Возвращение Кубицы в «Формулу-1» – полный провал. Он проигрывает новичку и постоянно ошибается
В «Уильямсе» невозможно перезапустить карьеру.
В середине 2006 года в составе «БМВ-Заубера» дебютировал Роберт Кубица: он сразу произвел мощное впечатление и уже в третьем Гран-при поднялся на подиум. В течение нескольких следующих лет эксперты ставили поляка на один уровень с другими молодыми звездами: сравнивали с Нико Росбергом, Льюисом Хэмилтоном и Себастьяном Феттелем. Всем казалось, что вместе эти парни разыграют десяток ближайших титулов.
Тем не менее, к 2011-му Феттель и Хэмилтон уже были чемпионами, а Кубица год провел в кокпите «Рено» с перспективой поездить за французов до 2012-го, а затем перейти в «Феррари» по уже подписанному контракту. Однако планам краковчанина не суждено было сбыться: он попал в серьезную аварию в раллийной гонке на итальянских дорогах, получил серьезные травмы, едва выжил и выбыл из автоспорта на несколько лет.
Рельс безопасности, прошивший машину Кубицы, серьезно повредил правую руку и ограничил пилотажные возможности Роберта. Однако за годы тренировок спортсмен сумел адаптировать гоночный стиль под выполнение 80 процентов работы левой рукой, заручился поддержкой национальной нефтяной компании «Орлен» и вернулся в «Формулу-1» – сперва тест-пилотом, а после – полноценным боевым в «Уильямсе».
Сомнения возникли до первой гонки
Пока болельщики и коллеги восторгались мужеством Кубицы, сам пилот крайне сдержанно оценивал свои перспективы — по его собственным словам, вершина автоспорта очень сильно изменилась за последние 8 лет, а потому старый опыт оказался бесполезным.
«В Австралии я скорее буду новичком, чем пилотом с пятилетним стажем в «Ф-1», – говорил Роберт перед стартом сезона. – Все потому, что тут очень быстро все меняется. Если сравнить машины начала и конца 2000-х – они совершенно разные. Помогает лишь то, что я был в этом спорте на высоком уровне и знаю, что значит быть пилотом «Ф-1», что значит соревноваться с топ-гонщиками».
«Мне было очень сложно на первых кругах потому, что я не знал эти шины, не знал способностей болида — но это приходит естественным образом с накатом, – описал недостающие элементы Кубица еще после первых тестов за «Рено». – Могу ли я сказать, что остался прежним пилотом по сравнению с 2010-м? Нет. Думаю, я стал лучше. Опытнее».
В качестве напарника ему достался новичок — один из самых талантливых юниоров мира Джордж Расселл, последовательно разгромивший соперников в GP3 и «Формуле-2». Но, даже несмотря на весь талант протеже «Мерседеса», мало кто ждал от британца моментального прорыва и огромных отрывов от опытного польского соперника — настолько велико было реноме Кубицы после выступлений за «БМВ» и «Рено».
Машина оказалась кошмаром
В 2018-м болид «Уильямса» стал худшим в «Формуле-1»: Ланс Стролл и Сергей Сироткин редко выбирались из первого сегмента квалификации и почти не претендовали на третий, а по результатам 21 Гран-при на счету команды оказалось всего 7 очков. Казалось, что хуже выступить уже нельзя, но британская конюшня умудрилась удивить.
Сперва из-за перебоев с поставками деталей и обновлений англичане пропустили фактически пять тестовых дней из восьми, а когда все-таки привезли машину на практики в Австралию, оказалось, что она медленнее прошлогодней: все соперники нашли способ ускориться хотя бы на 0,2-0,4 секунды, но Кубица и Расселл проиграли временам Сироткина и Стролла 0,2-0,3 секунды — в результате «Уильямс» вновь оказался на самом дне любых сессий, причем на сей раз уже даже без теоретических шансов на вторые сегменты квалификаций или очки.
Хуже невысокой скорости оказалась отвратительная управляемость — из-за нее Роберт дважды врезался в стену за один день в Австралии, а технического директора команды Падди Лоу отправили в бессрочный отпуск, фактически означающий отставку. Сложности с поставкой нужных деталей даже вынудили команду собирать болиды на скорую руку с различными компромиссами и упрощениями — в «Формуле-1» такое никогда хорошо не заканчивается. В результате ребята из Гроува вместо двух одинаковых машин получили двух монстров-франкенштейнов, отличающихся друг от друга по управляемости и характеристикам.
