У «Формулы-1» наконец-то появился конкурент. Первая гонка уже сегодня
Обязательно посмотрите.
«Формула Е» вот-вот начнет пятый сезон — и для человека, уже изголодавшегося по «формульным» гонкам за последние три недели, самый молодой гоночный чемпионат обещает стать увлекательным выбором. Последнее издание электросерии сильно изменилось по сравнению с предыдущими четырьмя розыгрышами: новые машины, новые правила, новые лица, новые команды и фавориты обещают интригу и гарантируют удовлетворение интереса познания. Если раньше «Формулу Е» лишь на словах называли полноценным конкурентом «Ф-1», то теперь чемпионат электрокаров действительно проявляет огромный потенциал. Развлечь любителей автоспорта в зимний перерыв он точно способен.
Серия автопроизводителей
В первом сезоне электрогонок зрители увидели соперничество четырех заводских команд – «Рено», «Ауди Абт», «Вентури» и «Махиндры» – с шестью частными коллективами. Вполне приличное присутствие корпораций для абсолютно любой серии (в «Ф-1», например, их тоже четыре) — но в сезоне-2018/2019 «Ф Е» сделала здоровенный шаг вперед. Теперь на стартовой решетке из 11 конюшен заводской поддержкой заручился десяток участников — подобного уровня конкуренции не видел еще ни один чемпионат мира.
Можно смело загибать пальцы: уже совсем скоро за звание лучшего конструктора электрокаров сразятся HWA (суббренд концерна «Даймлер» – фактически «Мерседес»), «Ягуар», «Дрэгон-Пенске» (выросший из гоночной команды автопроизводитель и владелец моторного производства «Илмор»), производитель рекордсмена «Нюрбургринга» среди электрокаров «НИО», победитель предыдущего Кубка конструкторов «Ауди», люксовый бренд Леонардо ди Каприо «Вентури», сменивший «Рено» брат по концерну «Ниссан», заводская команда «БМВ» и неизменная индийская «Махиндра» (и это еще без «Порше», наметившего дебют на конец 2019-го). Даже одна из быстрейших частных команд прошлого сезона «Течита» обменяла технику «Рено» на заводскую поддержку DS Automobiles – суббренда концерна «Ситроен-Пежо».
Правда, немцев из HWA можно зачислить в исключения, поскольку «Мерседес» решил в первый год обкатать гонщиков и командные процессы без использования собственной силовой установки. Моторное подразделение «серебряных стрел» получило дополнительные 12 месяцев на построение по-настоящему конкурентоспособного агрегата, а конюшня подписала контракт с «Вентури» на ближайший сезон. Но даже подобная ситуация и близко не равняет HWA с традиционными мелкими командами, ведь за спиной у немцев все равно стоит вся мощь концерна «Даймлер» и соответствующий бюджет — ради программы в «Формуле Е» «трехлучевые» ушли из ДТМ после чемпионского дубля.
В итоге единственным частным коллективом остался «Верджин» – он как раз и лишился поддержки DS. Зато взамен команде достались двигатели «Ауди», так что здесь пока сложно определить однозначно проигравшего: агрегаты «Ситроен» не особо впечатляли по ходу прошлого сезона, в то время как на немецких силовых установках выиграны треть всех электропри чемпионата.
Новые лица
С новыми топовыми командами и большими заводскими деньгами пришли и мастеровитые пилоты, заработавшие себе имя в других сериях. Например, самый яркий гонщик за всю историю существования «Формулы Е» Фелипе Масса подписал контракт с «Вентури» – вице-чемпион «Формулы-1» 2008 года и бывший ученик Михаэля Шумахера в «Феррари» определенно прибавит красок чемпионату и постарается вернуть монегасков в борьбу за подиумы.
