5 мин.

В ближайшие дни будет решаться судьба регламента «Формулы-1» на 2021 год

«Альфа Ромео», «Макларен», «Рейсинг Пойнт», «Рено» и «Уильямс» опасаются, что топ-команды смогут смягчить ограничения бюджета, поэтому они против того, чтобы рассмотрение финансовых ограничений было отложено на октябрь.

«Мерседес» и «Феррари» считают, что предлагаемые ограничения еще сырые. Нужно их доработать.

Позиция пяти команд ставит руководящий орган «ФИА» и «Формулу-1» в сложное положение, поскольку регламент предписывает, что правила 2021 года должны быть приняты к концу этого месяца.

При этом все согласны с тем, что спортивные и технические правила не готовы к публикации.

В четверг различные стороны попытаются договориться, а в пятницу пройдет встреча с «ФИА» и «Либерти Медиа», где все и решится.

Руководитель «Макларена» Зак Браун так прокомментировал ситуацию: «Мы слишком много тратим, чтобы участвовать в гонках. Нужно найти решение, которое обеспечит баланс в нашем спорте. Главное – это устраивать хорошее шоу для болельщиков. Мы одни из тех немногих видов спорта, которые не смогли приспособиться к сегодняшним экономическим реалиям. По сравнению с другими спортивными событиями у нас самый большой финансовый дисбаланс. Нам нужно продвигаться вперед, чтобы у каждой команды была разумная возможность быть конкурентоспособной. Мы должны определить будущее спорта прямо сейчас, пока не стало слишком поздно».

В чем дело?

Обеспечение эффективного ограничения бюджета, а также создание более справедливого распределения доходов между командами является вопросом критической важности для маленьких команд, потому что «Формула-1» превратилась в двухуровневый чемпионат.

Бюджет «Мерседеса», «Феррари» и «Ред Булл» составляет от 300 до 400 миллионов долларов в год. По скромным подсчетам. Бюджеты других команд варьируются от 120 до 210 миллионов долларов.

Большинство команд просто не имеет возможности бороться за победы. Они могут надеяться на подиум и то, если только произойдет множество инцидентов.

«Альфа Ромео», «Макларен», «Рейсинг Пойнт», «Рено» и «Уильямс» считают, что нынешние меры по ограничению бюджета на 2021 год приемлемы и не хотят открывать двери для каких-либо дальнейших изменений.

Первоначальный план предусматривал установление предельного уровня в 150 млн долларов в год, но после более чем года переговоров эта цифра выросла до 175 млн долларов, в дополнение к нескольким исключениям.

Зарплата пилотов, трех самых высокооплачиваемых сотрудников, стоимость двигателей, маркетинга и гостиниц, а также проезд и проживание в гоночные выходные не включены в бюджет. Это может составить до 75 миллионов долларов, в зависимости от команды.

Пятеро команд предпочли бы установить цифру в 150 млн долларов, но согласны уже на 175. С условием, что действовать ограничение начнет с 2021 года.

Но команды не согласятся на задержку со спортивными и техническими регламентами без бюджетного ограничения в этом месяце.

Их позиция фактически означает, что «ФИА» должна либо подчиниться их требованиям и установить финансовые правила сейчас, либо быть вынуждена опубликовать весь свод правил 2021 года в то время, когда спортивная и техническая стороны не готовы.

Это серьезная проблема для «Формулы-1» и «ФИА», потому что запланированные изменения болидов должны сделать гонки лучше. Они смогут плотнее преследовать друг друга, что требует более внимательного изучения, чтобы не возникло каких-либо проблем.

Управляющий директор «Рено» Сирил Абитебул сказал, что он был «удивлен», что сейчас предлагается отсрочка.

Он сказал: «Чем больше времени проходит, тем лучше выглядит ситуация для команд, обладающих властью. Я понимаю, что все принимают принцип финансовых положений, бюджетного ограничения, а также цифры и исключения, которые были придуманы. Поэтому для меня нет причин не принимать это, если только люди не действуют добросовестно и не желают действительно получить что-то отличное от того, что было, мы считаем, согласовано».

Абитебул подтвердил, что принятие финансовых ограничений является первостепенной задачей.

«Мы не хотим находиться в конфронтации и заставлять всех принимать набор правил, которые не готовы. Поэтому мы готовы дать больше времени различным заинтересованным сторонам, не теряя накал. Потому что я думаю, сейчас есть хороший импульс из-за чрезвычайной ситуации. При устранении чрезвычайной ситуации всегда есть риск потерять этот импульс».

«Но, если оставить это в стороне, одна вещь, которая действительно имеет для нас первостепенное значение - это финансовые правила».

«Главное заключается в том, что нам необходимо иметь определенную уверенность в отношении коммерческой организации Формулы-1, потому что мы все еще находимся в процессе формирования нашей команды, определения того, что является правильным операционным уровнем, и цифры, которые мы имеем сейчас, очень отличается от тех, что были выпущены Либерти и ФИА чуть более года назад».

«Итак, кто знает, какова будет ситуация через шесть месяцев? Так что в какой-то момент хорошо подвести итоги и провести черту на песке и сказать: “Вот что произойдет. И мы сможем строить наши планы”».

А как насчет больших команд?

«Мерседес» и «Феррари» говорят, что они просто хотят, чтобы правила, когда они были опубликованы, были эффективными и выполняли работу, для которой они были предназначены.

Руководитель команды «Феррари» Маттиа Бинотто говорит: «По принципу целей мы все находимся на одной стороне и были с самого начала. Регламент опубликован всего несколько дней назад, и он ещё сырой, поэтому голосовать практически не за что. Именно поэтому я считаю, что решение отложить его принятие оказалось верным».

Чемпионы мира «Мерседес» говорят, что поддерживают бюджетный лимит и считают 175 млн долларов разумной цифрой. И они указывают на то, что в последние сезоны они неоднократно доказывали, что они были открыты для изменений правил, даже если они могли поставить под угрозу их преимущество.

Руководитель «Мерседеса» Тото Вольфф говорит, что смена регламента может и не дать результата.

«В прошлом году, когда топовые команды доминировали над всеми остальными, люди верили, что смогут наверстать упущенное. Только все наоборот. Если вы оставите правила в покое, то результаты станут плотнее».

В этом сезоне были внесены изменения в правила передних крыльев и конструкцию шин с целью улучшения гонок, но эффект был противоположным, потому что «Мерседес» лучше адаптировался и доминирует в сезоне.

«Как и в прошлом, команды лоббируют перемены, потому что считают, что смогут вырваться вперед. В 2019 году ничего этого не произошло. Поэтому мы вернулись к исходной точке».

«Мы совершаем эту ошибку снова и снова, но нам не хотят доверять и слушать, потому что люди верят, что мы хотим принятия правил, которые только сделают нас еще быстрее».

Источник – BBC Sport