Глубокое погружение: Гран-при Бельгии
Проблемы с шинами и выезд на трассу автомобиля безопасности серьезно повлияли на исход гонки в Спа. Блог «Версификаторные россказни» детально разбирается в стратегиях лидеров и решениях капитанских мостиков на Гран-при Бельгии.
На развитие воскресных событий в Спа оказали влияние многие факторы: погодные условия, выезд на трассу автомобиля безопасности, а также износ шин. Последний даже привел к скандалу, когда перед гонкой представители «Ред Булл» попросили ФИА и «Пирелли» заменить испорченные в квалификации покрышки.
В той истории нет белого и черного – все участники, замешанные в скандале, искали собственную выгоду. «Ред Булл» стремился не только получить свежие шины перед стартом, но и указать итальянской компании на очевидную ошибку в выборе резины на этап. Согласитесь, по-хорошему за несколько квалификационных кругов на легких болидах с шинами – пусть и с легким превышением рекомендованного угла развала колес – не должно было произойти ничего страшного. Но если бы ФИА и «Пирелли» разрешили замену, это стало бы фактическим признанием ошибки и толчком к пересмотру выбора резины на оставшиеся гонки.
«Ред Булл» стремился не только получить свежие шины перед стартом, но и указать «Пирелли» на очевидную ошибку в выборе резины
Формальным поводом для замены шин в «Ред Булл» назвали безопасность гонщиков, однако ФИА твердо стояла на своих позициях – заменить покрышки можно, но только в случае старта с пит-лейн, как сказано в правилах. Руководитель автоспортивного подразделения «Пирелли» Пол Хэмбри пошел дальше, цинично отозвавшись о переживаниях Эдриана Ньюи за своих гонщиков:
«Если бы он так волновался, то тогда «Ред Булл» стартовали бы с пит-лейн. Так что довольно очевидно, что переживал он не так уж сильно».
Как бы там ни было, Себастьян Феттель и Марк Уэббер начали гонку с первой и третьей позиций, а вот стратегию на гонку пришлось изменить – в команде подсчитали, что при скорректированных настройках покрышки на RB7 протянут 3-4 круга.
В результате Марк заехал за свежим комплектом шин на третьем круге, а Себ – на пятом, но для «Ред Булл» подобное положение дел катастрофой не стало: до пит-стопа действующий чемпион мира опережал ближайшего соперника (Нико Росберга) на 2,5 секунды, а после остановки в боксах оказался лишь в десяти секундах позади соотечественника. Более того, долгосрочные перспективы Феттеля в этом заезде становились более выгодными, чем у лидеров. Несмотря на 10-секундное отставание, свежие шины и возможность беспрепятственно обгонять в зоне DRS позволяли немцу надеяться на скорейшее сокращение отрыва. Следует признать, что лидировавший Нико также играл на руку Себастьяну: гонщик «Мерседеса» сдерживал потенциально более быстрых Льюиса Хэмилтона и Фернандо Алонсо – истинных соперников «Ред Булл» в этой гонке.
Учитывая, что круг в Спа очень длинный, свежие шины давали Феттелю перед конкурентами гигантское преимущество – в зависимости от трафика Себ отыгрывал у Алонсо, Росберга и Хэмилтона от 1,5 до 2,5 секунд на круге.
В «Феррари» сообразили на этот счет достаточно быстро – Алонсо посетил бригаду механиков Скудерии уже 8-м круге. В «Макларене» же с пит-стопом Хэмилтона неоправданно затянули: Льюис поехал менять шины на 10-м, когда Себастьян сократил отрыв уже до 2,5 секунд.
Риск застрять за Уэббером не лишал «Феррари» шансов приехать на подиум, но совершенно точно лишал возможности вести борьбу за победу
Понятно, что соперники «Ред Булл» рассматривали вариант проведения меньшего числа пит-стопов, однако довольно быстро выяснилось, что дополнительная остановка не доставит больших хлопот – при наличии свежей резины и внимательности при обгонах трафик помехой не являлся.
Ключевой момент в гонке наступил на 13-м круге: Хэмилтон, прорываясь наверх, столкнулся с Кобаяси, выбыл из Гран-при, и на трассе появился автомобиль безопасности. В «Ред Булл» не задумываясь провели второй пит-стоп для Феттеля: из-за все еще большого количества топлива в баках, а также из-за обгонов ресурс его «софта» стал истощаться – к моменту аварии Льюиса Себ начал уступать Алонсо по секунде на круге.
