Превью сезона-2019. «Уильямс». Время затянуть пояса
Некогда славная британская конюшня, чей золотой период пришелся на 80-е и 90-е годы прошлого столетия, проходит период смутного времени. У команды сложное финансовое положение, отсюда вытекают странные спонсорские контракты (вы что-нибудь слышали о компании "RokIT"?) и невнятная презентация болида. 11 февраля представлена новая ливрея, затем в твиттере представлен полноценный болид. По факту это был прошлогодний автомобиль, окрашенный в новые цвета. Через неделю, то есть сегодня, команда не смогла подготовить автомобиль к первому дню тестов в Барселоне. Судя по информации от испанских журналистов, команда вновь привезла прошлогодний автомобиль, окрашенный в бело-голубой градиент. Ближе к вечеру стало известно, что и второй день тестов пройдет без болидов "Уильямс". Очень неутешительные новости, и остается только надеяться, что у "Уильямса" получится преодолеть эту черную полосу и выйти на старт сезона 2019. А пока кратко вспомним историю британской команды.
Фрэнк Уильямс пришел в Королевские гонки в 70-е годы ХХ века. Первый его заход с командой "Frank Williams Racing Cars" оказался не слишком удачным, и британец продал команду Уолтеру Вольфу. В 1977 году в альянсе с Патриком Хэдом Уильямс создает "Williams Grand Prix Engineering" и в сезоне 1978 года автомобиль вышел на старт. Добавив надежности к следующему сезону, команда одерживает первые победы уже в сезоне 1979 года. В 1980-е годы работа команды быстро дала результат. Три чемпионских титула и четыре кубка конструкторов были завоеваны с моторами «Форд» и «Хонда». Чемпионами становились Алан Джонс, Кеке Росберг и Нельсон Пике. В 1989 году, после промежуточного поставщика «Джудд» был подписан долгосрочный контракт с «Рено». Этот союз стал также успешным для команды Фрэнка Уильямса. Чемпионами мира за рулем «Уильямса» стали Найджелл Мэнселл, Алан Прост, Дэймон Хилл и Жак Вильнев. Также было завоевано пять Кубков Конструкторов, а за весь период с 1989 по 1997 годы команда лишь раз была ниже второго места в командном зачете.
В 1998 году «Рено» покинуло Формулу-1 и команде Фрэнка Уильямса пришлось ставить доработанные агрегаты партнерских компаний «Мекахром» и «Супертек». В сезонах 1998-1999 больших успехов достичь не удалось – всего лишь шесть подиумов за два сезона. В 2000 году «Уильямс» переходит на силовые установки «БМВ». Благодаря мощному мотору и таланту Хуана-Пабло Монтойи, в сезоне 2002 года команда смогла завоевать 7 поулов, но на длинной дистанции не смогла конкурировать с доминирующей «Феррари». С 2004 года команда начинает терять лидерские позиции. Это связано в первую очередь с возвращением в чемпионат заводской команды «Рено» и увеличения поддержки команды «Макларен» со стороны концерна «Мерседес». «БМВ» также пришел в чемпионат заводской командой, и в данных условиях частной команде было тяжело выдержать конкуренцию. Периодически случались резкие всплески, вроде двух подиумов Нико Росберга в 2008 году, поула Хюлкенберга в Интерлагосе в 2010 году. Последнюю победу в истории команды на данный момент (довольно неожиданную) одержал Пастор Мальдонадо на Гран-При Испании 2012 года.
В 2014 году вместе с изменением регламента команда «Уильямс» переходит на моторы «Мерседес». В связи с преимуществом немецких моторов, а также довольно неплохим шасси, команда смогла ненадолго вернуться на ведущие роли. Конкурировать с заводской командой «Серебряных стрел» было тяжело, но в течение двух сезонов «Уильямс» регулярно приезжал на подиум, и дважды был третьим в Кубке Конструкторов. В 2014 году команда завоевала свой последний поул – Филипе Масса стартовал первым на Гран-При Австрии 2014 года. С сезона 2016 года моторы «Феррари» и «Рено» подтянулись к моторам «Мерседеса», и у команды «Уильямс» стало меньше шансов на подиумы, и тем более на поулы и победы. Последний подиум в шальном Гран-При Азербайджана принес Ланс Стролл в 2017 году. В 2018 году в цветах «Уильямса» оказался третий в истории Формулы-1 россиянин Сергей Сироткин. К сожалению, болид оказался абсолютно неконкурентным. За весь сезон Сироткин лишь однажды приехал десятым, а его партнер Ланс Стролл дважды заехал в очки. Как итог - команда заняла последнее, 10-е место в Кубке Конструкторов.
В последние годы команда «Уильямс» практически полностью зависима от спонсорской поддержки своих пилотов. Это вполне объяснимо, ведь частной команде необходимы вливания, пусть даже от рента-драйверов. Большая часть пилотов в последние годы имела за собой национальных спонсоров, заинтересованных в продвижении бренда или пилота. Вот и выбор пилотов на сезон 2019 года во многом обусловлен финансовыми обстоятельствами. В Формулу-1 возвращается Роберт Кубица, сумевший привлечь польских нефтяников «Орлен». Вторым пилотом станет участник гоночной программы «Мерседеса», чемпион Формулы-2 последнего сезона Джордж Расселл. В обмен на место боевого пилота для британца «Уильямс» получит скидку на моторы от «серебряных стрел»
Прогноз: 10-е место. Заключение титульного спонсорства с практически никому неизвестной компанией «RokIT», а также выбор пилотов на сезон говорит о не совсем здоровой атмосфере в «Уильямсе». Понятно желание «Мерседеса» обкатать Расселла, и с этой точки зрения «Уильямс» будет наверно лучшим местом для молодого британца. Быстрых результатов от него требовать не будут, а вот получить опыт пилотажа пусть и не самого сильного болида будет для него полезно. Перспективы Роберта Кубицы довольно туманны. Поляк водит по сути одной рукой, и по-прежнему не очень ясно, каких результатов он сможет добиться. Исходя из всего этого я думаю, что «Уильямс» останется на десятой позиции, как и годом ранее.