Эти аварии в гонках вызывали ужас. Но обошлось
Рассказы о знаменитых происшествиях.
Стэн Фокс. «Индианаполис Мотор Спидвей», США, 1995 год
Шокирующие кадры аварии Стэна Фокса на «Инди-500» 1995 года обошли весь мир. Все началось с того, что уже немолодой 42-летний американец, который делал свою карьеру в гонках миджетов, в очередной, уже 10-й раз, заявился на главное спортивное событие нового света и даже вполне себе неплохо квалифицировался – на четвертом ряду. В первом повороте гонки в плотной борьбе, пытаясь скорректировать попавшую на внутреннюю бровку машину, Стэн дернул рулем, и неуправляемая «Лола», прихватив с собой машину Эдди Чивера-младшего, полетела в бетонную стену под прямым углом. Удар был такой силы, что от прочного болида с корнем вырвало всю переднюю часть, обнажив ноги гонщика.
«От того, что только что произошло, я был в бешенстве и выскочил из своей машины с желанием навалять тому парню. Но только я добрался до Стэна и увидел его, меня словно током ударило – рассказывал потом Чивер. – В конечном счете, я рад, что моя машина хоть немного смягчила удар». Эдди остался на месте аварии и даже помогал маршалам и врачам вытащить Стэна из искореженного монокока.
Пять долгих дней Стэн Фокс пробыл в коме, пока врачи боролись за его жизнь. Ноги Фокса, что удивительно, пострадали не сильно, но гонщик ударился головой о заграждение, что привело к кровоизлиянию в мозг и последующей нелегкой операции.
Длительный период реабилитации, тем не менее, закончился благополучно. «Я был словно 4-летний ребенок, мне всему надо было учиться заново», – рассказывал позже Стэнли в интервью. Несмотря на полное восстановление, Фокс больше не вернулся в гонки, однако основал организацию, которая поддерживала людей с травмами головы.
По злой иронии судьбы, Стэну не суждено было дожить до старости: 18 декабря 2000-го он погиб в ДТП на обыкновенном автомобиле в Новой Зеландии, куда прилетел погостить у друзей. Ему было 48 лет.
Найджел Корнер. Фестиваль скорости в Гудвуде, Великобритания, 2000 год
Имя Найджела Корнера вряд ли всплывет у вас в памяти, даже если напрячься. Сын хорошо известного в узких кругах гонщика-любителя Нила Корнера, участвовавшего в 60-х – 70-х годах в гонках исторических автомобилей, пошел по стопам отца. Деваться было некуда: Нил собрал хорошую коллекцию ретро-машин, в числе которых были довоенные 12-цилиндровый «Ауто Унион» и «Мерседес» W154, что не могло не разжечь огонь в мальчишке.
Корнер-младший даже попытал свое счастье и в профессиональных заездах, более того, выиграл суточные гонки в своем классе на трассах в Спа и Нюрбурге в начале 90-х за рулем «БМВ» M3. Но, обладая замечательной коллекцией автомобилей, доставшейся от отца, Найджел нередко стал принимать участие в исторических заездах.
Вот и в сентябре 2000 года он стартовал в Гудвуде за рулем «Феррари» 246, на которой в свое время Фил Хилл взял Большой приз Италии 1960 года. Только гонка не задалась с самого начала: один из соперников поддел заднее колесо «Феррари» незадачливого Корнера, машина опрокинулась, сделала «бочку» и, встав на дыбы, заскакала по обочине. На счастье Корнера, где-то между этими кульбитами он, непристегнутый, катапультировался из машины под действием сил инерции и приземлился у тюков с соломой. Повезло, что траектории полетов гонщика и его автомобиля не пересеклись, так что разбитая «Феррари» замерла рядом с Найджелом.
«Эти старые «Феррари» очень крепкие, но будь я пристегнут, я бы [из-за отсутствия дуги безопасности] сейчас был бы мертв – так прокомментировал итоги аварии сломавший 12 ребер, плечо, предплечье и колено Корнер, которому сломанные ребра, вдобавок, проткнули оба легких. – Врачи сказали мне не водить автомобиль и летать в течение трех месяцев, но я вернусь».
И Найджел сдержал свое слово, восстановил эту «Феррари», и уже на следующий год вновь вышел на старт исторических гонок.
Нельсон Пике. «Индианаполис Мотор Спидвей», США, 1992 год
Вовремя закончив свою успешную карьеру в «Формуле-1», трехкратный чемпион мира не собирался завязывать с гонками в целом. Нельсон договорился с Джоном Менардом на единоразовое выступление в «Инди-500» 1992 года. «Индикар» к началу девяностых только набирал вес, и гонщики уровня Пике (позже Сенна и Мэнселл) рассматривали серию полноценной альтернативой «Формуле-1», не говоря о том, что и местных героев хватало за глаза. Рос бюджет команд, рос уровень участников, росли скорости машин. Лишь уровень безопасности, к сожалению, не поспевал за этим темпом.
Уже в первой тренировке перед «Инди-500» был побит рекорд средней скорости на треке, а на третий день лидеры с запасом выходили из 230 миль/ч (368 км/ч) на круге. В пятый день тренировок в неприятную аварию попал ветеран Рик Мирс, получив травмы запястья и трещину в стопе. Которые, впрочем, не помешали ему неплохо квалифицироваться и выйти на старт гонки.