А вот у «Феррари» возникла дилемма. С одной стороны, Скудерия могла себе позволить провести еще один пит-стоп – в запасе был дополнительный комплект свежего «софта»; с другой – резина на болиде Алонсо была практически неизношенной (у 150-й нет таких проблем с мягкими шинами в скоростных поворотах, как у RB7). К тому же в случае дополнительного пит-стопа Фернандо вернулся бы на трассу позади Марка Уэббера, который и вовсе шел на среднем комплекте шин. Несмотря на то, что обгонять в Спа в воскресенье было не очень сложно, разница в скорости между Алонсо и Уэббером составляла всего около полусекунды на круге – слишком мало, чтобы без проблем опередить австралийца. Если оценивать ситуацию ретроспективно, то риск застрять за Марком не лишал «Феррари» шансов приехать на подиум, но совершенно точно лишал возможности вести борьбу за победу, и Скудерия не была бы гоночной командой, если бы не надеялась на максимальный результат. В итоге решение не заезжать в боксы, а попытаться удержаться вперед двух «Ред Булл», показалось стратегам команды более правильным, чем стремление оттянуть и сократить заключительный отрезок гонки на «медиуме», так что вряд ли стоит критиковать «Феррари» за такой выбор.
После возобновления гонки в режиме зеленых флагов Феттель взвинтил темп, обогнал Уэббера и Алонсо и, возглавив пелотон, начал потихоньку уходить в отрыв. Вряд ли Себу было очень просто пройти 17-круговый отрезок на «софте», который до этого на RB7 «уходил» за 8-10 кругов, но преимущество над Алонсо все же росло – шины на болиде испанца были еще старше. А после третьей остановки (которая произошла после пит-стопа Алонсо), с победителем гонки все стало ясно…
На заключительный отрезок Фернандо получил «медиум», который совершенно не в ладах со 150-й, и за оставшиеся круги испанец только отстал от лидера, да еще и пропустил вперед Уэббера и Баттона. Был ли у «Феррари» шанс зацепиться за подиум?
Относительная легкость обгонов в Спа привела к тому, что к финишу пилоты приехали практически согласно расстановке сил
Чисто гипотетически – да. Для этого Скудерия должна была поставить на третий отрезок своему лидеру еще один комплект «софта», Алонсо должен был поднажать, отыграть около шести секунд отставания от Феттеля, затем оторваться еще секунд на шесть, а на предпоследнем круге заехать за «медиумом» и… вернуться на третьей позиции. Однако для успешного исполнения такого плана требовалось обогнать Феттеля (это не самая простая задача) и по-хорошему нагрузить гонщика (что не так страшно) и машину с мотором (что куда важнее в преддверии Гран-при Италии).
Этот план выглядит безумным даже если знать результат заранее. На деле же Нандо после всех пит-стопов всех лидеров шел вторым и была надежда, что он поборется с «Ред Булл» (о Баттоне «Феррари» наверняка даже не думала) за второе место. Но, к сожалению для команды, «медиум» подкачал и Алонсо не зацепился даже за третье место.
Относительная легкость обгонов в Спа привела к тому, что к финишу пилоты приехали практически согласно расстановке сил: даже несмотря на провальное начало Гран-при Марк Уэббер и Дженсон Баттон – быстрейшие по чистой скорости в воскресенье – добрались до подиума. Где-нибудь в Барселоне такой номер наверняка бы не прошел.
Но что действительно интересно – у всех лидеров были разные тактики. Например, Уэббер, в очередной раз столкнувшийся с разрушением мягкого комплекта резины, предпочел практически всю гонку провести на среднем типе шин (для любителей теории заговоров отметим, что это решение было принято самим Марком).
Единственной сложностью для него мог стать второй «стинт», который состоял из 28 кругов, но на деле все сложилось как нельзя лучше: Марк не сильно отстал от тех, кто шел впереди, а Нико Росберг и Фелипе Масса, шедшие позади, были недостаточно хороши, чтобы заставить его хоть как-то понервничать. В заключительной же стадии RB7 австралийца всегда быстр – Уэббер предпочитает хороший баланс автомобиля с пустыми, а не полными баками.
