7 мин.

Глубокое погружение: Гран-при Бельгии

Проблемы с шинами и выезд на трассу автомобиля безопасности серьезно повлияли на исход гонки в Спа. Блог «Версификаторные россказни» детально разбирается в стратегиях лидеров и решениях капитанских мостиков на Гран-при Бельгии.

На развитие воскресных событий в Спа оказали влияние многие факторы: погодные условия, выезд на трассу автомобиля безопасности, а также износ шин. Последний даже привел к скандалу, когда перед гонкой представители «Ред Булл» попросили ФИА и «Пирелли» заменить испорченные в квалификации покрышки.

В той истории нет белого и черного – все участники, замешанные в скандале, искали собственную выгоду. «Ред Булл» стремился не только получить свежие шины перед стартом, но и указать итальянской компании на очевидную ошибку в выборе резины на этап. Согласитесь, по-хорошему за несколько квалификационных кругов на легких болидах с шинами – пусть и с легким превышением рекомендованного угла развала колес – не должно было произойти ничего страшного. Но если бы ФИА и «Пирелли» разрешили замену, это стало бы фактическим признанием ошибки и толчком к пересмотру выбора резины на оставшиеся гонки.

«Ред Булл» стремился не только получить свежие шины перед стартом, но и указать «Пирелли» на очевидную ошибку в выборе резины

Формальным поводом для замены шин в «Ред Булл» назвали безопасность гонщиков, однако ФИА твердо стояла на своих позициях – заменить покрышки можно, но только в случае старта с пит-лейн, как сказано в правилах. Руководитель автоспортивного подразделения «Пирелли» Пол Хэмбри пошел дальше, цинично отозвавшись о переживаниях Эдриана Ньюи за своих гонщиков:

«Если бы он так волновался, то тогда «Ред Булл» стартовали бы с пит-лейн. Так что довольно очевидно, что переживал он не так уж сильно».

Как бы там ни было, Себастьян Феттель и Марк Уэббер начали гонку с первой и третьей позиций, а вот стратегию на гонку пришлось изменить – в команде подсчитали, что при скорректированных настройках покрышки на RB7 протянут 3-4 круга.

В результате Марк заехал за свежим комплектом шин на третьем круге, а Себ – на пятом, но для «Ред Булл» подобное положение дел катастрофой не стало: до пит-стопа действующий чемпион мира опережал ближайшего соперника (Нико Росберга) на 2,5 секунды, а после остановки в боксах оказался лишь в десяти секундах позади соотечественника. Более того, долгосрочные перспективы Феттеля в этом заезде становились более выгодными, чем у лидеров. Несмотря на 10-секундное отставание, свежие шины и возможность беспрепятственно обгонять в зоне DRS позволяли немцу надеяться на скорейшее сокращение отрыва. Следует признать, что лидировавший Нико также играл на руку Себастьяну: гонщик «Мерседеса» сдерживал потенциально более быстрых Льюиса Хэмилтона и Фернандо Алонсо – истинных соперников «Ред Булл» в этой гонке.

Учитывая, что круг в Спа очень длинный, свежие шины давали Феттелю перед конкурентами гигантское преимущество – в зависимости от трафика Себ отыгрывал у Алонсо, Росберга и Хэмилтона от 1,5 до 2,5 секунд на круге.

В «Феррари» сообразили на этот счет достаточно быстро – Алонсо посетил бригаду механиков Скудерии уже 8-м круге. В «Макларене» же с пит-стопом Хэмилтона неоправданно затянули: Льюис поехал менять шины на 10-м, когда Себастьян сократил отрыв уже до 2,5 секунд.

Риск застрять за Уэббером не лишал «Феррари» шансов приехать на подиум, но совершенно точно лишал возможности вести борьбу за победу

Понятно, что соперники «Ред Булл» рассматривали вариант проведения меньшего числа пит-стопов, однако довольно быстро выяснилось, что дополнительная остановка не доставит больших хлопот – при наличии свежей резины и внимательности при обгонах трафик помехой не являлся.

Ключевой момент в гонке наступил на 13-м круге: Хэмилтон, прорываясь наверх, столкнулся с Кобаяси, выбыл из Гран-при, и на трассе появился автомобиль безопасности. В «Ред Булл» не задумываясь провели второй пит-стоп для Феттеля: из-за все еще большого количества топлива в баках, а также из-за обгонов ресурс его «софта» стал истощаться – к моменту аварии Льюиса Себ начал уступать Алонсо по секунде на круге.

