3 мин.

«Айртон творил с машиной то, что другие называли безумием». Лучший инженер современной «Ф-1» – об уникальности Сенны

Раскрыл уникальную технику пилотажа Волшебника.

Эдриан Ньюи — один из самых успешных инженеров в истории «Формулы-1» и автор болидов на 19 титулов. В современных гонках ему нет равных, и англичанин все еще может пополнить свой победный счет, ведь он работает в команде «Ред Булл». Однако 25 лет назад Эдриан трудился в «Уильямсе» – как раз в тот момент, когда туда перешел один из величайших гонщиков в истории Айртон Сенна.

Вот что о трехкратном чемпионе мира Ньюи написал в своей книге «Как построить машину».

«Фрэнк Уильямс восхищался им — и не без оснований: не только потому, что Сенна был одним из наиболее одаренных пилотов в истории, но и из-за ауры, которая его окружала. Возможно, это прозвучит немного банально, но рядом с ним ты чувствуешь, что находишься с кем-то по-настоящему особенным. Трудно сказать, в какой степени это было вызвано его репутацией, но аура действительно существовала.

«Его величие простиралось дальше пилотажа». Култхард — о гибели Сенны и дебюте в машине Айртона

Я отчетливо помню тот день, когда он впервые появился на базе

«Уильямса» в Дидкоте осенью 1993-го. Нас представили друг другу, и мне поручили провести для него экскурсию. Я показал ему базу и кабинет с чертежами, познакомил с сотрудниками. Все это время я не переставал поражаться его любознательности, безоговорочному энтузиазму и интересу к небольшим нюансам.

Я отвел его в аэродинамическую трубу показать модель болида 1994 года. Сенна захотел изучить каждую деталь, опустился на колени и, заглядывая под диффузор, внимательно слушал, как я рассказывал о ключевых особенностях машины. Не будучи инженером, Айртон тем не менее жаждал впитать в себя как можно больше информации о конструкции и философии машины. Сейчас это уже практически традиционный подход, но Сенна уже тогда осознавал, что чем больше ты понимаешь устройство собственной машины, тем больше это поможет ее пилотировать и давать лучшую обратную связь инженерам. И это одно из ключевых качеств пилота. Мальчишеский энтузиазм и желание учиться — именно они сделали Айртона таким великим.

И, конечно, его пилотаж. Казалось, он мог заставить машину делать то, что другим было попросту не под силу. В «Формуле-1» его впервые заметили в 1983-м во времена турбоэры. Тогда он развил особую технику вождения, при которой жал на педали тормоза и газа одновременно. Естественно, это было до появления подрулевых лепестков: тогда по-прежнему присутствовали педаль сцепления и рычаг переключения передач. Техника Сенны заключалась в том, чтобы одновременно работать газом и тормозом в повороте, удерживая турбину на повышенных оборотах, чтобы, когда на выходе из поворота ему понадобится мощность для разгона, турбо была уже раскручена.

Когда в конце 1988 года запретили двигатели с турбонаддувом, говорили, что Сенна лишится своего преимущества, потому что его стиль перестанет работать. Однако Айртон доказал, что они ошибаются, поскольку другим его выдающимся талантом было умение адаптировать стиль пилотажа под особенности машины. Конечно, та уникальная техника исчезла, но у него все еще оставались козыри, так что это было уже не важно. Его самоотдача и талант в удерживании машины под контролем были феноменальны. Айртон был настолько уверен, что не потеряет контроль над машиной, что творил с автомобилем то, что другие пилоты называли безумием. Пока он был полностью уверен в себе и сосредоточен на пилотаже, для него не существовало никаких рисков.

Выдающийся гонщик».

30 лет назад Сенна рассказал все о своем пилотаже. Кассету с записью потеряли и только сейчас нашли

«Айртон пробовал море настроек, но в итоге просил все как у Алена». В чем Сенна и Прост превосходили друг друга

Первые тесты Айртона Сенны в «Формуле-1» прошли под шутки механиков

Источник