В то же время Дженсон Баттон и Михаэль Шумахер, наоборот, после суматошных стартовых кругов перешли с «медиума» на «софт». Им, как и Феттелю, серьезно помогло появление автомобиля безопасности (оба отыграли около 20 секунд, и без этого Михаэль не догнал бы Нико Росберга), а также наличие моторов «Мерседес» на болидах – благодаря которым на прямой от «Радийона» до «Ле Комб» обгонять соперников было проще. Но принижать достоинства гонщиков мы не будем – они отлично поработали в воскресенье, добившись потрясающих успехов в работе с мягкими шинами.
Графики
Ход гонки (взято с Forix): горизонтальная ось – среднее время победителя гонки (то есть, полное время гонки, разделенное на количество кругов), с которым сравниваются времена остальных пилотов. Вертикальная ось – отставание.
Ход гонки (с официального сайта ФИА)
Другие темы в этом блоге:
Глубокое погружение: Гран-при Венгрии
Можете открыть покруговку, посчитать, сколько времени терял Льюис на первом отрезке после пит-стопа Феттеля, в кого бы Хэмилтон уперся после обгона Кобаяси, а дальше уже рассуждать о победе британца. О темпе Себастьяна могу сказать лишь, что он был именно таким, какой нужен для того, чтобы остаться впереди конкурентов и при этом не уничтожить резину.
Итог - четвертое место, как ни крути.
На самом деле то, что навозные клоуны сотворили с Алонсо на 8-м круге- форменный саботаж задачи по выигрышу гонки (если таковые еще реально ставятся в этой команде). А с учетом того, что Ал сделал на стартовых кругах дистанции- саботаж в квадрате. Ясно, что оптимальным моментом для 1-й остановки Ферна был 11-12 круг. Извините, но фора, которую тебе дает более сильный соперник, вменяемыми людьми так бездарно, бестолково, безобразно не профукивается. Впрочем, если ли вообще смысл о чем-либо говорить после ОАЭ-2010?..
Маки с Хамом стратегически сработали очень точно, риспект. Правда там другая убийственная проблема- в полном отсутствии мозгов у субстанции между рулем и сидением..
там все просто было
постфактум, зная все расклады, можно попробовать придумать идеальную стратегию, но в реальности все делается иначе
софт, на котором стартовали лидеры, уже прошел 6 кругов
феррари шло по тактике за феттелем, потому что его надо было обходить, и отъехать ему они не могли позволить
давайте считать потери - ну затянули бы они первый питстоп на три круга, более свежая резина после сафети - 3 секунды; но этого же никто не мог знать, что сафети обнулит гонку, и на втором отрезке, и третьем они проиграли феттелю по пять секунд; ну проиграли бы 7 - были бы третьи. это алонсо через 10 минут после гонки уже посчитал
выиграли те, у кого медиум стоял на первый отрезок, и они его еще сменили под сафети, еще и отыграв отставание в темпе - это, если я не ошибаюсь, баттон и шумахер
Владимир, я нигде не написал, что «Макларен» плохо работает с резиной, я написал, что Льюиса на первый пит-стоп зазвали поздно. А поздно потому, что после пит-стопа он застрял бы за Марком. Застрял бы наверняка - Марк шел практически в темпе лидеров на «медиуме» (но не быстрее!), эта резина у него могла продержаться более 20 кругов, и нет никаких гарантий, что Льюис смог бы легко пройти австралийца, не попортив себе резину.
Давайте допустим, что можно было сделать дополнительный пит-стоп, но есть несколько условий: производить его нужно было через несколько кругов после предыдущего, потому что с каждым последующим кругом надобность пит-стопа уменьшалась. Баттон, после того как поставил софт, начал выигрывать на круге примерно 1,3-1,5 секунды. Следовательно, за 10 кругов, а именно столько быстрых кругов Дженсон проехал на софте, он выиграл у Нандо 13-15 секунд. Как мы понимаем, все было бы на тоненького, решись Алонсо сразу на пит-стоп.
И все-таки, если бы Феррари хотели использовать тактику трех пит-стопов, то, как уже написал Дмитрий, нужно было ставить медиум на последнем круге. А вот в самой гонке за 10 кругов до финиша это было делать слишком поздно.
Всем спасибо за понимание! Владимир, на вас рассчитываю особо :)
«Дискутировать не хочу и не буду.»
Ну и зря, интересно было бы почитать продолжение.