«Мы пилотируем две разные машины с одинаковыми настройками, – рассказал Кубица после Гран-при Бахрейна. – Если я меняю баланс, это уменьшает сцепление и снижает потенциал болида. Если делать машину более управляемой – она оказывается медленной. Если же настраивать ее так, какой она, скажем так, должна быть – она становится неуправляемой».
По информации польской прессы, Роберт до сих пор использует шасси, которое готовили в спешке к тестам, чтобы успеть хоть что-то обкатать. Из-за аврального режима инженеры не стали исправлять важный конструктивный дефект днища, поскольку по плану краковчанин должен был вскорости получить новое. Однако что-то снова пошло не так, и внедрение обновления отложили на Гран-при Азербайджана, где нормальное шасси ушло Расселлу — его болид в первой практике уничтожил бакинский дорожный люк. По итогу Кубица выехал на гонку в машине с огромным накатом, больше свойственном для прототипов из WEC.
Конечно, «Уильямс» в 2019-м и вправду ужасен со всех сторон, но рассуждения о критических отличиях болида Роберта от техники Джорджа в контексте ключевого влияния на итоговый результат всплывали только в польских изданиях. Следовательно, наибольшую вероятность имеют два сценария: либо близкий к самому Кубице инсайдер сливает информацию именно «бело-красным» журналистам, либо они изо всех сил оправдывают кумира, преувеличивая истинные проблемы с машиной.
Белый болид проигрывает лидерам чудовищно много
Роберт грубо ошибается
На первом Гран-при сезона в Австралии поляк в самом деле столкнулся с непредсказуемым поведением почти незнакомого болида, да и контакт с Гасли в самом начале гонки трудно записать ему в вину. Однако в остальных заездах пилот он допустил немало просчетов, свойственных разве что молодым рента-драйверам.
Например, его развернуло на прогревочном круге Гран-при Китая.
Никаких обвинений в сторону машины — по собственному признанию, Роберт с непривычки перестарался с выведением покрышек в рабочую температуру.
Далее в квалификации на Гран-при Азербайджана пилот «Уильямса» слишком агрессивно атаковал поребрик в узком восьмом повороте и закономерно улетел в стену.
Какой бы у машины ни был накат или уровень управляемости, данная ошибка целиком и полностью на совести пилота — только посмотрите на угол поворота руля и момент заворота.
Еще Роберт чуть не поцеловался со стеной уже на следующий день после аварии в квалификации.
Снова никаких обвинений в сторону машины .
«Я просто забыл, где мне лучше тормозить на этой трассе», – сказал Кубица после финиша.
Гоночный темп навевает грусть
На данный момент Роберт проигрывает напарнику 0:4 в квалификациях, но на результаты в Мельбурне и Баку повлияли аварии. В Китае и Бахрейне поляк показал сходные цифры с молодым дебютантом: на автодроме в Шанхае проиграл всего 0,028 секунды, а на треке в Сахире результаты «Уильямсов» и вовсе оказались близки до тысячной секунды. Пусть четыре поражения от новичка и не красят гонщика, считавшегося ранее будущим чемпионом, тем не менее, скорость на одном круге у Кубицы есть.
Но вот ситуация с гоночном темпом выглядит намного печальнее. Да, поражения в Австралии и Азербайджане можно списать на невезение (контакт с Гасли привел к поломке антикрыла в Мельбурне, а в Баку команда слишком рано доставила болид поляка на пит-лейн и спровоцировала наказание в виде проезда по пит-лейн), то вот в заездах по Китаю и Бахрейну оптимистичной картины тоже не наблюдается.
В Сахире Кубица и Расселл получили одинаковые стратегии с двумя пит-стопами. На первом отрезке Роберт уступал молодому напарнику в среднем 0,2 секунды, но после остановки в боксах ситуация изменилась — Джордж поехал уже на 0,7 секунды быстрее. На третьем отрезке поляк уступал и вовсе по секунде с круга.
