Шумахеру повезло с первым сезоном в «Формуле-1». Она была сексуальной
Лучшие гонки в истории.
В августе 1991 года в «Формуле-1» началась новая эпоха в автоспорте – на трассе «Спа-Франкоршам» в составе «Джордана» дебютировал молодой немец Михаэль Шумахер, который в будущем побьет почти все главные рекорды и станет самым успешным гонщиком в истории Гран-при.
Через две недели после краткого, но яркого выступления в Бельгии Шумахера украли из «Джордана» – супремо «Ф-1» Берни Экклстоун лично поучаствовал в скандальном переходе юной звезды к бывшему продавцу одежды Флавио Бриаторе в «Бенеттон».
За рулем ярко-желтой машины Шумахер сразу опередил напарника, трехкратного чемпиона мира Нельсона Пике.
Впрочем, дебют Михаэля ненадолго отвлек внимание болельщиков от главного события года – борьбы Айртона Сенны и Найджела Мэнселла за чемпионский титул.
Сенна, выступавший на «Макларене» культовой красно-белой расцветки с двигателем «Хонда» V12, начал сезон с четырех побед подряд. При этом Айртон наконец-то выиграл на родине, в Бразилии – по ходу гонки машину заклинило на пятой передаче, но великий чемпион сумел доехать на поврежденной технике к финишу впереди Рикардо Патрезе.
Многие решили, что на этом чемпионат можно завершать, но к началу лета внезапно прибавил в скорости «Уильямс» – конструкторы Патрик Хэд и Эдриан Ньюи наконец-то адаптировали шасси к 10-цилиндровым двигателям «Рено» и Найджел Мэнселл рванул к победам.
Первая попытка англичанина провалилась на последнем круге Гран-при Канады.
До финиша оставалось меньше круга, но в медленной шпильке «Уильямс» потерял мощность и через несколько метров остановился. Найджел от досады начал размахивать руками и тем самым стал автором анекдота – в среде болельщиков укрепилось мнение, что на самом деле машина заглохла из-за позерства англичанина, приветствовавшего фанатов и не уследившего за падением оборотов мотора. Так последнюю победу в карьере одержал Пике.
Тем не менее, «Британский лев» вскоре одержал несколько побед и почти догнал Сенну в личном зачете.
В Испании на новенькой трассе близ Барселоны гонщики «Уильямса» и «Макларена» устроили настолько эффектное сражение, что кадры той дуэли до сих пор считаются одними из самых красивых в истории «Формулы-1».
Все решилось (уже четвертый год подряд) в Японии – сначала Сенна отбил все атаки Мэнселла, а затем англичанин вылетел в гравий – бразилец стал трехкратным чемпионом мира.
На финише Айртон пропустил напарника Герхарда Бергера к первой победе в составе «Макларена», но австриец действия бразильца не оценил, посчитав, что в подобном успехе нет никакой чести.
Кстати, поначалу считалось, что соперником Сенны будет Ален Прост, однако «Феррари», в составе которой невысокий француз проводил второй сезон, построила красивую, но не слишком быструю машину. Как обычно, в Маранелло вместо попыток исправить ситуацию начали искать виновных, и в конце года Прост со скандалом покинул Скудерию.
Напарником Проста в 1991 году был молодой Жан Алези, только-только перешедший в Скудерию из «Тиррелла». Говорят, что француза в своей команде очень хотел видеть Фрэнк Уильямс, однако гонщик выбрал сердцем и ошибся – за все годы в «Феррари» он выиграл лишь одну гонку.
В «Формуле-1» происходило много интересного.
Нельсон Пике после 14 сезонов покинул «Формулу-1».
Дальше бразилец планировал выступать в «Индикаре», но на предсезонных тестах попал в аварию и получил серьезные травмы ног – карьеру пришлось завершить.
В затухающем «Лотусе» дебютировал талантливый Мика Хаккинен.
Финн раскрылся не сразу, но в итоге стал главным соперником Шумахера.