Чуть менее звездным (но все равно крайне значительным) видится и переход в HWA двукратного чемпиона ДТМ Гэри Паффетта. 37-летний англичанин доказал свою состоятельность, выиграв три гонки в 2018-м и стабильностью пересилив блестящего Рене Раста, оформившего шесть первых мест подряд в попытке защитить титул после проваленного сезона – «Мерседес» просто никак не мог оставить опытного монстра без работы после закрытия программы в туринге. Напарником Гэри стал самый доминирующий чемпион в истории GP2 (160 очков отрыва от второго места) Стоффель Вандорн: после унижения от Фернандо Алонсо в «Макларене» бельгиец точно будет пылать жаждой реабилитации и покажет, чего стоит на самом деле. Ради него «Мерседес» даже не стал бороться за многолетнего протеже Паскаля Верляйна, освободив талантливого немца от контракта.
Многие ждали в «Торо Россо» чемпиона ДТМ 2014 года, считавшегося пару лет назад восходящей звездой «Ф-1», но «быки» увели у «Ниссана» Александра Албона, а Паскаля в итоге перехватила «Махиндра».
Японская команда подписала чемпиона «Формулы-Рено» 2015 года и бронзового призера «Формулы-2» 2017-го Оливера Роулэнда. Похожим образом пошли и в «Дрэгон-Пенске», подписав победителя десяти гонок в «Ф-3» и серебряного призера той же серии 2016 года Максимилиана Гюнтера.
В итоге можно было бы сказать, что команды получили исключительно мощную инъекцию таланта и опыта, если бы не решение «БМВ» заключить контракт с 30-летним заводским пилотом Александром Симсом. Да, лондонец выиграл несколько гонок за баварцев в спорткарах, но уже больше двух лет не гонял на болидах с открытыми колесами, а когда в 2016-м зачем-то навестил «Формулу-3» в Хоккенхайме, ни разу в трех заездах не приехал выше пятой позиции (в 28 лет против подростков). В юности Симс провел лишь один удачный сезон 2009 года, дебютантом заняв четвертое место в «евротрешке» и побив крепких пилотов Сэма Берда и Брендона Хартли, но уже тогда Алекс практически перестал прогрессировать и уже в следующем розыгрыше уступил нынешнему сопернику по «Ф Е» Эдоардо Мортаре. Фактически лондонец является середняком по меркам лучших гоночных серий – «БМВ» со своим заводским бюджетом мог бы найти более перспективный вариант.
Новые фавориты
Большинство экспертов под впечатлением от мощного предыдущего сезона называют будущими лидерами обоих гонщиков из «Ауди», да и на предсезонных тестах Лукас ди Грасси и Даниэль Абт постоянно находились в лидирующей группе. Тем не менее, сам коллектив из Ингольшдата по результатам испытаний записали в опасных конкурентов соотечественников из Мюнхена.
«Сейчас «БМВ» – именно та команда, на которую мы ориентируемся, – сказал руководитель «Ауди» Аллан Макниш. – Вероятно, она – одна из тех, что прыгнула на вершину».
Тем не менее, баварцы так не считают.
«Спасибо, но так Аллан просто хочет отвлечь всех от того факта, что «Ауди» и «Течита» – задающие тон коллективы, – ответил руководитель «БМВ» Йенс Марквардт. – Я бы не списывал со счетов и «Верджин» с HWА».
Мюнхенцы в самом деле показали силу на тестах, постоянно оказываясь в топе как на одном быстром круге, так и на гоночной дистанции. Антониу Феликс да Кошта даже показал лучшее время всех дней испытаний — судя по всему, прошедший все четыре сезона «Формулы Е» португалец готов добавить к одной «элекропобеде» еще несколько и сразиться за титул. Его напарник Алекс Симс тоже показал довольно неплохие времена, однако из-за пораженческого бэкграунда англичанина не спешат равнять с да Коштой.
Помимо немецких коллективов, быстрым выглядели и «гепарды» из «Течиты»: действующий чемпион Жан-Эрик Вернь постоянно вращался в тройке лучших гонщиков и показал в итоге второе общее время (правда, отстав от Феликса на 0,4 секунды). Напарник француза Андре Лоттерер на тестах не блистал, но сбрасывать многократного победителя «Ле-Мана» со счетов тоже не будет никто.
