюдными финишами, набрал 252 очка, на 108 больше, чем у Массы, едва не став трёхкратными чемпионом мира.
2011: издевательства продолжились и дальше, только теперь Себастьян Феттель не дал ни единого шанса своим конкурентам, оставив разыгрывать лишь вице-чемпионский титул, что достался Баттону, а не Фернандо. Масса вновь был позади всей группы принципиальных соперников по топ-командам. Счёт по квалификации был идентичен предыдущему, гонок Фелипе выиграл столько же, а Алонсо на одну меньше своего прошлогоднего результата. По набранным баллам вновь разгром в пользу испанца - 257:118.
2012: вопреки двум, по большому счету, провальным сезонам, Масса оставался в Феррари, и начало того сезона показывало, что это хороший шанс переломить плохую для бразильца тенденцию. Но он снова не смог угнаться за соперниками, а Фернандо Алонсо первую половину сезона провел просто великолепно, но вновь потерял титул на последних кругах последней гонки. Уроженец Овьедо выиграл 18 квалификаций на 20 этапах того года, все 17 раз оказываясь впереди, когда оба пилота на красных машинах видели клетчатый флаг, и набрал 278 очков против 122...
2013: из-за смены резины по ходу сезона Пирелли по сути подарили титул без борьбы Себастьяну Феттелю, но Алонсо вновь стал вице-чемпионом, а Фелипе Масса - вновь аутсайдером лидирующей группы. Бразилец проигрывал своему напарнику каждый год от двух до пяти позиций в личном зачете... В последний свой сезон в Маранелло Фелипе выиграл 8 квалификаций в 19 Гран-При, но лишь однажды при 16 обоюдных финишах оказывался впереди и набрал 112 очков, на 130 меньше, чем у Алонсо...
Сравнение Алонсо и Баттона:
2015: переход на двигатели Хонда стал причиной возвращения Фернандо Алонсо в стан МакЛарена. По его словам 2014 года можно проследить, что выиграть титул можно либо на моторах Мерседес, либо не на Рено и Феррари, то есть на Хонде. Как мы все помним, план не удался, и обладатели трех титулов на двоих частенько сходили с дистанции, боролись в последних рядах, случайно и редко зарабатывали очки. Дженсон Баттон проиграл своему напарнику по квалификациям 8:10, но лучше смотрелся в гонках (5:4). По очках также Дженс переиграл своего визави со счетом 16:11. Можно сказать, что Баттон не без труда, но все-таки победил испанца, аки Хэмильтона в 2011-ом.
2016: прогресс Хонды и шасси позволил МакЛарену выйти на новый уровень, что сполна доказал случайно дебютировавший Стоффель Вандорн, взявший в своей первой гонке одно очко. Впрочем, Дженсон, видимо, уже готовился к отставке, начиная с весны, и проиграл борьбу Нандо по всем статьям. В субботу британец оказывался быстрее лишь 5 раз из 20 Гран-При, в воскресенье был впереди при обоюдном финише также 5 раз против семи у Алонсо. По очкам испанец переиграл своего напарника со счетом 54:21.
Баттон vs Физикелла:
Квалификации: 4/13 в пользу Физикеллы (23,53%)
Гонки: 1/8 в пользу Физикеллы (11,11%)
Очки: 2/8 в пользу Физикеллы (20% от 10 очков Бенеттона в том году)
Итог: безоговорочная победа Физикеллы по всем трем показателям
Масса vs Физикелла:
Квалификации: 7/11 в пользу Физикеллы (38,89%)
Гонки: 3/10 в пользу Физикеллы (23,08%)
Очки: 12/22 в пользу Физикеллы (35,29% от очков Заубера в том году)
Итог: безоговорочная победа Физикеллы по всем трем показателям
Баттон vs Вильнев:
Квалификации: 8/7 в пользу Баттона (53,33%)
Гонки: 3/1 в пользу Баттона (75%)
Очки: 17/6 в пользу Баттона (73,91% от очков БАРа)
Итог: безоговорочная победа Баттона по всем трем показателям
Масса vs Вильнев:
Квалификации: 12/7 в пользу Массы (63,16%)
Гонки: 10/3 в пользу Массы (76,92%)
Очки: 11/9 в пользу Массы (55% от очков Заубера в том году)
Итог: безоговорочная победа Массы по всем трем показателям
Алонсо vs Баттон:
Квалификации: 25/13 в пользу Алонсо (34,21%)
Гонки: 11/8 в пользу Алонсо (42,11%)
Очки: 65/31 в пользу Алонсо (32,29% от очков МакЛарена за тот период)
Итог: безоговорочная победа Алонсо по всем трем показателям
Алонсо vs Масса:
Квалификации: 59/18 в пользу Алонсо (23,38%)
Гонки: 59/5 в пользу Алонсо (7,81%)
Очки: 1029/496 в пользу Алонсо (30,56% от очков Феррари за тот период)
Итог: безоговорочная победа Алонсо по всем трем показателям
Вывод: исходя из результатов сравнений Дженсона Баттона и Фелипе Массы с Джанкарло Физикеллой, можно сделать вывод о том, что Дженс куда скромнее смотрелся на фоне итальянца, чем бразилец. Примерно одинаково хорошо пилоты выступали, сражаясь с Жаком Вильневым. С Фернандо Алонсо англичанину удавалось соперничать иногда почти на равных, чего не скажешь про бразильца, впрочем, этому есть своё объяснение. Как бы то ни было, опираясь на сухие факты и цифры, можно констатировать, что Дженсон Баттон с минимальным преимуществом, но всё-таки одолел бы Фелипе Массу в очной схватке, возможно проиграв по квалификациям или, выступая они ни один сезон вместе, возможно, и один год совместных выступлений. Таким образом, абсолютно точно можно утверждать, что Масса лучше своего предшественника в Феррари.
Рейтинг пилотов (на будущее):
Фернандо Алонсо
Льюис Хэмильтон
Нико Росберг
Дженсон Баттон
Фелипе Масса
Рубенс Баррикелло
Эдди Ирвайн
Джонни Херберт
Не занимайтесь тратой времени... вкусовщина это всё, только здесь и сейчас есть в спорте.