«Феррари» придумала изящную инновацию для охлаждения тормозов. Нагрев до 1000 градусов больше не страшен
Единственное в пелотоне решение.
«Формула-1» известна своими нагрузками в зонах торможений: карбоновые диски и колодки обязаны гасить эквивалент мощности, вырабатываемой тремя моторами болидов. При этом торможение с 350 км/ч до 150 км/ч происходит всего за 97 метров и 1,5 секунды — оттого карбоновые детали часто раскаляются аж до 1000-1200 градусов!
Потому ключевой деталью машины является охлаждение системы замедления — и вот как она работает на примере спорткара «Ауди».
В «Формуле-1» основная идея «продувной» конструкции точно такая же: поток «забирается» тормозным воздуховодом, закрепленным на колесе, и прогоняется через множество отверстий в диске.
Чем больше в детали вырезов — тем больше площадь охлаждения, а значит, температура падает быстрее и эффективнее. Вплоть до Гран-при Франции лучшими тормозами в истории «Ф-1» обладал «Ред Булл» – в дисках насчитывалось более 1400 отверстий. На данный момент такое число считалось абсолютным пределом: при повышении количества вырезов деталь может потерять крепость и прочность — а значит, и быстрее износиться вплоть до поломки во время гонки.
Тем не менее, в «Феррари» нашли изящный способ улучшить охлаждение без дополнительного наращивания отверстий. Смотрите, как выглядят диски на SF90.
Видите вогнутую структуру? Благодаря ней увеличивается поверхность карбона, через которую проходит воздух — следовательно, температура тормозов падает быстрее без увеличения числа отверстий. В результате конструкторы болида «Феррари» остановились на 1200 штуках и скомпенсировали уменьшение толщины на краю детали.
Никто, кроме инженеров из Маранелло, пока не додумался до такого же решения — это дает Шарлю Леклеру и Себастьяну Феттелю преимущество на торможениях над всеми в «Ф-1» (кроме разве что Макса Ферстаппена с продвинутыми дисками «Ред Булл»). Теперь гонщики Скудерии могут скомпенсировать недостаток механического сцепления и прижимной силы — раньше немцу и монегаску приходилось начинать торможение раньше соперников для нормального входа в поворот. Теперь у «Мерседеса» и «Ред Булл» одним преимуществом меньше.
Обгонам в «Ф-1» мешает эффект «грязного воздуха». Показываем, как он отправляет машины в стены
Фото: formula1.com