Почти не выпадал из лидирующей группы и Паскаль Верляйн — правда, его на первом заезде в Эр-Рияде заменит Феликс Розенквист: немцу нужно подождать конца года, чтобы освободиться от связей с «Мерседесом» и выступать в любых сериях по своему усмотрению. Швед уже выигрывал в прошлом сезоне, и с такой «Махиндрой» запросто может повторить.
Также отличные времена практически в темпе «Ауди» показали и гонщики «Вентури» Масса и Мортара. Лишь немного в одной из сессий у них выиграл середняк прошлого сезона Митч Эванс из «Ягуара» – но, похоже, того же ждать от его напарника и первого чемпиона «Формулы Е» Нельсиньо Пике не стоит. 33-летний бразилец провалил вторую половину прошлого сезона и вряд ли вернет себе былые кондиции.
При должном стечении обстоятельств за победы могут сразиться и пилоты «Верджин» Берд с Фряйнсом, и гонщики «Дрэгон» Лопес с Гюнтером. Но если в скорости первых мало кто сомневается (Сэм выиграл шесть гонок в предыдущих сезонах, а у Робина есть подиум и победа над да Коштой за не самый сильный «Андретти»), то у их соперников с мотором «Пенске» многое придется доказывать: Хосе-Мария в предыдущие два сезона запомнился жуткой нестабильностью, а Максимилиану еще нужно обвыкнуться.
Как ни странно, громкие новички HWA показали достаточно средние результаты: и Вандорн, и Паффетт проиграли да Коште в итоге более секунды – скорее всего, «Мерседесу» придется обкатывать команду в середине пелотона. Примерно на том же уровне проехал и чемпион серии Себастьян Буэми — швейцарец хоть и готов побеждать практически на любой технике, но вряд ли сможет одним лишь мастерством отыграть почти полторы секунды. Его напарник по «Ниссану» Роулэнд и вовсе не проехал на тестах ни единого по-настоящему топового круга.
Но слабее всех на протяжении каждого из четырех дней выглядели ребята из «НИО» Том Дильманн и Оливер Терви. Оба гонщика ранее показали себя крепкими середняками, но в одинаковых болидах постоянно демонстрировали примерно те же времена, стабильно уступая лидерам от 1,5 до 3 секунд. Судя по всему, именно китайская команда и станет главным аутсайдером сезона.
Впрочем, большие заводские бюджеты каждому оставляют шанс на развитие и рывок к победам по ходу сезона. Более того, конюшни ждет не только головокружительная техническая гонка, но и ожесточенная борьба в сфере оптимизации программного обеспечения: лучшей легко может стать коллектив со средней силовой установкой, но самым продуманным софтом.
«В начале сезона развитие многих деталей «заморожено», однако существует множество ходов, доступных к реализации на программном уровне, – объяснил Себастьян Буэми. – Софт помогает контролировать энергию или производительность на быстром круге – так мы можем сделать машину быстрее. Системы и программное обеспечение – едва ли не самый важный инструмент, благодаря которому можно добиться скорости. Мы много над этим работаем, продолжаем улучшать автомобиль, добавляя новые системы в течение всего сезона. Можно сравнить эту область «Формулы Е» с аэродинамической гонкой в «Формуле-1».
А поскольку штат хороших программистов не так прожорлив по части финансовых ресурсов, как аэродинамическая труба или множество тестовых карбоновых деталей, то шансы на лучший прогресс от электропри к электропри равны для всех команд.
Новые правила
Если вы не смотрели предыдущие сезоны «Формулы Е» исключительно из-за медленных машин, которых еще и меняли на пит-стопах из-за слабостей аккумуляторов — то вас ждет приятный сюрприз. Теперь электроболид под маркой Gen2 выглядит космическим кораблем.
