Самые неожиданные победители Гран-при в истории «Формулы-1»
«Формула-1» может быть очень непредсказуемой и удивлять до глубины души — именно об этом напомнил официальный канал серии на ютубе, опубликовав ролик с топом самых неожиданных победителей заездов за все 68 лет существования чемпионата мира.
Дженсон Баттон на Гран-при Венгрии 2006 года
Сгоревший в квалификации двигатель отбросил англичанина на 14-ю стартовую позицию. Тем не менее, в воскресенье начался дождь, и гонщик «Хонды», не имевший ни единой победы в 7 сезонах в «Ф-1», сохранял самообладание и прорывался через пелотон, пока остальные сталкивались, вылетали с трассы или попадали в прочие неприятности (10 сходов из-за аварий и неполадок). В результате Баттон, про которого уже начали говорить в стиле «он никогда не выиграет Гран-при», таки приехал первым.
«Я б не смог победить лучше, чем после старта с 14-й позиции — сказал после гонки Дженсон. – Мне не хотелось заканчивать гонку».
Джоди Шектер на Гран-при Аргентины 1977 года
Южноафриканский гонщик сильно рисковал, сменив достаточно сильный болид «Тиррелл» на новичка «Ф-1» «Вольф». В результате от него не ждали многого, да и квалификацировался Джоди лишь на 11-й позиции — никто и не думал называть его фаворитом в борьбе за победу. Гонка однако выдалась очень жесткой: из 21 участника до финиша добрались лишь семеро, и Шектер, обогнавший Карлоса Пасе за 6 кругов на клетчатого флага в борьбе за победу, стал первым.
Пастор Мальдонадо на Гран-при Испании 2012 года
Венесуэлец стартовал с поула после исключения из протокола квалификации Льюиса Хэмилтона за недостаточное количество топлива. Всю гонку Мальдонадо боролся с Фернандо Алонсо и обогнал испанца после волны пит-стопов, вернув себе потерянное на старте лидерство.
Чтобы объяснить неожиданность подобного результата, имейте в виду: Пастор не набрал ни единого очка в последовавших 9 гонках сезона.
Джанкарло Багетти на Гран-при Франции 1961 года
Итальянец квалифицировался 12-м в своем первом уик-энде в «Формуле-1» и проиграв времени поула целых шесть секунд. Никто не мог и помыслить, что Багетти способен выиграть дебютный заезд при таких результатах — но пилот из Милана ровно так и поступил, обогнав «Порше» Дэна Герни буквально под клетчатым флагом. Разрыв на финише составил всего 0,1 секунды.
Себастьян Феттель на Гран-при Италии 2008 года
В своем первом полноценном сезоне в «Ф-1» немец гонялся за дочернюю команду «Ред Булл» под названием «Торо Россо». В дождевой квалификации в Монце Феттель воспользовался переменчивыми условиями и выхватил поул, но в гонке все пошло еще веселее. Молодой немец сохранил лидерство от старта до финиша и стал самым молодым победителем Гран-при в истории спорта.
Витторио Брамбилла на Гран-при Австрии 1975 года
Погодные условия той гонки были настолько трудными и непредсказуемыми, что старт заезда даже откладывали из-за дождя. Тем не менее, когда пилотов все-таки выпустили на трассу, итальянец из «Марч» рванул с восьмого места в лидирующую группу. Гонка заняла всего половину запланированной дистанции, и победил в ней именно Брамбилла — кстати, когда Витторио пересек финишную черту, то потерял контроль над машиной и улетел в отбойники. Больше итальянец первые места в «Формуле-1» не занимал.
Джонни Херберт на Гран-при Европы 1999 года
После драматичного старта с авариями и сходами, в ход заезда вмешался еще и дождь. Многие пилоты перешли на рискованные стратегии, а затем четверо лидеров гонки последовательно сталкивались с проблемами. Джонни Херберт же сделал верный выбор, рано сменив шины на дождевые, и удерживал болид на треке вплоть до клетчатого флага и неожиданной победы.
«Условия оказались очень коварными, но из-за них мне повезло: я вовремя остановился и сменил шины на дождевые, – сказал после финиша пилот «Стюарта». – Я подумал, что в нашей позиции стоит рискнуть. В итоге все оправдалось».
Джонни поднялся на первое место после старта на 14-м, а в гонке сошли 13 машин.
Питер Гетин на Гран-при Италии 1971 года
Англичанин лишь раз финишировал в очках в том сезоне — но тем самым единственным разом оказалась историческая победа на «Монце». Гетин занимал четвертое место на старте финального 55-го круга, но сперва обогнал Майка Хэйлвуда, а потом двойным маневром опередил Ронни Петерсона и Француа Севера. Топ-5 того заезда разделили всего 0,6 секунды — самый близкий финиш в истории «Ф-1». От шведа на «Марче» Питера отделило и вовсе 0,01 секунды.
Джанкарло Физикелла на Гран-при Бразилии 2003 года
Гонка по «Интерлагосу» проходила в достаточно сложных погодных условиях: ее даже запустили за автомобилем безопасности. В один из моментов «Джордан» принял гениальное решение залить своему пилоту топлива вплоть до финиша. В заезде же постоянно происходили различные инциденты, раз за разом возвращавшие сэйфти-кар во главу пелотона — потому Физикелла получил шанс удерживаться в лидирующей группе. Затем Джанкарло обогнал Кими Райкконена в борьбе за лидерство, а когда Фернандо Алонсо врезался в обломки и улетел в отбойники на 55-м круге, гонку завершили красными флагами. Сперва победу отдали Райкконену, но спустя неделю разбирательств первое место вернули итальянцу.
«Я с нетерпением ждал этого решения, так что когда мне позвонили и сказали «Джанкарло, победитель — ты!», я почувствовал себя просто фантастически», – сказал Физикелла после получения кубка от Кими.
Оливье Панис на Гран-при Монако 1996 года
Всего четыре машины добрались до финиша той хаотичной гонки. Михаэль Шумахер, Дэймон Хилл, Жак Вильнев — все лучшие гонщики сошли по разным причинам. Несмотря на крайне опасный момент с Эдди Ирвайном, именно Оливье Панис прорвался к первому месту и титулу самого неожиданного победителя в истории. Он втащил свою машину на вершину подиума с 14-го места и до сих пор остается последним французом, выигрывавшим Гран-при.
Фото: pinterest.com/Casey Merritt; Gettyimages.ru/Andreas Rentz/Bongarts, Clive Mason
Баттон гонял в топовом МакЛарене, а Джорданы в 1998 году были третьей командой чемпионата, как Ред Булл в этом году (единственное, до четвертой команды пропасти не было), а Фретцен даже за чемпионство боролся.