Дима, спасибо, всегда интересно читать «Глубокое погружение» :)
//А дальше заезд в боксы Алонсо, и получается Себ впереди, при равном количестве пит-стопов в остатке//
Нет-нет, речь как раз об оптимальном моменте для меньшего кол-ва остановок- 2 против 3-х. Если же красные, оставливаясь после 8-го круга, были на тактике 3 питов, то на тот момент они уже проиграли гонку Феттелю! Хотя я лично не вижу никакого смысла останавлиться трижды на дистанции из 44-х кругов при отсутствии сколь-нибудь серьезных проблем с износом.
>> отставание в темпе - это, если я не ошибаюсь, баттон и шумахер
Немного ошибаетесь.
Баттон сменил медиум на третьем круге, Шумахер на четвертом. PC выехал на 13-м.
Просто он обнулил потери вышеупомянутых от ранних питстопов. Это же можно сказать, например, и про Сенну с Глоком, которые до машины безопасности успели дважды побывать в боксах - один раз для замены носов, второй раз для отбытия штрафа -))
Не совсем мне понятно, что бы дали Алонсо эти лишние 3-4 круга. Себ на свежей резине всех шустро догонял, и к гипотетическому питу Ала на 12 круге достал бы почти вплотную, ну секунд на 5-7 пускай. А дальше заезд в боксы Алонсо, и получается Себ впереди, при равном количестве пит-стопов в остатке. Только отрыв Себа был бы уже не 3-5, а 10-12 секунд. Свежих комплектов у всех было в достатке.
Правда Алонсо ничего не потерял бы в таком случае, наверно. Но и не выиграл бы.
1.»...указать итальянской компании на очевидную ошибку в выборе резины на этап. Согласитесь, по-хорошему за несколько квалификационных кругов на легких болидах с шинами – пусть и с легким превышением рекомендованного угла развала колес – не должно было произойти ничего страшного» - Дмитрий, тезис «очевидную ошибку в выборе резины»? для меня не очень понятен. Напомню, что проблему с резиной приписывали и Хэмилтону. Но Льюис проехал на ней 10 кругов! На других этапах как раз время первого пит-стопа проходило на 10-14 круге! А о длине круга в Спа не буду напоминать. Так что ни о какой большой проблеме с резиной речи не было. РБ вышел с таким предложением явно пытаясь получит себе более выгодное положение в гонке.
2.»В «Феррари» сообразили на этот счет достаточно быстро – Алонсо посетил бригаду механиков Скудерии уже 8-м круге. В «Макларене» же с пит-стопом Хэмилтона неоправданно затянули: Льюис поехал менять шины на 10-м, когда Себастьян сократил отрыв уже до 2,5 секунд.» - Дмитрий, тезис «В Макларен же с пит-стопом Хэмилтона неоправданно затянули» вызывает недоумение. Хотя Хэмилтон и отставал перед аварией на 15 секунд от Феттеля, но после обгона Кобаяши Льюис получал бы относительно свободную трассу и мог атаковать на новых шинах, а состояние резины Феттеля ( 5 лишних кругов по отношению к резине Льюиса))скоро начало бы уходшаться, поэтому отрыв бы неминуемо сократился бы и предполагаемый лишний пит-стоп лишил бы шансов Феттеля на победу. Хочу отметить, что если бы в гонке не надо было использовать «медиум» , то гонку выиграл бы Алонсо, но при таких низких температурах воздуха и полотна у меня не было сомнений в том, что у Феррари возникнут проблемы с «медиумом». Так что после первого пит-стопа Хэмилтона я ставил на победу именно Льюиса. Также замечу, что на третьем комплекте софта Себастьян из 17 кругов 4 были за пейс-каром, я это к тому, что какой мог бы быть второй отрезок у Феттеля не случись аварии с Хэмилтоном. Но и заключительный отрезок на медиуме ставит передо мной вопросы- Себастьян на нем был стабильно медленее Уэббера и Баттона почти на секунду. Хотелось бы понять, что это было -бережливый доезд или всё же проблемы с шинами.
Дмитрий, статья сильна притянута к результату, поэтому мне как бы тяжело оспаривать факты. Но Высказывание по поводу шин и тактики на гонку Феррари и Макларен не выдерживает никакой критики!
1. Предполагаемая дуэль Хэмилтона и Уэббера - новый софт против юзаного медиума. Назовите мне одну гонку в этом сезоне, где в такой ситуации жесткий медиум брал верх над мягким софтом. (Монако не в счёт).
2. Каким вам видится, предполагаемый круг пит-стопа Феттеля на втором отрезке гонки.