Емкость его аккумуляторов значительно выросла вместе со скоростью: теперь он разгоняется до 280 км/ч вместо старых 225 км/ч и достигает «сотни» за 2,8 с., благодаря мощности в 270 л.с. легко опережая старую спецификацию.
Пит-стопы примут обыденный вид: больше никаких перебежек из машины в машину в боксах!
Серьезно переработали и ненавистный многим фанбуст: теперь публика не будет выбирать трех любимых гонщиков в приложении «Формулы Е» с целью выдать им кратковременный форсаж. На место онлайн-голосованию придет режим Attack Mode, похожий на режим ускорения из компьютерной игры Mario Kart: каждый пилот получит право на активацию «буста» на восемь минут во время каждой гонки. Для этого участникам всего лишь надо будет съехать с гоночной траектории и посетить специальный участок трассы с установленными датчиками: подобное задумано организаторами специально для того, чтобы гонщики рисковали потерей времени и позиции и сами оценивали необходимость ускорения. Кстати, никто заранее не сможет рассчитать стратегию с учетом активации Attack Mode: организаторы серии планируют озвучивать длину и расположение участков вместе с длительностью одной активации за час до гонки, внося в любой заезд элемент хаоса. Специально для зрителей особые траектории подсветят компьютерной графикой вместе с «гало» у включивших Attack Mode пилотов.
Изменились и более глобальные правила проведения гонок: теперь их будут отмерять не по километражу, а по времени, как в ДТМ. На один заезд запланируют по 45 минут, а после пилоты проедут финальный круг прямо под клетчатый флаг — казалось бы, подобная схема давно стала привычной в мире автоспорта, но действующему чемпиону «Формулы Е» она очень не понравилась.
«В этом есть свой интерес: появится много различных стратегий. Но есть и повод для беспокойства, – объяснил Жан-Эрик Вернь. – Если мы долго будем двигаться за сейфти-каром и сэкономим много энергии, то сможем атаковать вплоть до конца гонки. Это против ДНК нашего чемпионата. Мы не хотим постоянно ехать с максимальной скоростью – мы хотим, чтобы в нашу задачу входила и экономия заряда. Я рассуждаю об этом, потому что думаю о шоу и о зрелищности. Гонки, в которых все будут ехать друг за другом с максимальной скоростью и не смогут обгонять, окажутся скучными».
Когда и где смотреть
Первая гонка сезона начнется 15 декабря в 15:05. Следующая гонка пройдет 12 января в Марракеше. Посмотреть обе можно будет на Евроспорте.
Фото: twitter.com/fiaformulae; Gettyimages.ru/Handout/Formula E/Sam Bloxham/Jaguar Racing; REUTERS/Eric Gaillard; globallookpress.com/Bildagentur Kräling/imago sportfotodienst, Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com
Теперь о грустном. Наличие заводских команды и отсутствие потолка бюджетов это повторение ошибок ф1.
ЗЫ. Звук болидов формулы Е напоминает посещение стоматолога :)
Мне кажется, этой цитатой сказано всё, что нам нужно знать о Формуле-Е.
Что до потолка бюджетов и привлечения производителей, то в электротехнике трудно отыграть 50 кВт, все будет +- процент максимум, тем более что емкости аккумуляторов и мощность на моторы определены правилами. Но производителям нужно делать электроприводы для рынка, почему бы не потренироваться в спорте? Да и электромоторы при стандартной батарее прямо скажем недороги. Отсюда и способ соревнования - экономия энергии по ходу гонки для борьбы за позицию, отсюда и фокусы с ускоренными траекториями, взятые из кибергоночных аркад.
В общем, увеличат емкость еще в два раза при разумном весе батарей- выйдут на трассы эфодины, а это все. Если через 8 лет в автосалонах многих стран Европы нельзя будет купит машину с ДВС, кто будет смотреть гонки с ДВС?
Ну и в перспективе - гонки дронов, ИИ и возможно гонки станут наконец довольно аварийными и зрелищными - за жизнь пилотов и уж особенно ИИ опасаться не нужно.