Сутки спустя в свою знаменитую, если так можно выразиться, аварию угодил и Пике. Бразилец неплохо адаптировался к новому для себя типу трасс, постепенно наращивал скорость и не смотрелся мальчиком для битья. Однако темпераментного южноамериканца раздражали постоянные желтые флаги, которые в американских гонках вывешиваются при малейшей опасности на трассе. Вот и на этот раз из-за небольшого металлического обломка над трассой появились очередные желтые флаги. Пике, который в этот момент мчал от третьего к четвертому повороту на скорости около 380 км/ч, решил резко свернуть на пит-лейн, не теряя времени на еще один медленный круг. Его «Лолу» сорвало с траектории, развернуло и на полной скорости впечатало в бетонный отбойник носом вперед под прямым углом.
Все это очень напомнило фатальную аварию Гордона Смайли десятью годами ранее, но Пике повезло – он «отделался» переломами стоп и лодыжки, хотя первые часы после аварии над Индианаполисом упорно циркулировали слухи о том, что Нельсону пришлось ампутировать ногу.
Увы, даже эта авария Нельсона Пике не стала самой серьезной: восемь дней спустя разбился молодой Джови Марсело. Его авария визуально казалась менее серьезной, но филиппинец получил перелом основания черепа. Уже изобретенная, но еще не внедренная в автоспорт система защиты головы HANS наверняка уберегла бы Джови.
Что касается Нельсона Пике, то он полностью восстановился и годом спустя вновь попробовал покорить Индианаполис, но не добрался до финиша гонки.
Билл Кэссиди. «Арден-Даунс», США, 1936 год
Фотография, сделанная на соревнованиях в Вашингтоне 12 июля 1936 года, частенько мелькает в различных подборках исторических событий на развлекательных сайтах и уже в свое время – все в том же 1936-м – была выбрана прессой как одна из самых необычных фотографий года.
Билл Кэссиди, по прозвищу «Дикий Билл» не поделил дорогу с автомобилем соперника, машина перевернулась, после чего Кэссиди отправился в свой впечатляющий полет. Билл, как сообщали газеты того времени, серьезно пострадал, но пережил аварию на трассе «Арден-Даунс».
Но удивительно в этой аварии еще и другое: момент, произошедший за доли секунды, успели запечатлеть сразу два фотографа!
Жаки Икс и Джеки Оливер. «Харама», Испания, 1970 год
Гран-при Испании 1970 года, входивший в зачет чемпионата мира «Формулы-1», запомнился тремя вещами: скандалом команд с организаторами гран-при, ограничивших число гонщиков на стартовой решетке до смехотворных 16 человек из-за скудности призового фонда; первым финишем в топ-3 легендарного Марио Андретти и ужасной аварией на первом круге гонки.
На «БРМ» Джеки Оливера внезапно сломалась полуось перед 10-м поворотом трассы, британец потерял управление, вылетел с трассы и, пропахав по траве, боком врезался в заднюю часть впередиидущей «Феррари» Жаки Икса. От удара взорвались топливные баки сразу на обеих машинах, которые тут же скрылись в огненном столбе пламени.
Оливер мгновенно покинул свой «БРМ», тогда как Иксу понадобилось чуть больше времени время, из-за чего его комбинезон успел загореться. Полыхающий бельгиец резво пересек трассу и упал на землю, где с помощью тряпок и огнетушителей с него сбили пламя подоспевшие маршалы. Жаки получил ожоги рук и всего того, что находится ниже спины, но смог восстановиться уже к следующему этапу чемпионата.
Оливер в это время со всех ног мчался в гаражи своей команды, дабы предупредить о возможной поломке и на машине своего напарника Педро Родригеса. Того незамедлительно позвали на пит-лейн и сняли с гонки.
Гонки, которая и не думала останавливаться, пока маршалы на трассе тушили, а вернее пытались тушить догорающие остова машин водой, что только усиливало горение. Да и огнетушители были не слишком эффективны. К тому моменту, когда к месту аварии подоспела пожарная машина, горящая «Феррари» Икса пересекла расположенную под уклон трассу и замерла почти на том же самом месте, где горел ее наездник, оставшись вдали от спасательной техники. Маршалам только и оставалось, как в бессилии наблюдать за догорающим болидом.
Пилоты, меж тем, наматывали круги по трассе, стараясь не поскользнуться на растекшейся пене и воде. И не у всех это получалось, в том числе и у лидировавшего всю дорогу Джеки Стюарта. Тем не менее, все обошлось без аварий.
Фото: REUTERS/Cary Horowitz; Jeff Bloxam; ASSOCIATED PRESS/East News; www.reddit.com//Life Magazine; porschecarshistory.com
1951-й год, International Trophy на Сильверстоуне https://www.youtube.com/watch?v=MajtSv_YDS8&t=4m4s (4:04)
Авария Стэна Фокса https://youtu.be/ndM6sZtWKS4?t=36
Авария Найджела Корнера https://youtu.be/OnMx0Gpwp0w?t=8
Авария Нельсона Пике https://www.youtube.com/watch?v=fJjTfk29nME
Авария Джови Марсело, о которой упоминается https://www.youtube.com/watch?v=GvSzzI9mhLg
Авария на ГП Испании, 1970 https://youtu.be/Trfs0N2GEQ8?t=886
Не позавидуешь таким акробатическим трюкам.