Команда «Джордан» начала путь в «Ф-1» столь мощно, что сразу заняла пятое место в Кубке конструкторов (12 из 18 конюшен набрали очки). Болид 191, построенный Гэри Андерсоном, полюбили за плавные, но не совсем обычные формы и яркий зеленый цвет.
«Минарди», почти всегда считавшаяся аутсайдером, добилась лучших результатов – Пьерлуиджи Мартини дважды приезжал четвертым (в Сан-Марино и Португалии).
«Тиррелл» усилиями Стефано Модены взял свой предпоследний подиум в истории.
А еще последние деньки доживали некогда побеждавшие в гонках «Брэбэм» и «Марч» – после 1992-го обе команды перестали существовать, хотя в 1991-м они даже изредка набирали очки.
Хватало и экзотических участников, вроде «АГС», «Колони» и «Фондметала» – сегодня их помнят только хардкорные фанаты.
«Колони»
В «Ф-1» ненадолго вернулась компания «Порше» в качестве поставщика двигателей – неудачно.
Пыталась закрепиться в чемпионате и «Ламборгини» (в сотрудничестве с «Моденой»), но ее гонщики с трудом проходили квалификацию. Также появилась марка «Илмор» – через годы ее купит «Мерседес» и создаст крутые моторы, с которыми «Макларен» будет побеждать в Гран-при. Но пока «Илмор» не впечатлял. Сам «Мерседес» планировал прийти в «Ф-1» в 1992 году вместе с «Заубером», но в последний момент отказался от этих планов.
А еще в первенстве шла шинная война между «Пирелли» и «Гудьир» – ее выиграли американцы.
Календарь сезона-1991 выглядел в меру компактным (16 этапов) и сбалансированным – хватало и городских трасс, и стационарных автодромов. «Формула-1» за год несколько раз посетила Северную и Южную Америки, Азию и Австралию, но большая часть Гран-при (10) прошла в Европе.
Этап в Финиксе стал последним в США почти на целое десятилетие.
Зато в Монако все было стабильно. Победил там, кстати, Сенна.
Битва на «Сузуке» четвертый год подряд была решающей в чемпионате мира.
В 1991 году произошли революционные изменения в системе начисления очков – за победу стали давать 10 баллов (было 9), и в зачет теперь шли не 11 лучших результатов, а все. В таком виде система просуществовала до начала 2000-х.
В управляющей структуре также наступили перемены: друг Экклстоуна Макс Мосли сверг одиозного Жана-Мари Балестра и стал новым президентом ФИСА (через два года эта организация стала частью Международной автомобильной федерации, власть в которой также взял Мосли). Макс продолжил борьбу со скоростью в «Ф-1» и всячески продвигал повышение уровня безопасности, но реальных успехов добился только после гибели Сенны и Ратценбергера.
Однако в 1991-м до всего этого было еще далеко. Напротив, близился расцвет электроники – топ-команды почти довели до ума АБС, трэкшн-контроль, активную подвеску и телеметрию – и отныне желающие добиться успеха обязаны были вкладывать много денег в новые технологии и увеличивать расходы. Но на фоне мирового кризиса, который спровоцировала война в Персидском заливе, гонку вооружений выдержали на все – «Формула-1» начала испытывать финансовые трудности, многие частные команды стали закрываться.
Сезон-1991 стал одним из самых ярких в истории «Формулы-1» – в гонках выступали легендарные пилоты, появилась талантливая молодежь, а гоночные машины были близки к совершенству. «Ф-1» по-прежнему была быстрой и чертовски опасной, но не смертельной.
Шумахеру невероятно повезло со временем дебюта.
Фото: globallookpress.com/Crash Media Group/imago; Gettyimages.ru/Pascal Rondeau/Allsport, Paul-Henri Cahier; globallookpress.com/imago/HJS, imago/Future Image; Gettyimages.ru/Mike Powell; REUTERS/Charles Platiau
И да, ф1 была сексуальной. Слики, v12, Аква минерале, Тоса, Штопор, старый Хоккенхайм, а О руж и R130 ещё невозможно было проехать в пол.
браво спортц
кто она? сезона?
если речь о формуле то должно быть "ему повезло с формулой в первом сезоне"