А вот у «Феррари» возникла дилемма. С одной стороны, Скудерия могла себе позволить провести еще один пит-стоп – в запасе был дополнительный комплект свежего «софта»; с другой – резина на болиде Алонсо была практически неизношенной (у 150-й нет таких проблем с мягкими шинами в скоростных поворотах, как у RB7). К тому же в случае дополнительного пит-стопа Фернандо вернулся бы на трассу позади Марка Уэббера, который и вовсе шел на среднем комплекте шин. Несмотря на то, что обгонять в Спа в воскресенье было не очень сложно, разница в скорости между Алонсо и Уэббером составляла всего около полусекунды на круге – слишком мало, чтобы без проблем опередить австралийца. Если оценивать ситуацию ретроспективно, то риск застрять за Марком не лишал «Феррари» шансов приехать на подиум, но совершенно точно лишал возможности вести борьбу за победу, и Скудерия не была бы гоночной командой, если бы не надеялась на максимальный результат. В итоге решение не заезжать в боксы, а попытаться удержаться вперед двух «Ред Булл», показалось стратегам команды более правильным, чем стремление оттянуть и сократить заключительный отрезок гонки на «медиуме», так что вряд ли стоит критиковать «Феррари» за такой выбор.

После возобновления гонки в режиме зеленых флагов Феттель взвинтил темп, обогнал Уэббера и Алонсо и, возглавив пелотон, начал потихоньку уходить в отрыв. Вряд ли Себу было очень просто пройти 17-круговый отрезок на «софте», который до этого на RB7 «уходил» за 8-10 кругов, но преимущество над Алонсо все же росло – шины на болиде испанца были еще старше. А после третьей остановки (которая произошла после пит-стопа Алонсо), с победителем гонки все стало ясно…

На заключительный отрезок Фернандо получил «медиум», который совершенно не в ладах со 150-й, и за оставшиеся круги испанец только отстал от лидера, да еще и пропустил вперед Уэббера и Баттона. Был ли у «Феррари» шанс зацепиться за подиум?

Относительная легкость обгонов в Спа привела к тому, что к финишу пилоты приехали практически согласно расстановке сил

Чисто гипотетически – да. Для этого Скудерия должна была поставить на третий отрезок своему лидеру еще один комплект «софта», Алонсо должен был поднажать, отыграть около шести секунд отставания от Феттеля, затем оторваться еще секунд на шесть, а на предпоследнем круге заехать за «медиумом» и… вернуться на третьей позиции. Однако для успешного исполнения такого плана требовалось обогнать Феттеля (это не самая простая задача) и по-хорошему нагрузить гонщика (что не так страшно) и машину с мотором (что куда важнее в преддверии Гран-при Италии).

Этот план выглядит безумным даже если знать результат заранее. На деле же Нандо после всех пит-стопов всех лидеров шел вторым и была надежда, что он поборется с «Ред Булл» (о Баттоне «Феррари» наверняка даже не думала) за второе место. Но, к сожалению для команды, «медиум» подкачал и Алонсо не зацепился даже за третье место.

Относительная легкость обгонов в Спа привела к тому, что к финишу пилоты приехали практически согласно расстановке сил: даже несмотря на провальное начало Гран-при Марк Уэббер и Дженсон Баттон – быстрейшие по чистой скорости в воскресенье – добрались до подиума. Где-нибудь в Барселоне такой номер наверняка бы не прошел.

Но что действительно интересно – у всех лидеров были разные тактики. Например, Уэббер, в очередной раз столкнувшийся с разрушением мягкого комплекта резины, предпочел практически всю гонку провести на среднем типе шин (для любителей теории заговоров отметим, что это решение было принято самим Марком).

Единственной сложностью для него мог стать второй «стинт», который состоял из 28 кругов, но на деле все сложилось как нельзя лучше: Марк не сильно отстал от тех, кто шел впереди, а Нико Росберг и Фелипе Масса, шедшие позади, были недостаточно хороши, чтобы заставить его хоть как-то понервничать. В заключительной же стадии RB7 австралийца всегда быстр – Уэббер предпочитает хороший баланс автомобиля с пустыми, а не полными баками.

В то же время Дженсон Баттон и Михаэль Шумахер, наоборот, после суматошных стартовых кругов перешли с «медиума» на «софт». Им, как и Феттелю, серьезно помогло появление автомобиля безопасности (оба отыграли около 20 секунд, и без этого Михаэль не догнал бы Нико Росберга), а также наличие моторов «Мерседес» на болидах – благодаря которым на прямой от «Радийона» до «Ле Комб» обгонять соперников было проще. Но принижать достоинства гонщиков мы не будем – они отлично поработали в воскресенье, добившись потрясающих успехов в работе с мягкими шинами.

Графики

Ход гонки (взято с Forix): горизонтальная ось – среднее время победителя гонки (то есть, полное время гонки, разделенное на количество кругов), с которым сравниваются времена остальных пилотов. Вертикальная ось – отставание.

Ход гонки (с официального сайта ФИА)

Другие темы в этом блоге:

Глубокое погружение: Гран-при Венгрии

Глубокое погружение: Гран-при Германии

Частный извоз