6 мин.

«Феррари» лихорадит: руководителя команды поменяли перед стартом сезона

Последствия неудачных выступлений.

Самая популярная команда в истории «Формулы-1» начала 2019 год в тревожном ожидании – в ее руководстве вот-вот произойдут перемены: управляющий гоночной командой Маурицио Арривабене уйдет с поста, а его место займет технический директор Маттиа Бинотто. Таковы результаты долгой борьбы за власть между двумя группировками в Маранелло.

Арривабене не справился

В конце 2014-го президент «Феррари» Серджио Маркионне поставил перед экс-менеджером «Филип Моррис» Арривабене сложнейшую задачу – вернуть команду на лидирующие позиции и завоевать чемпионские кубки. С тех пор итальянцы действительно добились прогресса и почти догнали по скорости «Мерседес», но титул так и не взяли.

Поражение в последнем сезоне было наиболее досадным: всему миру казалось, что алые болиды временами были лучшими, но даже с мощной и быстрой техникой Скудерия умудрилась проиграть задолго до клетчатого флага заключительной гонки. Обиду в Италии чувствовали еще и потому, что даже с мягким руководством Стефано Доменикали и слабой машиной в 2010-2012 годах «Феррари» неоднократно боролась до самого конца.

За четыре года претензий к Арривабене набралось на целую книгу: его обвиняют в недостатке лидерства и неспособности выстроить сильный коллектив, в отстраненности от сотрудников, в неумении принимать жесткие, но нацеленные на результат решения. При Маурицио совершенно размяк Себастьян Феттель, стратеги допускали глупые просчеты, а в действительно важные моменты командный мостик боялся менять гонщиков на трассе местами.

Возможно, худшим из решений Арривабене в глазах его боссов оказалась осенняя попытка переложить ответственность за провалы на технический штаб, который в течение нескольких Гран-при никак не мог улучшить гоночный автомобиль. В тот момент кризис в Скудерии достиг пика.

Амбициозный инженер

Конфликт в «Феррари» зародился несколько лет назад, когда сильный и целеустремленный инженер Маттиа Бинотто возглавил техническую бригаду в Маранелло и занялся продвижением собственных вариантов развития конюшни. Таланты специалиста заметил Маркионне и пообещал передать ему власть, если к концу своего контракта Арривабене так и не добьется успехов. Но сделать это тихо и безболезненно не удалось – прошлым летом Маркионне скоропостижно скончался. Сдерживать противоречия в команде стало некому.

К осени 2018-го противоборствующие стороны задействовали все возможные рычаги в Маранелло, чтобы одержать победу: на радость Арривабене исполнительным директором «Феррари» стал его коллега из «Филип Моррис» Луи Камиллери, стремившийся сохранить статус-кво и обещавший не проводить политику резонансных перемен; Бинотто же уповал на собственную исключительность и ценность, а также надеялся на продолжение генеральной линии Маркионне.

Неизвестно, что именно происходило в кабинетах боссов автогиганта, но в итальянской прессе стали появляться неприятные для Арривабене истории о его спортивных неудачах, слабых качествах и неумении работать в коллективе. Бинотто, напротив, представлялся в этих публикациях чуть ли не в роли Флавия Аэция. Более того, пресса пугала болельщиков (в том числе и главного, Элканна) возможным уходом Маттии из Скудерии, причем не куда-нибудь, а к главным конкурентам в «Мерседес».

Председатель правления «Феррари» Джон Элканн

Картина для генерального директора была нарисована простая: Арривабене все равно скоро уйдет, но если он не покинет команду сейчас, то Скудерия потеряет свой главный актив – Бинотто. Похоже, выбора у малоопытного председателя правления и не было.

Поздней осенью Маурицио все-таки предложили новый контракт, в котором, однако, его права и полномочия заметно сужались, а реальная власть переходила к Бинотто. Подписывать это соглашение он отказался.

Что нужно знать о Бинотто

Маттиа – давний сотрудник «Феррари», начинавший путь в качестве простого инженера, но добившийся удивительных успехов. 

С 2004-го работал в отделе сборки двигателей, но постепенно дорос до высоких должностей, а в 2014-м (после полного провала Скудерии с новым техническим регламентом) вытянул свой шанс – стал главой всего моторного подразделения «Феррари». За последующие годы итальянцы невероятно быстро сократили отставание от «Мерседеса» по части силовых установок, и потому Бинотто повысили до технического директора. С его появлением во главе инженерного штаба «Феррари» переквалифицировалась в одну из самых смелых и прогрессивных команд – даже несмотря на отдельные просчеты, ошибки и скандалы.

Однако на посту руководителя Маттию ждет много интересного. Он – типичный представитель «молчаливых технарей» в эпоху главенства в «Формуле-1» людей, умеющих рассуждать и красиво высказываться на публике, вести переговоры и убеждать собеседников, партнеров и коллег – такие качества сейчас высоко ценятся. Конечно, и Арривабене был не лучшим оратором, однако Бинотто вообще практически никак не общается с прессой. Так что неизвестно, насколько хорошо он справится с назойливыми журналистами и их умением создавать давление в самые неподходящие моменты. Впрочем, не исключено, что Маттиа как-нибудь решит эту проблему –  например, предоставит возможность высказываться по большинству вопросов одному из своих помощников, а сам сосредоточится непосредственно на рабочем процессе.

Все плохо или нет?

Традиционно считается, что революции в командах «Формулы-1» – это путь к спортивной катастрофе. Однако если предположить, что критика Арривабене была справедливой, то ничего страшного со Скудерией не случится – технический штаб не просто останется прежним, но также синхронизирует гоночную деятельность с пит-уолл, обеспечив большую слаженность. В таком случае перестановки пройдут практически безболезненно, а команда сможет еще раз побороться с «Мерседесом» за победу в первенстве.

Однако не менее важной для Маттии станет задача по улучшению микроклимата в коллективе – ведь нервные пилоты могут проиграть титул даже на быстрейшем и надежном автомобиле. Пожалуй, именно этого – укрепления психологического состояния Себастьяна Феттеля и помощи Шарлю Леклеру на новом месте – от спортивного руководителя и ждут все болельщики «Феррари».

Фото: globallookpress.com/xIllman/Eibner-Pressefotox, imago/Crash Media Group; Gettyimages.ru/Andrew Burton, Shell; globallookpress.com/Hoch Zwei