Источник графика – f1bythenumbers.com
За 40 кругов после первого пит-стопа Роберт проехал быстрее напарника лишь восемь штук, выигрывая чаще всего не больше полусекунды за петлю. Неудивительно, что к клетчатому флагу Расселл оторвался от товарища по бедовому «Уильямсу» на 39,5 секунд — по-простому, привез на финише Кубице целых полкруга.
Итоговый разрыв на Гран-при Китая оказался меньше – уже 16 секунд, но в шанхайской гонке поляка и британца развели по разным стратегиям. Джорджу предложили проехать гонку с двумя остановками в боксах, а Роберту досталась тактика с одним пит-стопом. У чемпиона «Формулы-2» оказался более стабильный и высокий темп на полсекунды с круга быстрее, и он почти создал задел еще на одну остановку в боксах.
Особняком стоят отношения Кубицы с гоночным инженером: прослушивание радиопереговоров «Уильямса» однозначно говорит о полном отсутствии взаимопонимания в тандеме. Оператор с командного мостика регулярно не выдавал нужной Роберту информации, а поляк в свою очередь постоянно игнорировал советы инженера по использованию режимов мотора и прочим настройкам. Трудно сказать, что вызвало такое несогласие между гонщиком и его помощником, но выжать максимальный результат в таких условиях точно невозможно.
Последний сезон?
Гонщику из Кракова чрезвычайно не повезло с моментом возвращения в «Формулу-1»: он попал в одну из самых медленных машин за последние годы и в самый разгар кризиса некогда великого «Уильямса» с очевидно не лучшим микроклиматом внутри коллектива. В таких обстоятельствах трудно было бы показать себя и Льюису Хэмилтону, но у Кубицы же вообще ничего не получается.
«У меня нет сцепления с трассой, – пожаловался он после Гран-при Бахрейна. – В гонке я не могу делать то же, что и остальные болиды — даже машина Джорджа. Я попробовал буквально все, но если нет сцепления с трассой, то чуда не произойдет. Когда уровень держака снижается или шины еще не прогреты, пилотировать просто невозможно.
Гоночный темп был моей сильной стороной, а сейчас его нет. У меня нет гоночного темпа по сравнению с напарником. На выходе из поворотов происходит пробуксовка, контроль над машиной теряется. Не могу сказать, что дело только в болиде».
Причем дело не только в темпе: новичок из «Формулы-2» ведет не только по части скорости в квалификации и гонке, но и по количеству невынужденных ошибок. Даже если согласиться с Кубицей, отбросить его обширный бэкграунд и представить в виде дебютанта, он все равно проиграет не только напарнику, но и Ландо Норрису из «Макларена», Александру Албону из «Торо Россо» и Антонио Джовинацци из «Альфа Ромео». И свалить все неудачи целиком на машину не получится: примеры Паскаля Верляйна и Эстебана Окона времен «Манора» в самом начале карьеры в «Формуле-1» показали, что любых новичков заметят, если они хотя бы временами будут показывать скорость и ехать без просчетов.
В данный момент Роберт — один из самых слабых пилотов пелотона, и пока не видно ни одной причины, по которой «Уильямс» захочет оставить его еще на сезон. Конечно, у Кубицы впереди еще 17 гонок на разворот ситуации, но пока возвращение в Гран-при обернулось кошмаром и громким провалом.
По данным телеметрии Расселл просто разгромил Кубицу в Азербайджане
Роберт – худший пилот минувшего уик-энда в Баку по версии зарубежной прессы
Ходят слухи, что «Уильямс» купит российский миллиардер
Фото: globallookpress.com/HOCH ZWEI, Panoramic; Gettyimages.ru/Robert Cianflone, Mark Thompson
А пилот он был топовый до травмы. Шумахер, Монтойа, Кубица. Это те за кого стоило потащить в их время. Лучшие.
- ну, я ждал, что Рассел его размажет. Кубица и Сироткину сливал секунду на тестах - тут ничего неожиданного.
//пока не видно ни одной причины, по которой «Уильямс» захочет оставить его еще на сезон.
- деньги. Этож Вильямс. Другое дело - сомневаюсь, что Кубица сам захочет ещё один подобный сезон.
В 2019 Виллы захотели удвоить плату за Сироткина, шантажируя подписанием Кубицы, которой нашел больше денег.
И я рад, что СМП послали их к черту.