Дмитрий, я вам приважу конкретные факты (время на круге), а вы ни чего, только свои убеждения в собственной правоте.
Ну и ладно.
Дмитрий, вы правы в том, что Марк шёл в темпе Феррари Алонсо. Не знаю, что случилось с шинами Фернандо на этом отрезке, может под пейс-каром они остыли и он не смог их заставить снова эффективно работать, поэтому они с Макром шли в одном темпе. Но я хочу обратить ваше внимание на темп Баттона, после того как он с восьмого места вырвался на четвертое место и получил свободную трассу его темп стал на секунду быстрее Марка( кр.26-30). Поэтому не думаю, что Хэмилтон на новом софте имел бы проблемы с Марком на юзаном медиуме в районе 16-17 круга. Но повторюсь Феттель все равно был бы позади Хэмилтона. То что проблемы с резиной софт у РБ были не вызывает сомнения. И выезд машины безопасности помог Феттелю, об этом, кстати, сказал и Фернандо. Ресурс резины все равно остаётся главным фактором и Хэмилтон в данной ситуации смотрелся фаворитом
Но это мелочи. Текст отличный.
Повторюсь, буду краток:
гонка Феттеля: 3 круг время Феттеля - 1.55:708, 4 круг - 1.56:102 - потеря 4 десяток- это признак того что резина «умирает», замечу, что Себастьян лидировал на тот момент и помех ему не было!
Гонка Хэмилтона: автор указывает мне на потерю времени Хэмилтоном на отрезке 5-10 круга, итак Хэмилтон на 5 круге обгоняет Массу, без потери времени для себя, на 7 круге Льюис обгоняет Росберга, время Льюиса на 7 кр.-1.57:146, Феттель на 7кр.-1.54:733. Разница -2.413 - это самая большая разница на этом отрезке. Перед Льюисом свободная трасса и Хэмилтон на следующих двух кр. проигрывает времени Феттеля чуть больше полутора секунд на круге, нормальное отставание учитывая состояние резины. Итак время Хэмилтона на 8кр. - 1.55:647 у Феттеля такое же время было на 3кр.- 1.55:708! Время 9 круга
Хэмилтона - 1.56:161, у Феттеля такое же время было на 4 круге - 1.56:102. Потеря 0,5 секунды предыдущему кругу означает то, что резина «умирает», поэтому Льюис едет в боксы.
Какие можно сделать выводы по данному раскладу, что 5 лишних кругов на 7-ми км кольце означает - МАКЛАРЕН ГОРАЗДО ЛУЧШЕ РАБОТАЛ С РЕЗИНОЙ, и это должно было сказаться на следующих отрезках гонки!
О втором отрезке Феттеля трудно, что-то писать, а у Хэмилтона такого и не оказалось, поэтому перейду к третьему отрезку Феттеля. Третий отрезок Феттеля составил 17 кругов, но три из них были под пейс-каром, то есть боевых кругов было 14. Можно три круга в щедящем режими объединить в один боевой. предположим резина Феттеля на третьем отрезке выдержала 15 кругов - этот отрезок заканчивался кругами - 28 круг - 1:53.022, а 29 - 1:53.614 - потеря 0,5 секунды предыдущему кругу означает то, что резина «умирает». Замечу, что на этом отрезке время Феттеля падало с каждым кругом примерно на 0,1 секунды. К чему я это, да к тому, что на втором отрезке с более тяжёлыми баками и судя по времени пытаясь атаковать резина Себастьяна на втором отрезке прожила бы кругов 11-12 и пришлось бы ему делать пит-стоп на круге 17, а как я уже показал выше, Макларен куда бережней работал с резиной и на этом отрезке после обгона Льюисом Камуи Хэмилтон стал бы сокращать 15 секундный гандикап. А после пит-стопа Феттель оказался бы позади Льюиса имея не значительное преимущество по резине.
Я не пытался ничего «притянуть за уши». Я лишь привел факты, а умозаключения пусть каждый сделает сам.
Я поняла, что у Алонсо оставался еще комплект софта?
А возможен ли был вариант, что после того как поставили жесткую и поняв, что на ней гонщик слишком много теряет, снова поставить мягкую? Пусть и лишний пит-стоп – но темп гораздо выше. Или это вообще бредовая идея?
Дискутировать не хочу и не буду. Дмитрий, в своих утверждениях нужно быть убедительней!